Использование кинезиотерапевтических приёмов в коррекционной работе


Меломед Елена Ивановна
логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат№1» УО ВКО г.Зыряновск

Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении живого тела и его частей за счёт сокращения мышц. Образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Основателем научной кинезиологии в древней Греции считался Асклепиад. Кинезиотерапия – греч. kinesis – движение, therapia – лечение. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма – движении; на исследовании мышечных сокращений и нервно-мышечных связей, которые у больного человека изменяются, что приводит к нарушению вегетативно-энергетического баланса организма в целом и вызывает нарушение проводимости электрических импульсов в головном мозге. Поэтому проявление любой болезни мы не только ощущаем на физическом уровне – это боль (не тронь меня, а то будет хуже); на энергетическом уровне – это лень (хочется, чтобы кто-то другой меня вылечил); на психологическом уровне – это страх (а вдруг будет ещё хуже).

Специальные кинезиологические упражнения (можно их назвать сенсомоторная коррекция) позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика для детей, в т. ч.  детей с особыми образователными потребностями т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.

В качестве базовых принципов в кинезиологии используются следующие этические принципы:

1.        Ненасилие.

2.        Достижение компромиссов.

3.        Добровольное согласие

4.        Оказание помощи.

5.        Доброжелательность.

6.        Право выбора.

7.        Проверка на безопасность.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.  Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие “чувствования” своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

4. Различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.

К тому, что кинезиотерапия  – это то, что объединяет все наши коррекционные предметы между собой, мы пришли давно. И сегодня мы хотели бы поделиться и лишь фрагментарно рассказать о практическом применении методов кинезиотерапии на своих уроках и занятиях, а покажем мы это в апреле (приходите на наши мероприятия).

Мы уже рассказывали о развивающей кинезиологической программе, целями которой являются:

–                 развитие межполушарной специализации;

–                  развитие межполушарного взаимодействия;

–                  синхронизация работы полушарий;

–                  развитие мелкой моторики;

–                  развитие памяти, внимания, речи;

–                  развитие мышления;

–                  устранение дислексии.

По-скольку, каждый предмет имеет свою обязательную обучающую программу, мы используем лишь элементы данной программы и каждый для себя выбирает наиболее эффективные методы и приёмы. Элементы могут включать:

·               упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;

·                упражнения на развитие координации  движений;

·                упражнения на развитие ритмико-интонационной структуры;

·                психогимнастику;

·                артикуляционнуя и мимическуя гимнастику;

·                массаж и самомассаж лица и рук;

·                дыхательну гимнастику;

·                гимнастику для глаз;

·               Подвижные дидактические игры;

·                пантомиму…одним словом всё, что связано с движением, неотрывным от мышления.

 

В логопедической практике, так же как и на занятиях психолога, все выше перечисленные элементы применяются в зависимости от темы урока, его формы и диагоноза учащихся. Иногда целое занятие строится с применением различных упражнений кинезиотерапии.

В зависимости от этапа логопедической работы, структуры речевого нарушения детей и их личностных особенностей подбираются наиболее подходящие виды упражнений для включения их в занятия по логопедической ритмике. Использование и проведение логопедической ритмики позволяет преодолеть речевые нарушения, развивает творческие способности, чувство ритма и положительные качества детей. По нашему мнению, обучение и развитие каждого ребенка вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для него серией маленьких открытий, интересным и развлекательным миром, которое поможет его всестороннему развитию.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. А также происходит воспитание нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться различные методы и приёмы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактический, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания – соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, просмотр фильмов.  Во многих из них присутствует кинестетика-движение: мелкая и крупная моторика, мимика и пластика.

Особое внимание хочется обратить на методе моделирования проблемных ситуаций. В этом методе действия учащихся не проходят в отрыве от мышления, воображения, развития речи. Здесь развиваются и сообразительность, умственные и творческие способности, смекалка.

Разыгрывая и разбирая различные проблемные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения.

Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил. Замечено, что периодическое исполнение детьми с трудностями в поведении положительных ролей оказывает некоторое влияние на изменение их поведения в лучшую сторону.

Содержание игр нередко требует совместных действий детей, помощи друг другу, сопереживаний, что, несомненно, способствует воспитанию коллективистических черт характера.

Физкультура и ЛФК сами собой полностью состоят из движения и, тем не менее, все физические упражнения проходят через развитие мышления и речи. Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания. Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у школьников. Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *