Методический доклад «Система самостоятельной работы как средство умственного развития учащихся»


Кожухова Зауреш Алтынбековна
преподаватель фортепиано КГКП «Детская школа искусств №3» города Сарани

Музыкально-эстетическое воспитание детей является одним из важнейших звеньев воспитания подрастающего поколения. Огромная роль в этом принадлежит музыкальным школам и детским школам искусств.

Музыкальное воспитание – формирование культуры человека. Музыка -сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Приближение музыкального образования к требованиям жизни вызывает необходимость еще большего внимания к развитию самостоятельности учащегося. Важно позаботиться прежде всего о воспитании в нем мыслящего к вопросам искусства человека. Кроме того надо дать ученику как можно больше практических навыков – в чтении с листа, игре в ансамблях, в аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. С вопросами развития самостоятельности ученика тесно связана задача всемерного раскрытия лучших индивидуальных черт его личности, а также развитии  его интеллекта. Ведь умение самостоятельно, творчески работать над изучаемыми  музыкальными произведениями, умение «думать» за инструментом определяет общее развитие ученика.

Как же научить ребенка работать самостоятельно, чтобы домашняя работа не сводилась к механическому проигрыванию произведения на инструменте, а чтобы он мог вдумчиво, внимательно слушать свое исполнение, анализировать ошибки, искать пути преодоления технических трудностей, вникать в образ и содержание произведения?

Воспитание самостоятельности складывается из многих компонентов. И прежде всего воспитание любви к музыке, пробуждение глубокого. Длительного интереса к ней- это одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика- добиться большой сосредоточенности, усилия слухового контроля.

Известно, насколько интереснее, ярче и выразительнее становится исполнение, насколько быстрее идет работа, если ученик увлечен. Чтобы пробудить в ученике это чувство, педагог сам должен горячо любить музыку, «загораться» ею. Это создает в классе подлинно творческую атмосферу и увлекает учеников. Рассказы педагога об авторах разучиваемых сочинений, проведение классных часов на темы о музыке, проведение параллелей между музыкальными и литературными образами, живописью и скульптурой помогают юному музыканту получать как можно больше  ярких художественных впечатлений. Можно от души  сказать: «Послушай, какая чудесная музыка! Какая красивая мелодия! Сыграй ее так, чтобы другие могли почувствовать ее красоту!» Живая непосредственная реакция учителя на красоту изучаемых произведений способна оказывать сильнейшее воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика.

Развитие любви к музыке тесно связано с усилением интереса к занятиям ею и не только к урокам педагога, но и к работе за инструментом.

Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Нужно стремиться к тому, чтобы труд увлек ученика, ибо насколько лучше дело спорится, когда к нему чувствуешь влечение.

У педагога для этого есть много средств- развитие интереса к занятию музыкой вообще, умение убедительно показать, к каким художественным результатам приведет хорошо проделанная домашняя работа, поощрение за успешное выполнение. Очень важно живыми примерами на уроке показать ученику что  значит  по- настоящему работать над преодолением какой-либо трудности, и тем самым вовлекать его в процесс пианистической работы.

Человеку по природе своей свойственно чувство самостоятельности, стремление все самому попробовать, испытать.

Приходя на первые уроки, дети сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие в них интерес. Необходимо, чтобы ребенок с самого начала мог получить ответы на  те многочисленные «почему?»  которые не могут у него не возникнуть, чтобы он и впредь задавал их себе и педагогу. Это явится залогом развития его самостоятельности. Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога- рекомендуемая ли аппликатура, динамический план, оттенки звука. Объяснения педагога значительно лучше усваиваются, если ученику на этой основе предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Например: объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения, педагог задает ученику к следующему уроку расшифровать еще несколько мелизмов в других пьесах. Или, показав, как работать над технически трудным местом, предлагается найти аналогичное место в данном произведении и самостоятельно поработать над ним. Затем при изучении другого произведения с аналогичными техническими трудностями предлагается вспомнить, как гад ними работали раньше. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов, изложенных педагогом, но и приучают использовать их на практике. Этот метод работы приносит отличные результаты, и нужно применять его как можно чаще. Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление: механически проигрывая несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на изучение которого было потрачено много упорного труда, ученик нередко в течении какой-нибудь минуты «заигрывает» его, и пассаж перестает получаться. Таких примеров можно было бы привести много. Все они свидетельствуют о том, как непродуктивно расходуется драгоценное время занятий и как важно приложить максимум усилий к тому, чтобы, работая над разрешением той или иной задачи, ученик не сводил на нет достигнутое ранее.

Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Этот метод состоит в том, что педагог постепенно приучает ученика не только слушать свое исполнение, но контролировать себя в процессе работы там, где скорее могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить ученика с типичными случаями появления тех или иных ошибок, рассказать в каких местах чаще всего при разборе возникают фальшивые ноты и где, следовательно, надо быть настороже. Из практики известно, что в большинстве случаев неверные ноты возникают там, где много случайных знаков. Нередко появляются ошибки в случайных знаках при их повторении в одном и том же такте. Иногда ученики путают случайные знаки в аккорде, легко возникают ошибки при наличии добавочных линеек и при перемене ключей.  Во всех этих  трудных местах учащегося следует приучать особенно внимательно себя контролировать. Нередко «отстающей» стороной при разборе является область ритмики. В этих случаях полезно вначале сосредоточить внимание на особо сложных в ритмическом отношении построениях, заставлять считать ученика вслух.

Многие ученики не обращают внимание на аппликатуру. Это свидетельствует о том, что они недооценивают ее роли. Задача педагога – объяснить ученику ее значение и нелогичность применяемой им аппликатуры. Чтобы приучить систематически фиксировать внимание на аппликатуре, нередко приходится прибегать и к другим приемам педагогического воздействия. Полезно, например, давать ученику время от времени самостоятельные задания по расстановке аппликатуры в новых, не игранных им сочинениях, в которых аппликатура не проставлена. Параллельно таким же путем нужно приучать к самоконтролю над голосоведением, динамикой, темпом, педалью.

Важно добиться осознания учеником ошибок и недочетов в процессе домашней работы и повседневного контроля над их устранением. Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения. Разученные таким образом пьесы целесообразно прослушивать на классном собрании. Обсуждение их всем классом с последующим выявлением достоинств и недостатков исполнения, желательно и с выставлением оценки будет способствовать улучшению качества самостоятельной работы ученика. Основное положение общей педагогики – связь обучения, воспитания и развития находит естественное отражение в принципах музыкального обучения. Хочется немного остановиться на некоторых методических принципах и приемах обучения начинающих пианистов. Ведь очень важно с первых шагов постепенно и систематически учить маленького музыканта профессиональным пианистическим навыкам, умению грамотно читать и разбирать нотный текст, понимать характер, содержание и форму изучаемого произведения, чтобы все это он применял в самостоятельной домашней работе, таким образом развивая его интеллект музыканта и умственные способности.

Поставленное перед учеником задание должно быть доступно ученику, ясно, доходчиво и понятно объяснено учителем, тогда в домашней самостоятельной работе ученик не столкнется с неизвестным и непонятным, будет работать уверенно и с увлечением.

Начиная работать над новым произведением, педагог должен увлечь ученика, заставить пережить его новую для него музыку. Это достигается показом – проигрыванием пьесы целиком высоком художественном уровне. Музыка дополняется ярким и образным словесным пояснением, нередко прибегая к жизненным и художественным сравнениям. В дальнейшей работе над произведением необходимо временно вычленять простое из сложного, временно фиксируя внимание ученика и допуская при этом лишь приблизительное выполнение других. Нельзя ставить перед учеником обилие задач. Например: изучая высотность и аппликатуру, лишь слухом контролировать метрику, потом, выучить эти три компонента, постепенно подключать новые (фразировку, динамику, штрихи ). Все это развивает в ученике умение самостоятельно логически мыслить.

Дальнейшее усложнение музыкальной ткани и фортепианной фактуры произведений выдвигает новые трудности в их изучении. Непосредственное восприятие постепенно переходит в фазу большего осознания учеником поставленных перед ним задач. Здесь также велика роль исполнительского показа, но он уже переходит в стадию расчлененного показа отдельных художественных и технических деталей. Показ может быть гиперболизированным, подчеркнуто демонстрирующий ученику не вполне удающиеся ему звуковые и технические детали исполнения. Особенно существенна роль показа в соединении со словесными комментариями при выработке у ученика технических навыков. Например, ощущение единства движения руки и пальцевого прикосновения к клавиатуре удачно передает показ игрового приема на тыльной части предплечья.

Все продемонстрированные учителем приемы должны закрепляться на уроке путем неоднократного показа, разъяснения. В младших классах описанные методы большей частью направлены на активизацию подражательных реакций ученика, характерных для детей 7-8 лет.

Для развития навыков самостоятельности полезно применять прием наводящих вопросов, например: «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?» «Красиво ли это звучало?» «Понравилось ли тебе собственное исполнение?» и т. д.

Хочется добавить, что на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе, необходимо всемерно поощрять и развивать инициативу ученика, развивать его музыкальный вкус, воспитывать волю к труду, умение трудиться с увлечением, с полной отдачей, без ненужных потерь драгоценного времени. Соблюдение режима дня, правильная организация домашней работы ученика, которую должны продумать педагог совместно с родителями индивидуально для каждого ребенка – залог успехов в музыкальном обучении и умственном развитии ученика. Ведь в старших классах перед учащимися ставятся гораздо более сложные художественные и технические задачи в исполнении произведений. Если юный музыкант умеет понять образ музыкального произведения, задуманный композитором, умеет правильно работать, самостоятельно мыслить, искать способы выражения художественного образа сочинения, умеет «думать» за инструментом, что говорит о развитии умственных и музыкальных способностей, значит труд педагога не пропал даром, плоды его знаний упали в благодатную почву. Такой ученик всегда сможет применить свои знания и навыки в жизни и развивать их дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *