Педагогическая статья « Развитие фонематического слуха и обучение чтению дошкольников методом стимулирования мотивов интереса к учению»
Подолько Надежда Борисовна
воспитатель ГККП «Детский сад № 5 «Колосок» , город Степногорск Акмолинская область
Из опыта работы Подолько Надежда Борисовна, воспитателя ГККП «Детский сад № 5 «Колосок» при отделе образования города Степногорска Акмолинской области
В обучении грамоте исходным моментом в работе над звуками является анализ звучащей речи. Если к моменту поступления в школу у ребенка наблюдалась задержка развития фонематического звука и несформировавшаяся готовность к звуковому анализу состава слова, то такой ребенок попадает в категорию стойко неуспевающих, допускающих специфические ошибки такие, как различные замены и смешания букв, пропуски, перестановка букв и слогов, недописания слов.
«Ничему меня не научит, то что тычет , талдычет и жучит», – так писал поэт Б Слуцкий. Обязательно на каждом занятии ( от слова занятно) должна создаваться ситуация успеха, те есть ощущение продвижения вперед. Интерес и успешность – вот те основные параметры которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество нашей работы. Очень важно , чтобы каждый ребенок переживал радость открытия , чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Развитие познавательного интереса достигается многими методами и приемами. Один из них в системе развивающего обучения – метод стимулирования мотивов интереса к учению или создания ситуации новизны успеха.
В основу метода положено личностное развитие ребенка. Поэтому знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности . Основной мотивацией учебной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Описываемый метод стимулирования мотивов интереса к учению развивает познавательный интерес ребенка. Цель развития детей реализуется посредством практического внедрения результатов психолого- педагогических исследований и методических материалов.Л.В. Выготского, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова., Д.Б. Эльконина
В основу метода стимулирования интереса к учению положена гипотеза психолога Эльконина Даниила Борисовича_и Давыдова Василия Васильевича, академика, автора теории развивающего обучения:
– детям дошкольного возраста доступны многие теоретические понятия
– основой развивающего обучения служит содержание учебного материала, от которого производны методы организации обучения
– повышение теоретического уровня учебного материала стимулирует рост умственных способностей ребенка
– передать детям не столько знания . сколько способы умственных действий( т. е. « инструмент», как находить и использовать знания)
Целевая ориентация данного метода : формирование теоретического знания и мышления, развитие способов умственных действий (развитие логического, теоретического мышления).
Ведущая роль применяемого метода – формирование интеллекта ребенка.
Методическая цель занятия в системе развивающего обучения – создание условий для проявления познавательной активности. Как достигается эта цель:
– педагог создает проблемные ситуации на занятии
– используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности
– создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка
– стимулирование воспитанников к высказываниям, суждениям
– поощрение детей . их стремление находить свой способ работы
– оценивание не только конечного результата ( правильно, неправильно), но и процесса деятельности ребенка.
Особенности метода :
– основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес,
-предполагает вовлекать детей в различные виды деятельности, использовать дидактические игры, дискуссии, эксперементы и т. д.
– системность целостность содержания
– включение в процесс обучения не только рациональной , но и эмоциональной сферы,
– проблематизация содержания,
– работа над развитием всех детей
Использованию Метода стимулирования мотивов интереса к учению помогают алгоритмы ( программа действий) или алгоритмический прием. Он определяет точное предписание, определяющее переход от исходных данных к исходному результату.В обучении грамоте исходным моментом в работе над звуком является анализ звучащей речи. Обучать детей выделять звуки в словах нужно обучать детей специально по непрерывному алгоритму. Выделению звука в слове нужно обучать специально, так ка артикуляция для каждого звука своя. Обязательно использовать два способа выделения звука: интонирование ( протягивание) и наблюдение за артикуляцией.
Алгоритм выделения звука.
1. Назови ( произнеси) слово. Послушай. – Интонирование.
2. Понаблюдай как работает рот. – Артикуляция
Пример. Фрагмент занятия
Слово – произнеси за мной
– как у меня открывается рот?
– а у тебя, сделай так…
Аналогичную работу проводим с другим звуком.
Наблюдая за артикуляцией звуков, делаем важный вывод: для каждого звука рот открываем по своему. И открываем первый способ выделения звуков в слове
Алгоритмы усложняются по мере содержания учебного материала. Алгоритм выделения звуков в слове
1. Произнеси и послушай слово
2.Скажи слово по слогам. Найди ударный слог
3.Выдели первый звук, назови его и охарактеризуй
4. Обозначь фишкой.
5. И так далее до конца слова.
6. «Прочитай» слово ( по фишкам)
Одним из условий применяемого метода является грамотный и правильный подбор звукового материала.( например, необходимо учесть , что гласные звуки делятся на три части: верхнего подъема, среднего и нижнего)
Обучение должно строится по принципу « от простого к сложному».
Принципиально важно, чтобы на каждом занятии ребенок переживал радость
открытия, чтобы у него формировалось вера в свои силы и познавательный
интерес.
При введении нового знания используется следующая структура занятия:
1.Постановка учебной задачи или проблемы (учебная задача решается детьми путем выполнения определенных действий)
2. Открытие детьми нового знания.
3. Первичное закрепление с проговариванием в в громкой речи
4.Обучающая деятельность (включает и самостоятельную работу с проверкой)
5.Выполнение задач на повторение материала , изученного ранее.
В структуре такого занятия теоретический вывод является итогом блока хорошо продуманных педагогов заданий, подводящих детей к самостоятельному «открытию нового знания. Этот вывод ( пусть и своими словами) должны сформулировать сами дети.
Применяемый метод предполагает совместную учебно – познавательную
деятельность детей под руководством педагога, помогает сделать
самостоятельный выбор , принять самостоятельное решение.
Интерес и успешность обучения – основные параметры ,
которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое
развитие ребенка, а значит и качество работы педагога. Знания сами по себе
еще не обеспечивают развитие. А при использовании метода
стимулирования интереса к учению не педагог дает информационные знания,
а дети сами в процессе деятельности познают новое.
Тем самым обеспечивается глубокое и прочное усвоение материала.
Советую использование метода стимулирования интереса к учению, так как он позволяет организовать деятельность детей более эффективно, формировать положительное отношение к учению и потребность в познавательной деятельности. Метод эмоционально стимулирует детей , наполняя обучение занимательным содержанием, создавая ситуации творческого поиска, помогает создавать ситуации успеха в учении, выстраивать вокруг учебного материала игровой приключенческий сюжет. Тем самым обеспечивается формирование готовности восприятия учебного материала. Рекомендую использовать в рамках содержания предмета Обучение основам грамоты, а также как цикл занятий в вариативной части ученого плана дошкольного воспитания и обучения.