Педагогические технологии. Мозговая атака.


Гердт Надежда Сергеевна
 учитель начальных классов КГУ «Благовещенская общеобразовательная школа-детский сад»

Нередко учитель сталкивается с проблемой дисциплины на уроке, с понижением интереса учеников к занятиям, с академическими проблемами учеников. Одни из них не усваивают, не понимают или не запоминают учебный материал, который учитель излагает на уроке. Другие ученики не могут освоить решение задач и т.п.

Самый простой и эффективный путь- это попытаться внедрить педагогическую технологию, наиболее подходящую для данной ситуации.

Более подробно рассмотрим метод мозговой атаки или мозгового штурма.

Метод мозгового штурма или атаки мыслей предложил в 1941годуА.Ф,Эсборн. Это была попытка стимулировать творческое мышление. Этот метод применялся в рекламном бизнесе. Предполагается , что  в ничем не стеснённой обстановке возникает эффект «пинг-понга идей», раскрепощается воображение, которое подсказывает новые идеи. В школе этот метод применяется при опросе  изучения нового учебного материала, повторении и  обобщении пройденного, при решении проблем, при составлении планов и т. Д. Может применяться на всех предметах.

Например, на уроке русского языка, при подготовке к восприятию новой темы- правило о глаголе, дети пишут на листочках всё. Что знают о глаголе (5минут). Затем идёт мониторинг: учитель записывает мысли детей по очереди на доске и останавливается на позиции, из которой выводит тему, цель урока. Время выступления детей не более 1мин. Выступать можно много раз, но не подряд.

Можно использовать список контрольных вопросов, который формируется для каждой специальной области, и в процессе решения задачи учащиеся решают их исследовательно. Это активизирует мышление и позволяет рассматривать и решать проблему с разных сторон. Примерные вопросы: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал ? и др.

Когда активность учащихся иссякла, и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается. Итог должен быть подведён сразу. Например, результатом может быть создание эссе.

Мозговой штурм может проводиться также и челночным методом. Все учащиеся разбиваются на две группы. В группу генерации идей собираются творчески настроенные, а группу критиков- критически настроенные. Все предложения  записываются, затем , затем группы меняются записями. Члены группы критиков отбирают самые интересные и перспективные предложения и на их основе формируют задачи, которые передаются обратно в группу генерации. Затем полученные результаты целесообразно проверить практически.

Для придания атаке мыслей большей целенаправленности можно предложить учащимся вначале продумать различные варианты структурирования проблемы, затем выявить в ней последовательно соотношения и порядок вне зависимости от того, насколько они соответствуют представлениями других людей. Это подход применяется уже при определённом опыте учащихся.

Приведу примеры использования мозгового штурма в начальной школе. Тема: «Семья- маленькое общество»-дать определение слову «общество». , раскрыть его смысл и привести примеры. Дети работают в группах., затем объясняют, что такое общество.  Далее  учитель даёт толкование данного слова, используя словарь или учебник. Идёт сопоставление с ответами детей и выводится общее понятие слову «общество».

Тема: « Козетта. В.Гюго.». Работая в группах, определяют, что такое добро и что такое зло, дают определение этим понятиям и помещают на доску по цвету(например, добро0красный, зло-чёрный). Вопросы к детям- почему так разместили? Почему сердце –символ добра и зла? и др.

Мозговой штурм хорошо разработан и описан в  различной литературе, поэтому трудоёмкость подготовки  данного метода может быть сведена к минимуму. А педагогические результаты оправдывают время, затраченное на  применение метода.

Надо уметь стимулировать деятельность учащихся, не оценивая самих учащихся. Мозговой штурм может и должен применяться на каждом предмете и достаточно часто, начиная с детсада, например, при обучении детей речетворчеству, когда сочиняются сказки, и заканчивая работой над решением научных проблем в старших классах. Противопоказанием для проведения мозгового штурма может стать поведение учителя, когда он негативно оценивает высказывания и предложения детей. Тогда эффективность метода не только  сводится к нулю, но и имеет отрицательные последствия. Достижение целей обучения , развития и воспитания будут более успешными при переводе учащихся из объекта в  субъект обучения и воспитания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *