«Использование информационных ресурсов в деятельности образовательного учреждения»


Копылова Елизавета Витальевна
 учитель английского языка ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

v  рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

v  сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

v  построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

v  вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

v  использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

v  интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование информационных ресурсов в деятельности учителей иностранного языка.

Многие преподаватели уже успели оценить влияние ИКТ на процесс обучения. Как показывает практика, применение ИКТ на уроке иностранного языка не только создает новые возможности передачи и восприятия знаний, позволяет оценивать результаты объективно, помогает интенсифицировать, индивидуализировать деятельность учащихся, мотивирует учащихся к учению, к поиску знаний самостоятельно, но и позволяет приблизить процесс общения к реальному общению.

Сегодня каждый учитель применяет ИКТ по-своему. Некоторые используют технику только как средство для показа наглядных пособий (вместо реальных картинок или схем на доске). Другие работают, если не возникает технических проблем, в режиме on-line. Третьи пытаются использовать готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), среди которых есть действительно неплохие. Однако использование готовых ЦОР вызывает ряд проблем. Во-первых, содержание этих средств бывает сложно соотнести с учебно-методическим комплексом, с целями и задачами урока. Во-вторых, форма работы возможна в основном только коллективная, так как чаще всего ЦОР несетевые, и их установка на каждый компьютер требует покупки новых лицензионных дисков.

Microsoft Publisher. В настоящее время значительное место в учебной деятельности отводится учебному проекту. Работая в рамках проекта, можно использовать Publisher для создания информационного бюллетеня или буклета, который станет важной составляющей проекта. При помощи данной программы на уроке иностранного языка можно оформлять открытки, планы мероприятий, маршруты путешествий и т.д.

Другим средством создания ЦОР могут стать инструментальные программы. Для создания ЦОР можно использовать два типа инструментальных программ: «Hot potatoes» и «Word Based Games».

Hot Potatoes. Программа «Hot Potatoes» включает 5 видов упражнений:

·                   JQuiz – тест на выбор альтернатив или коротких ответов;

·                   JCloze – упражнение «Заполнить пробелы»;

·                   JCross – программа позволяет создать кроссворд;

·                   JMix – тест «перепутанные предложения»;

·                   JMatch – тест «Поиск соответствий».

SpellMaster. Word Based Games (версия 1) – Переводные лексические упражнения.

С помощью программы Word Based Games создаются 3 вида переводных лексических упражнений на установление соответствий между словами или выражениями:

·                   JigWord – выбор соответствия из списка (перемещение с помощью мыши);

·                   MatchWord – ввод перевода данного слова (с помощью экранной клавиатуры);

·                   SpeedWord – выбор соответствий на закрытых карточках («скрытые пары»).

Все три вида упражнений создаются на основе одного списка пар слов или выражений. Каждое задание можно выполнять многократно, последовательность слов при этом изменяется автоматически. Работа с карточками выполняется на время: «быстро», «быстрее», «очень быстро».

Рассмотренные выше средства для создания ЦОР могут быть использованы учителем при обучении всем видам речевой деятельности, на каждом этапе изучения материала, для любой ступени обучения. Применение этих электронных средств не вызывает трудностей даже у начинающих осваивать компьютерную грамоту людей. Включение в урок материалов, созданных при помощи этих средств, позволит сделать урок привлекательным, интересным для учащихся и эффективным по усвоению материала за счет интенсификации учебной деятельности обучаемых.

Овладение информационно-компьютерными технологиями даёт учителю доступ к современным учебным и учебно-методическим материалам, информационным и справочным системам, электронным библиотекам и энциклопедиям, что помогает углубить содержание традиционных школьных курсов, является хорошим способом самообразования педагога и выводит на более высокий уровень исследовательскую деятельность как самого учителя, так и его учеников. Компьютерные технологии открывают перед педагогом новые возможности в подготовке обновлённых конспектов, дидактических и раздаточных материалов, способов предъявления нового материала, делая процесс обучения интересным, активным и интенсивным.

Компьютер помогает отслеживать процесс продвижения ученика от незнания к знанию, динамику его индивидуального развития через проведение учебного мониторинга.  Дальнейшее развитие компьютеризации школы приведёт к повсеместной организации дистанционного обучения, активному участию школ в телекоммуникационных проектах. Развитие компьютерных технологий происходит ускоренными темпами. Но чтобы каждому учителю выйти на новый, более высокий уровень технической оснащённости урока, необходимо пересмотреть свою концепцию организации учебной и внеучебной деятельности. В эпоху всеобщей компьютеризации трудно представить себе педагога, который бы не пользовался предоставленными компьютером возможностями в личных или профессиональных целях. Здесь важно, чтобы учитель продвигался по ступеням овладения навыками работы с компьютером и компьютерными технологиями.

Впервые компьютер на своих уроках я стала использовать для подготовки раздаточных материалов и тестов, при тематическом планировании уроков, составлении программ кружков и факультативов. Позже на моих уроках и во внеклассной работе появились электронные обучающие программы. Они оживили процесс обучения, приблизили его к реальным условиям, внесли развлекательный момент. А это способствует повышению мотивации к изучению предмета. Уделяя на уроках большое внимание развитию у учащихся социокультурной компетенции, я создаю вместе с ними электронные презентации по страноведению, используя ресурсы сайтов-хранилищ картинок, фотографий, электронных справочников, книг и журналов в электронном формате, сайтов с готовыми презентациями. Это помогает нам выйти за рамки урока и совершать виртуальные экскурсии по стране изучаемого языка.

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

v  рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

v  сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

v  построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

v  вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

v  использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

v  интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

1.     Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

2.     Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

a.     они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

b.     удобная система навигации на основе гиперссылок;

c.      возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

3.     Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

4.     Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5.     Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

6.     Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

7.     Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

8.     Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Заключение
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *