Педагогическая статья « Развитие фонематического слуха и обучение чтению дошкольников методом стимулирования мотивов интереса к учению»


 Подолько  Надежда Борисовна
 воспитатель ГККП «Детский сад № 5 «Колосок» , город Степногорск  Акмолинская область

Из опыта работы Подолько Надежда Борисовна, воспитателя ГККП «Детский сад № 5  «Колосок» при отделе образования города Степногорска  Акмолинской области

В обучении грамоте  исходным моментом в работе  над звуками является  анализ звучащей речи. Если к моменту поступления  в школу у ребенка  наблюдалась задержка развития фонематического звука  и несформировавшаяся  готовность  к звуковому анализу состава слова, то такой ребенок попадает в категорию  стойко неуспевающих, допускающих  специфические ошибки такие, как различные замены и смешания букв, пропуски, перестановка букв и слогов, недописания слов.

«Ничему меня не научит, то что тычет , талдычет и жучит», – так писал поэт Б Слуцкий. Обязательно на каждом занятии ( от слова занятно) должна создаваться ситуация успеха, те есть ощущение продвижения вперед. Интерес и успешность – вот те основные параметры которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество нашей работы. Очень важно , чтобы каждый ребенок переживал радость открытия , чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Развитие познавательного интереса достигается многими методами и приемами. Один из них  в системе развивающего обучения – метод стимулирования мотивов интереса к учению или создания ситуации новизны успеха.

В основу метода положено личностное развитие ребенка.  Поэтому знания  рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств  и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности . Основной мотивацией  учебной деятельности  дошкольников является познавательный интерес.  Описываемый    метод стимулирования мотивов интереса к учению развивает познавательный интерес ребенка.    Цель развития детей  реализуется  посредством  практического внедрения  результатов психолого- педагогических  исследований и методических материалов.Л.В. Выготского, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова., Д.Б. Эльконина

В основу метода стимулирования  интереса к учению положена гипотеза психолога  Эльконина Даниила Борисовича_и Давыдова Василия Васильевича, академика, автора  теории развивающего обучения:

– детям дошкольного возраста доступны многие  теоретические понятия

– основой развивающего обучения служит содержание учебного материала, от которого   производны методы организации обучения

– повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей ребенка

–  передать детям не столько знания . сколько способы умственных действий( т. е. « инструмент», как находить и использовать знания)

Целевая ориентация данного метода : формирование теоретического знания  и мышления, развитие способов умственных действий (развитие логического, теоретического мышления).

Ведущая роль применяемого метода – формирование интеллекта ребенка.

Методическая цель занятия  в системе развивающего обучения – создание условий для проявления познавательной активности. Как достигается эта цель:

– педагог создает проблемные ситуации на занятии

– используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности

– создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка

– стимулирование воспитанников к высказываниям, суждениям

– поощрение детей . их стремление находить свой способ работы

– оценивание не только конечного результата ( правильно, неправильно), но и процесса деятельности ребенка.

Особенности метода :

– основной мотивацией  учебной деятельности  является познавательный интерес,

-предполагает вовлекать детей в различные виды деятельности, использовать   дидактические игры, дискуссии, эксперементы и т. д.

– системность целостность содержания

– включение  в процесс обучения  не только рациональной , но и эмоциональной сферы,

– проблематизация  содержания,

– работа над развитием всех детей

Использованию Метода стимулирования мотивов интереса к учению  помогают алгоритмы ( программа действий) или алгоритмический прием. Он определяет точное предписание, определяющее переход от исходных данных  к исходному результату.В обучении грамоте исходным моментом  в работе над звуком является анализ звучащей речи. Обучать детей выделять звуки в словах нужно обучать детей специально по непрерывному алгоритму. Выделению звука в слове нужно обучать специально, так ка артикуляция для каждого звука своя. Обязательно использовать два способа выделения звука: интонирование ( протягивание) и наблюдение за артикуляцией.

Алгоритм выделения звука.

1. Назови ( произнеси) слово. Послушай.   –  Интонирование.

2. Понаблюдай как работает рот.                 –  Артикуляция

Пример. Фрагмент занятия

Слово             – произнеси за мной

– как у меня открывается рот?

– а у тебя, сделай так…

Аналогичную работу проводим с другим звуком.

Наблюдая за артикуляцией звуков, делаем важный вывод: для каждого звука рот открываем по своему. И открываем первый  способ выделения звуков в слове

Алгоритмы усложняются по мере содержания учебного материала.                Алгоритм выделения звуков в слове

1. Произнеси и послушай слово

2.Скажи слово по слогам. Найди ударный слог

3.Выдели  первый звук, назови его и охарактеризуй

4. Обозначь фишкой.

5. И так далее до конца слова.

6. «Прочитай» слово (  по фишкам)

Одним из условий  применяемого метода является грамотный и правильный подбор  звукового материала.(  например, необходимо учесть , что гласные звуки делятся на три части: верхнего подъема, среднего и нижнего)

Обучение должно строится по принципу « от простого к сложному».

Принципиально важно, чтобы на каждом занятии ребенок переживал радость

открытия, чтобы  у него формировалось вера в свои силы и познавательный

интерес.

При введении нового знания  используется следующая структура занятия:

1.Постановка учебной задачи или проблемы (учебная задача решается детьми путем выполнения  определенных действий)

2. Открытие детьми нового знания.

3. Первичное закрепление с проговариванием в в громкой речи

4.Обучающая деятельность (включает и самостоятельную работу с проверкой)

5.Выполнение задач на повторение материала , изученного ранее.

В структуре такого занятия  теоретический вывод является итогом блока хорошо продуманных педагогов заданий, подводящих детей к  самостоятельному «открытию нового знания. Этот вывод ( пусть и своими словами) должны сформулировать сами дети.

Применяемый метод  предполагает  совместную  учебно – познавательную

деятельность детей под руководством педагога, помогает сделать

самостоятельный выбор , принять самостоятельное решение.

Интерес и успешность обучения  – основные параметры ,

которые определяют полноценное  интеллектуальное и физиологическое

развитие   ребенка, а значит и качество работы педагога. Знания сами по себе

еще не обеспечивают  развитие. А при использовании  метода

стимулирования интереса к учению не педагог дает информационные знания,

а  дети сами в процессе деятельности познают новое.

Тем самым обеспечивается глубокое и  прочное усвоение материала.

Советую использование метода стимулирования интереса к учению, так как он  позволяет организовать деятельность детей более эффективно, формировать  положительное отношение к учению и потребность в  познавательной  деятельности. Метод  эмоционально стимулирует  детей , наполняя обучение занимательным содержанием, создавая ситуации творческого  поиска, помогает создавать ситуации успеха в учении, выстраивать вокруг учебного материала  игровой  приключенческий сюжет. Тем самым обеспечивается формирование  готовности восприятия  учебного материала. Рекомендую использовать  в рамках содержания предмета Обучение основам грамоты, а также как цикл занятий в вариативной части ученого плана дошкольного воспитания и обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *