Использование кинезиотерапевтических приёмов в коррекционной работе
Меломед Елена Ивановна
логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат№1» УО ВКО г.Зыряновск
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении живого тела и его частей за счёт сокращения мышц. Образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Основателем научной кинезиологии в древней Греции считался Асклепиад. Кинезиотерапия – греч. kinesis – движение, therapia – лечение. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма – движении; на исследовании мышечных сокращений и нервно-мышечных связей, которые у больного человека изменяются, что приводит к нарушению вегетативно-энергетического баланса организма в целом и вызывает нарушение проводимости электрических импульсов в головном мозге. Поэтому проявление любой болезни мы не только ощущаем на физическом уровне – это боль (не тронь меня, а то будет хуже); на энергетическом уровне – это лень (хочется, чтобы кто-то другой меня вылечил); на психологическом уровне – это страх (а вдруг будет ещё хуже).
Специальные кинезиологические упражнения (можно их назвать сенсомоторная коррекция) позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика для детей, в т. ч. детей с особыми образователными потребностями т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.
В качестве базовых принципов в кинезиологии используются следующие этические принципы:
1. Ненасилие.
2. Достижение компромиссов.
3. Добровольное согласие
4. Оказание помощи.
5. Доброжелательность.
6. Право выбора.
7. Проверка на безопасность.
Кинезиологическая гимнастика включает в себя:
1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие “чувствования” своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
4. Различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
К тому, что кинезиотерапия – это то, что объединяет все наши коррекционные предметы между собой, мы пришли давно. И сегодня мы хотели бы поделиться и лишь фрагментарно рассказать о практическом применении методов кинезиотерапии на своих уроках и занятиях, а покажем мы это в апреле (приходите на наши мероприятия).
Мы уже рассказывали о развивающей кинезиологической программе, целями которой являются:
– развитие межполушарной специализации;
– развитие межполушарного взаимодействия;
– синхронизация работы полушарий;
– развитие мелкой моторики;
– развитие памяти, внимания, речи;
– развитие мышления;
– устранение дислексии.
По-скольку, каждый предмет имеет свою обязательную обучающую программу, мы используем лишь элементы данной программы и каждый для себя выбирает наиболее эффективные методы и приёмы. Элементы могут включать:
· упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
· упражнения на развитие координации движений;
· упражнения на развитие ритмико-интонационной структуры;
· психогимнастику;
· артикуляционнуя и мимическуя гимнастику;
· массаж и самомассаж лица и рук;
· дыхательну гимнастику;
· гимнастику для глаз;
· Подвижные дидактические игры;
· пантомиму…одним словом всё, что связано с движением, неотрывным от мышления.
В логопедической практике, так же как и на занятиях психолога, все выше перечисленные элементы применяются в зависимости от темы урока, его формы и диагоноза учащихся. Иногда целое занятие строится с применением различных упражнений кинезиотерапии.
В зависимости от этапа логопедической работы, структуры речевого нарушения детей и их личностных особенностей подбираются наиболее подходящие виды упражнений для включения их в занятия по логопедической ритмике. Использование и проведение логопедической ритмики позволяет преодолеть речевые нарушения, развивает творческие способности, чувство ритма и положительные качества детей. По нашему мнению, обучение и развитие каждого ребенка вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для него серией маленьких открытий, интересным и развлекательным миром, которое поможет его всестороннему развитию.
Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. А также происходит воспитание нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться различные методы и приёмы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактический, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания – соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, просмотр фильмов. Во многих из них присутствует кинестетика-движение: мелкая и крупная моторика, мимика и пластика.
Особое внимание хочется обратить на методе моделирования проблемных ситуаций. В этом методе действия учащихся не проходят в отрыве от мышления, воображения, развития речи. Здесь развиваются и сообразительность, умственные и творческие способности, смекалка.
Разыгрывая и разбирая различные проблемные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения.
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил. Замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону.
Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживаний, что, несомненно, способствует воспитанию коллективистических черт характера.
Физкультура и ЛФК сами собой полностью состоят из движения и, тем не менее, все физические упражнения проходят через развитие мышления и речи. Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания. Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у школьников. Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.