«Умеем фантазировать – умеем говорить»
Фоменко Галина Михайловна
воспитатель г. Экибастуз, КГКП ясли-сад №18 «Гномик»
Вот уже 30 лет я прихожу каждый день на работу в детский сад «Гномик». Наблюдая за детьми, их поведением, разговором, выявилось слабое развитие речи. Не зря говорят, речь – способность данная людям, как великий дар природы. Речевая функция очень важна для ребенка и овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития у дошкольников. В наше время, компьютеризации, развитие речи волнует не только воспитателей, но и родителей, «Говорящий» малыш не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С опыта работы я точно знаю, речью ребенок овладевает только при общении с взрослым – он должен слышать речь. Независимо от национальности ребенок заговорит на том языке, на котором с ним общаются взрослые. Развитие речи ребенка имеет жизнетворческий характер, но индивидуальная выраженность речи у каждого своя. Дети 5-6 лет начинают демонстрировать свое речевое творчество. Умеют фантазировать – умеют говорить. Для меня очень интересной темой в развитии речи детей есть речевое творчество. Словесное творчество-это один из видов развивающего обучения. Вся сложность развивающего обучения заключается в том, что надо не объяснять, не рассказывать ребенку способ действия, правило, а так организовывать его собственную деятельность, чтобы он сам пришел к ним закономерно и неотвратимо. Я точно знаю, что развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности – одна из задач обучения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно и личность в целом.
Задача воспитателя – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный, это не одно и тоже. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
Разговаривать – это значит беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими его людьми. Со своих наблюдений я заметила, старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи. Они становятся замкнутыми, застенчивыми, иногда раздражительными.
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Я поняла, чтобы эти навыки выработать, надо создать им определенные условия.
В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Поэтому большое внимание я уделяю предметно-пространственной среде. Ведь дошкольная группа – среда обитания ребенка. И не секрет, что большую часть времени он находится в группе. И здесь он может реализовать свои интересы.
Вторым условием – является широкая речевая практика. Дети дожны общаться не только со своими сверстниками. Но и с детьми старше, младше себя. Поэтому совместные праздники, театрализованная деятельность, походы в гости стали традицией.
Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество. Необходимо создать условия ,помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.
Поэтому в ГОСО РК правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции. Способности налаживать общение в социуме. В своей работе по речетворчеству я поставила перед собой следующие задачи:
-активизировать и уточнять словарный запас детей, обогащать его названиями предметов. действий, признаков.
– закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, выразительность речи.
– развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя мимику жесты,фольклор.
-воспитывать культуру речевого общения.
-учить сотворчеству со взрослыми, в процессе сочинения небылиц, сказок.
-учить кодировать и анализировать полученную информацию.
-побуждать детей использовать импровизации на заданный текст сказки, стихотворения, небылицы.
-учить подбирать рифмы. Подводить к коллективному творчеству в сочинении стихотворений.
-воспитывать чувство находчивости. изобретательности, фантазии. юмора. Чтобы решить эти задачи, я разбила свою работу по словотворчеству на несколько блоков
1. Придумывание сказок: -по предложенному началу;
-вхождение в воображаемую ситуацию;
-с реальными героями. Обладающими фантастическими свойствами;
-моделирование действий героев;
-животные герои сказок
2. Придумывание рассказов:
-о реальных событиях;
-о выдуманных событиях;
-от лица героя.
3. Придумывание смешного;
-придумывание смешных словосочетаний и фраз;
-шутливое объяснение фразеологизма;
-придумывание смешных рассказов. частушек.
4. Стихотворчество:
-придумывание рифм;
-придумывание рифмованных фраз;
-придумывание стихов.
5. Придумывание загадок:
-о временах года; о животных ,о растениях и т. д.
6. Лексические формы:
-антонимы, синонимы. омонимы.
7. Небылицы:
-о животных, о растениях, о сказочных героях. О великанах.
Я точно знаю, что используя весь этот материал + систематичность в работе с детьми и помощь взрослых, позволяет поднять на соответствующий уровень речевое развитие детей.
Обобщив весь этот материал и опыт работы, мною было составлено методическое пособие по речетворчеству «Фантазеры» для детей старшей группы-5 лет.
А теперь я вам предлагаю « Первое перо» моих деток:
Загадки
1.Желтый одуванчик, по двору идет
Желтый одуванчик, зернышки клюет.(цыпленок).
2.По лесу идет таежный хозяин, деревья ломает.
Пчел разгоняет. Что за зверь? Кто отгадает?(медведь).
Небылица про осень.
С наступлением осени
Все вокруг меняется:
Улетают суслики
Цветочки распускаются.
Птицы в норки прячутся,
Кружится метель.
Загорать и плавать мы
Можем целый день.
Дразнилка.
Есть такой мальчик
По имени Влад
Он немного глуховат
Любит пищать,
Долго плакать и кричать.
Рассказ про осень.
Пришла осень. Пожелтели листья. Небо стало серое и хмурое. Осенью птицы улетают в теплые края, где много червячков и спелых ягод. Осенью часто идут дожди. Но все равно. Осень это красивое время года. Потому что столько разноцветных листочков не бывает ни в одно время года. Осень- это золотая пора!