Доклад на тему: «Современные технологии как фактор формирования образовательного пространства. Здоровье сберегающие технологии»


Жерновникова Валентина Васильевна
учитель начальных классов Коммунальное государственное учреждение «Детский дом №1 для детей с особыми образовательными потребностями, село Урюпинка Аккольского района»  управления образования Акмолинской области

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья школьников и педагогов. Технология(от греческих слов «techne» – искусство, умение и «logos» – учение, наука)- совокупность знаний и способов деятельности.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания и умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию – быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим.

Здоровье, как предмет здоровье сберегающих технологий: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное. Существуют критерии оценки здоровья: уровень работоспособности, оценка наличия вредных привычек, выявления физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие.                                                                                                                  Принципы здоровье сберегающих технологий: принцип «Не навреди!»; принцип сознательности и активности; принцип непрерывности процесса; принцип доступности и индивидуальности; принцип всестороннего и гармоничного развития личности; принцип  нагрузок и отдыха; принцип постепенного системного чередования наращивания оздоровительных воздействий возрастной адекватности здоровье сберегающих технологий

Проблема сохранения здоровья ребенка становится все более актуальной в современном образовательном процессе. Не секрет, как важно использования здоровье сберегающих технологий при работе с детьми с нарушением интеллекта. Дети коррекционных школ сильно утомляются, поэтому необходимо в планирование урока включать технологии здоровье сбережения: пальчиковую гимнастику, динамические паузы, дыхательно – координационную разминку, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и пальчиковую гимнастику.                                                                                                                               Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого урока и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движение пальцев рук, их взаимодействие, способствует развитию артикуляционной моторики. Упражнения на уроках проводится на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики, предлагаю вам некоторые из них.

Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических движениях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу и т. д. на двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие программы. Вот почему надо помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы широко применяются динамические паузы и физминутки, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.                                                                                                                                          В помощь педагогам предлагаю динамические паузы, используемые на уроках в начальных классах.

Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое находится на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине школьникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На уроках в коррекционных школах необходимо использовать игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.                                                                                                                   Артикуляционную гимнастику провожу практически на всех уроках, но уроки чтения и ознакомления с окружающим миром без артикуляционной гимнастики считаю невозможным. Все стихотворения произносятся на выдохе.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его                                                           педагогического   творчества.

Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *