Обособленные дополнения (ашық сабық)


Керимкулова Айгуль
Жамбыл облысы Т.Рысқұлов ауданы Өрнек ауылы.Алғабас шағын орталықты орта мектебінің орыс тілінің пәнің мұғалімі

Цель урока: а) обучающая: способствовать закреплению знаний учащихся о правилах обособления дополнений в устной и письменной речи; способствовать формированию умения отличать обособленные дополнения от других обособленных членов предложения; выделять обособленные дополнения на письме;

б) развивающая: выработать навыки самостоятельного выполнения практических заданий; развивать коммуникативные умения; развитие логического мышления; обогащение словарного запаса учащихся;

в) воспитательная: воспитывать в детях интерес к спорту, здоровый образ жизни, расширить познавательный интерес учащихся о Зимних Олимпийских играх в Сочи-2014.

Ожидаемые результаты: Учащиеся будут знать определение обособленных дополнений; научатся правильно определять в устной и письменной речи предложения с обособленными дополнениями; научатся правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями; конструировать предложения с обособленными дополнениями и применять эти конструкции в своей речи.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, словесный, поисковый.

Наглядность: опорные схемы, таблица, интерактивная доска.

Деятельность учащихся на уроке оценивается по технологии самооценки.

Ход урока

1.Оргмомент. Психологический  настрой на урок.

2. Деление учащихся на группы

3.Мозговой штурм ( задаются вопросы по пройденным материалам)

4.Новая тема: Урок-обобщение по методике Таксономии Блума.

I стадия «Знание». Задание: Каждая группа придумает несколько предложений с обособленными дополнениями, употребляя названия групп. За знание: 5 б

II стадия «Понимание» Задания по группам: 1 группа: Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Расставьте знаки препинания и объясните расстановку. Какую функцию выполняет обособленная часть предложения? Как называется обособленная часть предложения?

1.Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков. 2.Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию. 3.В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров. 4.Сверх всяких ожиданий весна была холодной.

2 группа :Составить алгоритм выделения обособленного дополнения.

Ответ:  Найти в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду с , за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме. Выделить границы обособленного дополнения. Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключить его из предложения. Если дополнение выделить правильно, то смысл предложения не нарушится. .Проверить: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения. Обособить дополнение.

Лист оценки. За понимание: 5 б

III стадия «Применение»

Для всей группы одинаковое задание: запишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу уточняющие дополнения; поставьте недостающие знаки препинания.

1.В средней части пирса…швартовались обычно рыбацкие суда.

2.Весь сентябрь…лили надоевшие всем дожди.

3.Новый коровник…покрыли большими листами шифера.

4. …в нашей работе были конечно и недостатки.

5. …мой старший брат увлекается самбо.

Для справок: вместо кровельного железа, помимо небольших катеров, за исключением пяти-шести дней, кроме бокса, наряду с успехами. Работа проверяется по слайду.

Лист оценки. За применение: 5 б.

Физминутка.

IV стадия. «Анализ»

Работа по тексту. Произвести анализ текста.

«В приморском парке»

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днём и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

Вопросы для анализа текста.

1.Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

2.Какова основная мысль текста?

3.Определите тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

4.Какими художественными средствами выразительности пользуется автор?

5Объясните значение слова «экзотический». Почему в тексте используется данное слово?

6.Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

Текст демонстрируется на слайде. Лист оценки. За анализ 5 б

V стадия «Синтез»

Слово учителя: Интонация-смысл-пунктуация –важнейшая логическая цепочка, которая определяет функционирование любого предложения. Вы согласны с этим мнением? Подумайте и скажите, как эти слова связаны с темой нашего урока? Что означает слово «обособленный»? Подберите синонимы к этому термину. (Отдельный, изолированный, автономный, независимый). Сформулируйте определение понятия «Обособленные члены предложения».

Ответ: Обособленные члены предложения – это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире.

– Какие члены предложения могут быть обособленными?

– Могут ли выделяться подлежащее и сказуемое? Почему?

Ответ: Так как подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения, а обособленные члены предложения имеют значение добавочного сообщения, пояснения и уточнения.

Лист оценки. За синтез 5 б

VI стадия «Оценивание». За оценивание 5 б. Лидер группы ставит справедливые оценки учащихся.

VII стадия «Рефлексия». Эмоциональное состояние учащихся . Учащиеся выбирают смайлики со значениями: «ничего не понял»,  «есть над чем подумать», «отличный урок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *