«Умеем фантазировать – умеем говорить»


Фоменко Галина Михайловна
воспитатель г. Экибастуз,  КГКП ясли-сад №18 «Гномик»

Вот уже 30 лет я прихожу каждый день на работу в детский сад «Гномик». Наблюдая за детьми, их поведением, разговором, выявилось слабое развитие речи. Не зря говорят, речь – способность данная людям, как великий дар природы. Речевая  функция очень важна для ребенка и овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития у дошкольников. В наше время, компьютеризации, развитие речи волнует не только воспитателей, но и родителей, «Говорящий» малыш не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С опыта работы я точно знаю, речью ребенок овладевает только при общении с взрослым – он должен слышать речь. Независимо от национальности ребенок заговорит на том языке, на котором с ним общаются взрослые. Развитие речи ребенка имеет  жизнетворческий характер, но индивидуальная выраженность речи у каждого своя. Дети 5-6 лет начинают демонстрировать свое речевое творчество.   Умеют фантазировать –  умеют говорить. Для меня очень интересной темой в развитии речи детей  есть речевое творчество. Словесное творчество-это один из видов развивающего обучения. Вся сложность развивающего обучения заключается в том, что надо не объяснять, не рассказывать ребенку способ действия, правило, а так организовывать его собственную деятельность, чтобы он сам пришел к ним закономерно и неотвратимо. Я точно знаю, что    развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности – одна из задач обучения. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире  его возможности познавать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно и личность в целом.

Задача воспитателя – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный, это не одно и тоже. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен   владеть  определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

Разговаривать – это значит беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его  стремление к общению с окружающими его людьми. Со своих наблюдений я заметила, старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи. Они становятся замкнутыми, застенчивыми, иногда раздражительными.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного формирования речи, это  благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.  Я поняла, чтобы эти навыки выработать, надо  создать им определенные условия.

В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Поэтому большое внимание я уделяю предметно-пространственной среде. Ведь дошкольная группа – среда обитания ребенка. И не секрет, что большую часть времени он находится в группе. И здесь он может реализовать свои интересы.

Вторым условием – является широкая речевая практика. Дети  дожны общаться не только со своими сверстниками. Но и с детьми старше, младше себя. Поэтому совместные праздники, театрализованная деятельность, походы в гости стали традицией.

Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество. Необходимо создать  условия ,помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.

Поэтому в  ГОСО  РК правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции. Способности налаживать общение в социуме. В своей работе по речетворчеству я поставила перед собой следующие задачи:

-активизировать и уточнять словарный запас детей, обогащать его названиями предметов. действий, признаков.

– закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию,   выразительность речи.

– развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя мимику жесты,фольклор.

-воспитывать культуру речевого общения.

-учить сотворчеству со взрослыми, в процессе сочинения небылиц, сказок.

-учить кодировать и анализировать полученную информацию.

-побуждать детей использовать импровизации на заданный текст сказки, стихотворения, небылицы.

-учить подбирать рифмы. Подводить к  коллективному творчеству в сочинении стихотворений.

-воспитывать чувство находчивости. изобретательности, фантазии. юмора. Чтобы решить эти задачи, я разбила свою  работу по словотворчеству на несколько блоков

1. Придумывание сказок: -по предложенному началу;

-вхождение в воображаемую ситуацию;

-с реальными героями. Обладающими фантастическими свойствами;

-моделирование действий  героев;

-животные герои сказок

2. Придумывание рассказов:

-о реальных событиях;

-о выдуманных событиях;

-от лица героя.

3. Придумывание смешного;

-придумывание смешных словосочетаний и фраз;

-шутливое объяснение фразеологизма;

-придумывание смешных рассказов. частушек.

4. Стихотворчество:

-придумывание рифм;

-придумывание рифмованных фраз;

-придумывание стихов.

5. Придумывание загадок:

-о временах года; о животных ,о растениях и т. д.

6. Лексические формы:

-антонимы, синонимы. омонимы.

7. Небылицы:

-о животных, о растениях, о сказочных героях. О великанах.

Я точно знаю, что используя весь этот материал + систематичность в работе с детьми и помощь взрослых, позволяет поднять на соответствующий уровень речевое развитие детей.

Обобщив весь этот материал и опыт работы, мною было составлено  методическое пособие по речетворчеству  «Фантазеры» для детей  старшей группы-5 лет.

А теперь я вам предлагаю « Первое перо» моих деток:

Загадки

1.Желтый одуванчик, по двору идет

Желтый одуванчик, зернышки клюет.(цыпленок).

2.По лесу идет таежный хозяин, деревья ломает.

Пчел разгоняет. Что за зверь? Кто отгадает?(медведь).

Небылица  про осень.

С наступлением осени

Все вокруг меняется:

Улетают суслики

Цветочки распускаются.

Птицы в норки прячутся,

Кружится метель.

Загорать и плавать мы

Можем целый день.

Дразнилка.

Есть такой мальчик

По имени Влад

Он немного глуховат

Любит пищать,

Долго плакать и кричать.

Рассказ про осень.

Пришла осень. Пожелтели листья. Небо стало серое и хмурое. Осенью птицы улетают в теплые края, где много червячков и спелых ягод. Осенью часто идут дожди. Но все равно. Осень это красивое время года. Потому что столько разноцветных листочков не бывает ни в одно время года. Осень- это золотая пора!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *