Правовая игра «Права и обязанности несовершеннолетних»


Матвиенко Светлана Николаевна
социальный педагог КГУ «Детский дом №1 для детей с особыми образовательными потребностями, село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области

Цели:

– продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями;

– воспитывать такие нравственные понятия, как уважение личности, чувство собственного достоинства, чувство ответственности.

– развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

– на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

– помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

– развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

– формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

 

Наглядность:

– Презентация

– Видеоролик о правах и обязанностях детей

– Карточки с заданиями

– Мешочек с игрушками

 

Домашнее задание: нарисовать рисунки на тему «Права и обязанности несовершеннолетних». Защита рисунков.

 

Ход игры

Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее здесь.

 

Слайд 2

«Знать свои права и обязанности и уметь за них бороться –

значит быть сильным. Уважать права других –

значит быть справедливым. Жить по праву –

значит жить в мире и согласии».

(народная мудрость)

 

 

Слайд 3, 4

Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослых, так и детей. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.

Слайд 5

«Конвенция ООН о правах ребенка» – это международный документ, определяющий права и обязанности детей. Конвенция была принята в 1989 году и утверждена всемирной международной Организацией Объединенных Наций.

 

Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

И сегодня на нашем занятии мы вспомним о правах и обязанностях детей. Итак, тема нашей игры «Права и обязанности несовершеннолетних». Слайд 6

 

 

Чтец 1

Права ребенка

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один!

 

Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Мы с вами должны повторить права и обязанности ребенка.

 

Игра «Черные шнурки»:

Я предлагаю поменяться местами тем, кто:

– считает себя внимательным;

– … общительным;

– … свободным;

– … счастливым.

Как видно, мы все разные, но, так или иначе у каждого из нас есть права и обязанности.

 

Ребята, что же такое право? (высказывания детей)

Право ребенка – это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть. Слайд 7

 

Давайте вспомним, какие у вас есть права? (ответы детей)

 

Слайд 8

Молодцы. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, на жизнь, на гражданство, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение.

Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны.

 

Но не забывайте, ребята, реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны.

 

Дети имеют много прав, но у детей есть и обязанности.

 

Что такое обязанность? (ответы детей)

Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению. (словарь Ушакова) Слайд 9

 

Назовите свои обязанности. (ответы детей)

 

Обязанности несовершеннолетних. Слайд 10

Каждый несовершеннолетний обязан: учиться в школе и не пропускать занятия без уважительных причин, соблюдать законы своей страны, соблюдать дисциплину в школе, не нарушать порядок в общественных местах, уважать и слушаться старших, должен помогать родителям, братьям и сестрам, выполнять указания требования взрослых, нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями.

 

Видите, ребята, как много обязанностей у детей.

 

В чем же отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять)

 

Игра «Волшебный мешочек»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

1.     Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

2.     Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

3.     Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

4.     Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5.     Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование)

6.     Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

 

Закрепление.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

На доске карточки со словами, определяющие права и обязанности ребенка. Вам необходимо разместить их в две колонки: 1 колонка – «права», 2 колонка – «обязанности». (Дети по очереди выходят к доске и соотносят слова по колонкам)

Слова:

– Принимать участие в конкурсах и соревнованиях (П)

– Соблюдать правила дорожного движения (ОБ)

– Соблюдать правила личной гигиены (ОБ)

– Бесплатно учиться (П)

– Бережно относиться к имуществу школы (ОБ)

– Беречь и охранять природу (ОБ)

– Отдыхать (П)

– Соблюдать устав школы (ОБ)

– Добросовестно учиться (ОБ)

– Помогать родителям (ОБ)

– Уважать честь и достоинство других учеников (ОБ)

– Бесплатно пользоваться библиотекой (П)

 

Ребята, какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Давайте с вами посмотрим видеоролик и обсудим какие право были нарушены.

Просмотр и обсуждение видеоролика «Я ребенок – я имею право» Слайд 11

Домашнее задание

Ребята, вам дано было домашнее задание нарисовать рисунки на тему «Права и обязанности несовершеннолетних».

Задание: каждый должен защитить свои рисунок (рассказы детей по рисунку).

Итог занятия

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

– Права есть, как у взрослых, так и у детей.

– Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

– Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

– Уважай чужие права!

(Слайд 12)

Закон Человека гласит:  Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Давайте будет придерживаться этого закона.

(Слайд 13)

В заключение нашей игры хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!».

Всем спасибо за хорошую работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *