Открытый урок познания мира в 3 классе «Вода в природе. Охрана воды»


 Конюхова Елена Семеновна
 учитель начальных классов Акмолинская область Сандыктауский район ГУ «Сандыктауская средняя школа»

Тема: Вода в природе. Охрана воды.

Цель: к концу урока учащиеся составят кластеры по основным понятиям темы и смогут выполнить индивидуальные  дифференцированные задания.

Критерии успеха:

·        Знают, какие бывают природные водоёмы;

·        Знают и называют части реки;

·        Знают, какие воды называются подземными, что такое артезианский колодец;

·        Могут назвать крупные реки и озера Казахстана, показать на физической  карте Кахахстана;

·        Могут назвать водоемы нашей местности и кратко рассказать о них;

·        В группах смогут составить кластер по заданной теме и презентуют свои творческие работы.

·        Умею работать в группе;

·        Умею анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, презентация к уроку, физическая карта Казахстана, глобус, ватманы, маркеры, раздаточные карточки, сигнальные карточки, учебник «Познание мира» для учащихся 3 класса, общеобразовательной школы /К. Аймагамбетова, Н.А.Ким, Г.Д. Мырзаканова, Т.Г. Напалкова–Алматыкітап баспасы, 2014.

Ход урока.

1. Психологический настрой.(слайд 2)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать

И друг другу помогать.
Девиз нашего урока сегодня звучит так:

«С хорошим настроением принимайся за работу!»

Сегодня мы будем работать в группе, повторим правила работы в группе.(слайд 3)

Группы не соревнуются, а делают общее дело.

В группе нет главных. Все члены команды равны.

Все члены команды отвечают за результат проекта.

Члены группы получают удовольствие от проекта и общения.

Выслушивайте мнение каждого, не перебивайте друг друга.

Время на работу ограничено.

Ролевое распределение в группе. (слайд 4)

Организатор (лидер) – организует работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Помощник секретаря – записывает все предложения группы

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Спикер – представляет работу группы.

2. Актуализация знаний.(слайд 5)

Загадка.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Какие сведения о воде вам были известны до сегодняшнего урока?  (слайд 6)

ВОДА

Работа в группах. ( слайд 7)

Состояние воды: жидком, твердом и газообразном (водяной пар)      (слайд 8)

Свойства воды: жидкая, не имеет своей формы, не имеет цвета – бесцветна, прозрачна, безвкусна, без запаха, текуча, растворитель.                       (слайд 9)

На вопрос: какая бывает вода? Группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д.                                                  (слайд 10)

Какие водоёмы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей и т.д.

Классифицируйте! ( – На какие две группы можно разделить?)            ( слайд 11,12)

3.Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: Вода в природе. Охрана воды. (слайд 13, 14,15)

Эпиграф к уроку:

«Там, где есть вода, там есть жизнь»

Этапы урока:

Водоёмы в природе.

Река. Части реки.

Озёра.

Подземные воды.

Использование вод водоёмов человекам.

Крупные реки и озёра Казахстана.

Природные водоёмы нашей местности.

Охрана водоёмов.

Продолжи предложение:

– К концу урока я буду знать …

– К концу урока я смогу…

– К концу урока я научусь…

ХОЧУ УЗНАТЬ…  (слайд 16)

что такое река и озеро;

какие части имеет река;

какие бывают озера;

реки и озера Казахстана;

что такое подземные воды и как они образуются,

Почему говорят: «Там, где есть вода, там есть жизнь».

4. Изучение нового материала.

Работа в группах с учебником. (с.51 – 53)

Прочитать отрывок и составить кластер.

1 группа

Использование водоёмов. Загрязнение водоёмов.

2 группа

Подземные воды.

3 группа

Река

4 группа

Озёра

Критериальное оценивание работы групп. (самооценивание и взаимооценивание) (слайд 17)
Время выполнения
Раскрытие материала, задания, темы.
Умение слушать презентации других

групп, задавать

вопросы,

делать дополнения
Общий

балл
1 группа

2 группа

3 группа

4 группа
Презентация и оценивание работы групп. ( слайды 18-26 – дополнение к работам учащихся)

– А сейчас мы совершим заочное путешествие по Казахстану.

Наши репортёры в течении недели собирали материал о реках и озёрах Казахстана. Давайте послушаем их. Рассказы детей. ( слайды 27 – 40)

Самая длинная река – это Ертис (Иртыш).Её длина – больше 4000 км, из них 1700 км протекает по территории Казахстана. Берёт начало в Китае на Западных склонах Монгольского Алтая, Впадает в реку Обь.

На берегу реки расположены крупные города: Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск

На Ертисе построены три ГЭС, водохранилища и канал Ертис – Караганды. Ертис богат рыбой. Развито – рыболовство.

Один из крупных притоков Иртыша – река Ишим
Река Ишим течёт на севере Казахстана .Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На берегах этой реке  раскинулся  главный город Казахстана – Астана. А так же города: Петропавловск, Есиль, Атбасар.Ишим снабжает водой север Казахстана. Река имеет транспортное значение. Ишим судоходен. Кроме того, река Ишим является рыбохозяйственным водоёмом.

Сырдарья  находится на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря.

Река Иле протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы. Воды реки Иле люди используют для орошения.

Река Урал (Жайық) находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. На берегах этой реки расположены города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей. В ней много рыбы, в том числе очень ценной породы – осетровой.

Каспийское море на западе Казахстана (ученики находят на карте). Каспийское море – самое большое бесссточное озеро мира. Почему море называют озером? ( размышления учащихся)

– В древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.

Озеро протянулось с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 374 кв.км. В нашу Республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ. Его бороздят рыболовные суда.

Аральское море находится на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Это тоже остаток древнего океана. Сейчас Аральское море мелеет. Воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет. Экологическая обстановка продолжает ухудшаться
Озеро Балхаш Третье крупное бессточное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам. В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство.

Озеро Зайсан
Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Зайсан протекает Иртыш. Озеро Зайсан знаменито не только своей красотой, но и существующими только в этом месте, рощами- тополя – туранги.
Озеро Тенгиз – горько-солёное озеро почти в центре Казахского мелкосопочника (Сары-Арка) Место обитания красивых птиц фламинго, пеликанов. Озеро находится в заповеднике, где водятся бурый медведь, снежный барс, рысь.
Озеро Алаколь  расположено на юго-востоке Казахстана
В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба.
В северной части республики Казахстан, в невысоких горах, располагается   озеро Боровое.  Туристические путеводители всего мира именуют это место не иначе как «Казахской Швейцарией» или «жемчужиной Казахстана». Сюда люди приезжают посмотреть на «Танцующие» березы , Голубые заливы и интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают сказочных персонажей: верблюд Бура, кит и ежик, слон, легендарные скалы «Жумбактас» и «Окжетпес»
Работа в парах. На физической карте Казахстана найти реки и озёра.

 

– А в нашей местности есть водоёмы?

Беседа о водоёмах нашей местности. (слайды 41 – 44)

 

Презентация 1 группы. Кластер – «Использование водоёмов.Загрязнение водоёмов» (слайд 45, 46)

Обсуждение.

– Какую опасность для людей представляют грязные водоёмы? (слайд 47)

 

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОДОЁМОВ ( слайд 48)

Не загрязняйте берега водоёмов (банками, бутылками, упаковками).

Не мойте машины и трактора в речке.

Используйте очистительные сооружения.

Экономно расходуйте пресную воду.

Не рвите растения, растущие в водоёме, они являются украшением водоёма и необходимы другим водным обитателям

5. Контроль знаний, обратная связь.

Три правды и одна ложь.

1. Исток – место рождения реки.

2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.

3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.

4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.

 

 

1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.

2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.

3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.

4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.

 

Решение учебной задачи.

Объясни смысл…

«Там, где есть вода, там есть жизнь».

Вода – это жизнь. Реки и озёра Казахстана богаты рыбой. Эти места – настоящий рай для птиц.

Реки – это основной источник пресной воды. Речную воду используют для  орошения полей. По рекам проходят суда, перевозят людей, и грузы. На реках возводят  электростанции, которые вырабатывают электричество.

Реки – это колыбель человечества, человек издавна селился у рек, т.к. без воды нет жизни.

Чистоту воды и красоту родного края будем беречь – это в наших руках! (слайд 53)

6. Рефлексия.

УЗНАЛ… (устно, слайд 54)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

(индивидуально, слайд 55) «Рефлексивная мишень»

 

Домашнее задание. (слайд 56)

-Выбери свой уровень сложности.

Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

Сочини сказку о речке или капельке.

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активно работали.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

Интернет ресурсы:

1. http://go.mail.ru/search?fm=1&gp=inet2amigo&rf

2. http://go.mail.ru/search?gp=inet2amigo&u

3. http://visitkazakhstan.kz/ru/about/55

4. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/tiema-rieki-i-oziera-kazakhstana

Литература:

1. «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек 2012.

Три правды и одна ложь

1. Исток – место рождения реки.

2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.

3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.

4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.

 

1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.

2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.

3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.

4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.

 

Три правды и одна ложь

1. Исток – место рождения реки.

2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.

3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.

4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.

 

1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.

2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.

3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.

4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.

Домашнее задание.

Выбери свой уровень сложности.

         Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

         Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

         Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

         Сочини сказку о речке или капельке.

 

 

Домашнее задание.

Выбери свой уровень сложности.

         Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

         Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

         Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

         Сочини сказку о речке или капельке.

 

 

Домашнее задание.

Выбери свой уровень сложности.

         Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

         Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

         Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

         Сочини сказку о речке или капельке.

 

Домашнее задание.

Выбери свой уровень сложности.

         Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

         Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

         Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

         Сочини сказку о речке или капельке.

 

Домашнее задание.

Выбери свой уровень сложности.

         Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.

(4 –  «тонких», 1 – «толстый»)

         Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.

         Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»

         Сочини сказку о речке или капельке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *