Правовая игра «Права и обязанности несовершеннолетних»
Матвиенко Светлана Николаевна
социальный педагог КГУ «Детский дом №1 для детей с особыми образовательными потребностями, село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области
Цели:
– продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями;
– воспитывать такие нравственные понятия, как уважение личности, чувство собственного достоинства, чувство ответственности.
– развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
– на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
– помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
– развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
– формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Наглядность:
– Презентация
– Видеоролик о правах и обязанностях детей
– Карточки с заданиями
– Мешочек с игрушками
Домашнее задание: нарисовать рисунки на тему «Права и обязанности несовершеннолетних». Защита рисунков.
Ход игры
Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее здесь.
Слайд 2
«Знать свои права и обязанности и уметь за них бороться –
значит быть сильным. Уважать права других –
значит быть справедливым. Жить по праву –
значит жить в мире и согласии».
(народная мудрость)
Слайд 3, 4
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослых, так и детей. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.
Слайд 5
«Конвенция ООН о правах ребенка» – это международный документ, определяющий права и обязанности детей. Конвенция была принята в 1989 году и утверждена всемирной международной Организацией Объединенных Наций.
Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.
И сегодня на нашем занятии мы вспомним о правах и обязанностях детей. Итак, тема нашей игры «Права и обязанности несовершеннолетних». Слайд 6
Чтец 1
Права ребенка
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Мы с вами должны повторить права и обязанности ребенка.
Игра «Черные шнурки»:
Я предлагаю поменяться местами тем, кто:
– считает себя внимательным;
– … общительным;
– … свободным;
– … счастливым.
Как видно, мы все разные, но, так или иначе у каждого из нас есть права и обязанности.
Ребята, что же такое право? (высказывания детей)
Право ребенка – это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть. Слайд 7
Давайте вспомним, какие у вас есть права? (ответы детей)
Слайд 8
Молодцы. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, на жизнь, на гражданство, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение.
Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны.
Но не забывайте, ребята, реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны.
Дети имеют много прав, но у детей есть и обязанности.
Что такое обязанность? (ответы детей)
Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению. (словарь Ушакова) Слайд 9
Назовите свои обязанности. (ответы детей)
Обязанности несовершеннолетних. Слайд 10
Каждый несовершеннолетний обязан: учиться в школе и не пропускать занятия без уважительных причин, соблюдать законы своей страны, соблюдать дисциплину в школе, не нарушать порядок в общественных местах, уважать и слушаться старших, должен помогать родителям, братьям и сестрам, выполнять указания требования взрослых, нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями.
Видите, ребята, как много обязанностей у детей.
В чем же отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять)
Игра «Волшебный мешочек»
Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.
1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)
2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование)
6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)
Закрепление.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
На доске карточки со словами, определяющие права и обязанности ребенка. Вам необходимо разместить их в две колонки: 1 колонка – «права», 2 колонка – «обязанности». (Дети по очереди выходят к доске и соотносят слова по колонкам)
Слова:
– Принимать участие в конкурсах и соревнованиях (П)
– Соблюдать правила дорожного движения (ОБ)
– Соблюдать правила личной гигиены (ОБ)
– Бесплатно учиться (П)
– Бережно относиться к имуществу школы (ОБ)
– Беречь и охранять природу (ОБ)
– Отдыхать (П)
– Соблюдать устав школы (ОБ)
– Добросовестно учиться (ОБ)
– Помогать родителям (ОБ)
– Уважать честь и достоинство других учеников (ОБ)
– Бесплатно пользоваться библиотекой (П)
Ребята, какой вывод можно сделать? (ответы детей)
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Давайте с вами посмотрим видеоролик и обсудим какие право были нарушены.
Просмотр и обсуждение видеоролика «Я ребенок – я имею право» Слайд 11
Домашнее задание
Ребята, вам дано было домашнее задание нарисовать рисунки на тему «Права и обязанности несовершеннолетних».
Задание: каждый должен защитить свои рисунок (рассказы детей по рисунку).
Итог занятия
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итоги.
– Права есть, как у взрослых, так и у детей.
– Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
– Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
– Уважай чужие права!
(Слайд 12)
Закон Человека гласит: Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Давайте будет придерживаться этого закона.
(Слайд 13)
В заключение нашей игры хочется сказать: «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!».
Всем спасибо за хорошую работу!