«Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей».

Моор Лариса Сергеевна
учитель начальных классов КГУ «Областная специальная коррекционная школа – интернат №2, для детей с задержкой развития и интеллектуальными нарушениями» города  Атбасар

В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, отношение человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития школьников, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Особенно важно приобщение детей к народному декоративно- прикладному искусству, художественным ремеслам.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для нее отличить, к примеру, подлинное произведение искусства от его подделки, найти признаки, по которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения.

Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенно средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

В народном декоративно-прикладном искусстве все основано на великолепнейших приемах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными: нанесение ямок, штрихов и звездочек на глиняные изделия особым штампиком, с помощью ритмических порезок и кистевых мазков в резьбе и росписи по дереву, равномерно чередующихся переплетений ниток при изготовлении тканей. Обучение многим из этих технических приемов доступно детям уже в дошкольном и раннем школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Нетрудно обнаружить много общего в творческих проявлениях народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по- особому радостно и мажорно. И так же радостно и ярко воплощается он в творчество.

Исследователи народного искусства неоднократно отмечали родственность этого мироощущения в работах народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, любовь к орнаментальности.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств ( колорит, пластика формы, орнамент), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки материалов, всегда является для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным искусством.

Особенно перспективным представляется освоение школьниками подросткового возраста различных видов художественных ремесел, технических приемов и навыков мастерства, характеризующих традиционные виды народного искусства.

На этом возрастном этапе завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимое для успешных занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многие важные функциональные показатели (работа глаз, способность к восприятию цвета, пространства) приобретают вполне взрослые формы. Становятся доступными и вызывают активный интерес технические аспекты художественного процесса.

Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену – все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданской личности.

Являясь во многих своих видах отображением природы, народное искусство способно ослабить пагубные последствия влияния удаленности от природной среды у детей и юношества больших селений и городов. В росписи по дереву и эмалям, в резьбе по кости, в керамике и вышивке оно учит умению любоваться простым цветком, веткой яблони, отягощенной плодами, свободным полетом птицы, пейзажами родной природы, умением наблюдать и видеть красоту в простом и непритязательном, жить среди живой природы. Поэтический взгляд на природу, художественное видение, свойственное народному мастеру, – уроки, которые несут в себе глубокий нравственный смысл.

Таким образом, использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать. Подтверждением этого могут служить выставки детского художественного творчества, значительное место в экспозиции которых отводится работам декоративно-прикладного характера. Керамика, роспись и резьба по дереву, аппликации из меха и войлока, узорное ткачество, вышивка, инкрустация из соломки, чеканка по металлу, плетение из бересты, украшения из бисера – вот далеко не полный перечень работ, экспонирование которых на выставках стало традиционным. Возрастной диапазон авторов работ – от 5-7 до 14-16 лет.

Следует особо подчеркнуть, что наиболее интересные в художественном отношении работы, представленные на выставках, отмечены выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, созданы под несомненным влиянием произведений народного декоративно-прикладного искусства. Влияние это прослеживается как в непосредственном заимствовании колорита, объемных форм, композиционных схем и орнаментики, так и опосредованно, когда юные авторы создают работы, руководствуясь собственной фантазией, обогащенной восприятием народных образцов.

В традиционных центрах народных художественных промыслов, где живут и трудятся мастера прославленных видов народного искусства, созданы наиболее благоприятные условия для раннего приобщения детей к основам народного творчества, непосредственного включения их в творческий процесс по созданию изделий из дерева, глины, кости, металла, по обучению традиционным видам художественного ремесла. Вот почему так важно знакомство с этим ценнейшим опытом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.