Открытый урок познания мира в 3 классе «Вода в природе. Охрана воды»
Конюхова Елена Семеновна
учитель начальных классов Акмолинская область Сандыктауский район ГУ «Сандыктауская средняя школа»
Тема: Вода в природе. Охрана воды.
Цель: к концу урока учащиеся составят кластеры по основным понятиям темы и смогут выполнить индивидуальные дифференцированные задания.
Критерии успеха:
· Знают, какие бывают природные водоёмы;
· Знают и называют части реки;
· Знают, какие воды называются подземными, что такое артезианский колодец;
· Могут назвать крупные реки и озера Казахстана, показать на физической карте Кахахстана;
· Могут назвать водоемы нашей местности и кратко рассказать о них;
· В группах смогут составить кластер по заданной теме и презентуют свои творческие работы.
· Умею работать в группе;
· Умею анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, презентация к уроку, физическая карта Казахстана, глобус, ватманы, маркеры, раздаточные карточки, сигнальные карточки, учебник «Познание мира» для учащихся 3 класса, общеобразовательной школы /К. Аймагамбетова, Н.А.Ким, Г.Д. Мырзаканова, Т.Г. Напалкова–Алматыкітап баспасы, 2014.
Ход урока.
1. Психологический настрой.(слайд 2)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
И друг другу помогать.
Девиз нашего урока сегодня звучит так:
«С хорошим настроением принимайся за работу!»
Сегодня мы будем работать в группе, повторим правила работы в группе.(слайд 3)
Группы не соревнуются, а делают общее дело.
В группе нет главных. Все члены команды равны.
Все члены команды отвечают за результат проекта.
Члены группы получают удовольствие от проекта и общения.
Выслушивайте мнение каждого, не перебивайте друг друга.
Время на работу ограничено.
Ролевое распределение в группе. (слайд 4)
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения группы
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Спикер – представляет работу группы.
2. Актуализация знаний.(слайд 5)
Загадка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Какие сведения о воде вам были известны до сегодняшнего урока? (слайд 6)
ВОДА
Работа в группах. ( слайд 7)
Состояние воды: жидком, твердом и газообразном (водяной пар) (слайд 8)
Свойства воды: жидкая, не имеет своей формы, не имеет цвета – бесцветна, прозрачна, безвкусна, без запаха, текуча, растворитель. (слайд 9)
На вопрос: какая бывает вода? Группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д. (слайд 10)
Какие водоёмы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей и т.д.
Классифицируйте! ( – На какие две группы можно разделить?) ( слайд 11,12)
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: Вода в природе. Охрана воды. (слайд 13, 14,15)
Эпиграф к уроку:
«Там, где есть вода, там есть жизнь»
Этапы урока:
Водоёмы в природе.
Река. Части реки.
Озёра.
Подземные воды.
Использование вод водоёмов человекам.
Крупные реки и озёра Казахстана.
Природные водоёмы нашей местности.
Охрана водоёмов.
Продолжи предложение:
– К концу урока я буду знать …
– К концу урока я смогу…
– К концу урока я научусь…
ХОЧУ УЗНАТЬ… (слайд 16)
что такое река и озеро;
какие части имеет река;
какие бывают озера;
реки и озера Казахстана;
что такое подземные воды и как они образуются,
Почему говорят: «Там, где есть вода, там есть жизнь».
4. Изучение нового материала.
Работа в группах с учебником. (с.51 – 53)
Прочитать отрывок и составить кластер.
1 группа
Использование водоёмов. Загрязнение водоёмов.
2 группа
Подземные воды.
3 группа
Река
4 группа
Озёра
Критериальное оценивание работы групп. (самооценивание и взаимооценивание) (слайд 17)
Время выполнения
Раскрытие материала, задания, темы.
Умение слушать презентации других
групп, задавать
вопросы,
делать дополнения
Общий
балл
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Презентация и оценивание работы групп. ( слайды 18-26 – дополнение к работам учащихся)
– А сейчас мы совершим заочное путешествие по Казахстану.
Наши репортёры в течении недели собирали материал о реках и озёрах Казахстана. Давайте послушаем их. Рассказы детей. ( слайды 27 – 40)
Самая длинная река – это Ертис (Иртыш).Её длина – больше 4000 км, из них 1700 км протекает по территории Казахстана. Берёт начало в Китае на Западных склонах Монгольского Алтая, Впадает в реку Обь.
На берегу реки расположены крупные города: Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск
На Ертисе построены три ГЭС, водохранилища и канал Ертис – Караганды. Ертис богат рыбой. Развито – рыболовство.
Один из крупных притоков Иртыша – река Ишим
Река Ишим течёт на севере Казахстана .Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На берегах этой реке раскинулся главный город Казахстана – Астана. А так же города: Петропавловск, Есиль, Атбасар.Ишим снабжает водой север Казахстана. Река имеет транспортное значение. Ишим судоходен. Кроме того, река Ишим является рыбохозяйственным водоёмом.
Сырдарья находится на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная.
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря.
Река Иле протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы. Воды реки Иле люди используют для орошения.
Река Урал (Жайық) находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. На берегах этой реки расположены города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей. В ней много рыбы, в том числе очень ценной породы – осетровой.
Каспийское море на западе Казахстана (ученики находят на карте). Каспийское море – самое большое бесссточное озеро мира. Почему море называют озером? ( размышления учащихся)
– В древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.
Озеро протянулось с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 374 кв.км. В нашу Республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ. Его бороздят рыболовные суда.
Аральское море находится на юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Это тоже остаток древнего океана. Сейчас Аральское море мелеет. Воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет. Экологическая обстановка продолжает ухудшаться
Озеро Балхаш Третье крупное бессточное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам. В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство.
Озеро Зайсан
Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Зайсан протекает Иртыш. Озеро Зайсан знаменито не только своей красотой, но и существующими только в этом месте, рощами- тополя – туранги.
Озеро Тенгиз – горько-солёное озеро почти в центре Казахского мелкосопочника (Сары-Арка) Место обитания красивых птиц фламинго, пеликанов. Озеро находится в заповеднике, где водятся бурый медведь, снежный барс, рысь.
Озеро Алаколь расположено на юго-востоке Казахстана
В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба.
В северной части республики Казахстан, в невысоких горах, располагается озеро Боровое. Туристические путеводители всего мира именуют это место не иначе как «Казахской Швейцарией» или «жемчужиной Казахстана». Сюда люди приезжают посмотреть на «Танцующие» березы , Голубые заливы и интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают сказочных персонажей: верблюд Бура, кит и ежик, слон, легендарные скалы «Жумбактас» и «Окжетпес»
Работа в парах. На физической карте Казахстана найти реки и озёра.
– А в нашей местности есть водоёмы?
Беседа о водоёмах нашей местности. (слайды 41 – 44)
Презентация 1 группы. Кластер – «Использование водоёмов.Загрязнение водоёмов» (слайд 45, 46)
Обсуждение.
– Какую опасность для людей представляют грязные водоёмы? (слайд 47)
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОДОЁМОВ ( слайд 48)
Не загрязняйте берега водоёмов (банками, бутылками, упаковками).
Не мойте машины и трактора в речке.
Используйте очистительные сооружения.
Экономно расходуйте пресную воду.
Не рвите растения, растущие в водоёме, они являются украшением водоёма и необходимы другим водным обитателям
5. Контроль знаний, обратная связь.
Три правды и одна ложь.
1. Исток – место рождения реки.
2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.
3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.
4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.
1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.
2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.
3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.
4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.
Решение учебной задачи.
Объясни смысл…
«Там, где есть вода, там есть жизнь».
Вода – это жизнь. Реки и озёра Казахстана богаты рыбой. Эти места – настоящий рай для птиц.
Реки – это основной источник пресной воды. Речную воду используют для орошения полей. По рекам проходят суда, перевозят людей, и грузы. На реках возводят электростанции, которые вырабатывают электричество.
Реки – это колыбель человечества, человек издавна селился у рек, т.к. без воды нет жизни.
Чистоту воды и красоту родного края будем беречь – это в наших руках! (слайд 53)
6. Рефлексия.
УЗНАЛ… (устно, слайд 54)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
(индивидуально, слайд 55) «Рефлексивная мишень»
Домашнее задание. (слайд 56)
-Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.
«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активно работали.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Интернет ресурсы:
1. http://go.mail.ru/search?fm=1&gp=inet2amigo&rf
2. http://go.mail.ru/search?gp=inet2amigo&u
3. http://visitkazakhstan.kz/ru/about/55
4. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/tiema-rieki-i-oziera-kazakhstana
Литература:
1. «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек 2012.
Три правды и одна ложь
1. Исток – место рождения реки.
2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.
3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.
4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.
1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.
2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.
3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.
4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.
Три правды и одна ложь
1. Исток – место рождения реки.
2.Место, где река впадает в другой водоём, называется устьем.
3. Водоупорные пласты состоят из песка, гравия и гальки.
4.Артезианский колодец – это скважина для использования подземных вод.
1. Иртыш, Ишим, Иле – реки Казахстана.
2. «Танцующая берёзовая роща» находится на берегу озера Боровое.
3.Озеро Тенгиз – место обитания розовых фламинго.
4. На берегах реки Урал – раскинулся главный город Казахстана – Астана.
Домашнее задание.
Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.
Домашнее задание.
Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.
Домашнее задание.
Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.
Домашнее задание.
Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.
Домашнее задание.
Выбери свой уровень сложности.
Прочитать внимательно параграф учебника и составить пять вопросов другу.
(4 – «тонких», 1 – «толстый»)
Найти пословицы, поговорки, загадки о воде и выучить.
Написать мини- сочинение «Вода – это жизнь»
Сочини сказку о речке или капельке.