«ИКТ в обучении иностранным языкам (опыт работы)»


Смирнова Татьяна Викторовна
 учитель английского языка ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»

Использование ИКТ обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача – научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом.

Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационно-коммуникативной технологии вызывает к жизни и новые формы обучения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Я бы хотела поделится своим опытом работы и рассмотреть формы использования ИКТ: обучающие компьютерные программы на уроках иностранного языка в средней школе и Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку.

Направления работы учителя с применением ИКТ следующие:

Ø Обучение английскому языку на уроке

Ø Научно-исследовательская деятельность

Ø Внеклассная работа, работа с родителями

Ø Ведение документации

Ø Обмен опытом с коллегами, методическая деятельность

Ø Сотрудничество с педагогическими сообществами, организациями

Ø Самообразование, дистанционное образование

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:

·        принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

·        диалоговый характер обучения;

·        управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

·        взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;

·        оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

·        поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

·        неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:

– урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

– интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;

– течение урока должно быть логическим и  последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

– файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

Давайте рассмотрим что дает учителю использование ИКТ на уроке:

ü Интенсификация урока

ü Повышение интереса и мотивации

ü Индивидуализация обучения

ü Эффективность подачи материала

ü Неограниченные ресурсы

Не забываем о преимуществах использования ИКТ:

·        индивидуализация обучения;

·        интенсификация самостоятельной работы учащихся;

·        рост объема выполненных на уроке заданий;

·        возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков.

Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются уроки с использованием ИКТ – примерами могут служить использование сети Интернет, использование метода проектов с поиском информации через электронные источники информации, а также использование аутентичных аудио- и видео-материалов.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.  Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Но существуют и недостатки и проблемы применения ИКТ.

Ø У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

Ø Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

Ø Отсутствие демонстрационного центра.

Ø Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

Ø Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.

Ø Не хватает компьютерного времени на всех.

Ø В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

Ø При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

При обучении фонетике

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы  ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке – исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ  интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и  оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как упражнения на заполнение пропусков,

упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом,  упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом,  упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

формирование фонетических навыков аудирования;

контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению:

формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

При обучении переводу:

формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Использование Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка

Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи , статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку,  следует выделить следующие как наиболее эффективные:

·        Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими   английский язык как  иностранный в других странах (современный, живой язык,   оперативность информации, возможность изучения  другой культуры, получать   знания из «первых рук»)

·        Участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня   владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых   для выполнения конкретного проекта знаний).

·        Участие в текстовых и голосовых чатах. (хотя этот вид деятельности и вызывает наибольший интерес у учащихся, но, к сожалению этот пункт не всегда работает в местах с недостаточно хорошей связью)

·        Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад).

·        При выполнении подобных заданий мы наблюдаем у большинства учащихся отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях.

·        Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения).

·        Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих Британских учебных заведениях.

·        Для учителя – обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных  учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *