Открытый урок


Гайдым Наталья Александровна
учитель начальных классов Максимовская средняя школа

Цели   урока:

ü  Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки;

ü  Пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;

ü  Совершенствовать навыки чтения;

ü  Развивать речь учащихся;

ü  Обогащение, уточнение и активизация словаря;

 

Ожидаемые  результаты:

Предметные:

ü  Самостоятельное  определение    жанра  сказки,

ü  оценка  поступков героев,

ü  развитые   навыки  чтения  и  участия  в  диалоге.

Личностные:

ü  Формирование  представлений  о  ценности  жизни,  ответственности за  свои  поступки   в  процессе   чтения  и  анализа  сказки;

Системно-деятельностные:

ü  Оценка   собственных   достижений  в  обобщении   и  систематизации    знаний  о  литературной  сказке.

Оборудование,   наглядность:

Компьютер, проектор, презентация, карточки

 

 

Тип   урока: Урок  обобщения  и  систематизации  знаний

 

Х О Д   У Р О К А

 

I.   Организационный  момент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

– Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

Жжужащее чтение(2-3 мин.).

 

II.  Введение  в   тему  урока.

1.Попробуйте собрать пословицы:

коли делать нечего                               да не откладывай дело

потехе час                                              Скучен день до вечера

Откладывай безделье                            Делу время

Что объединяет все эти пословицы?

Что идет не сходя с места?                              СЛАЙД 2

Мы сегодня будем знакомиться со Сказкой о потерянном времени».

2. Беседа о сказках.

– Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)

«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел».

– Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)

– На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)

– В чём отличие?

На доске вывешены названия сказок. Учащиеся распределяют их в два столбика: русские народные сказки, литературные (авторские) сказки.

Гадкий утёнок
Царевна-лягушка
Красная шапочка
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Спящая красавица
Гуси-лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
– Давайте вспомним авторов этих сказок.

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним автором , который прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам.

 

3.  Рассказ  учителя  о  писателе   Е.Шварце (1896   –    1958 ).            СЛАЙД 3

В городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени – Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.                                 СЛАЙД 4,5

В конце 1920-х годов у Шварца вышел сборник детских стихов «Рассказы старой балалайки», чуть позже стали появляться пьесы, тоже по преимуществу детские: «Голый король», «Обыкновенное чудо», «Дракон».

III.Работа по теме урока.
Сказка о потерянном времени – Евгений Шварц                            СЛАЙД 6
Сказка о потерянном времени Евгения Шварца рассказывает о мальчике Пете, не особо прилежном и не любящим делать всё вовремя. Однажды злые волшебники превратили его и ещё троих школьников в старичков, тогда-то Петя начал понимать и ценить все минутки своей жизни. Ведь, как говорится в сказке о потерянном времени: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Как Петя вернул себе и новым друзьям то, что потерял – читайте в сказке.

2.   Чтение     «Сказки  о  потерянном  времени»

 

1.   Чтение  учителя .

 

3.  Беседа  по  первым  впечатлениям.

–  Почему же отставал Петя?

–  Огорчало ли его это?

–  Что  реально  и  что  волшебно  в  этой  сказке?

 

Физминутка.

 

IV. Чтение  и  анализ  сказки.

1. Чтение  текста  сказки  учащимися.(выборочно)

А)Словарно-орфографическая работа.           СЛАЙД
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

 

2. Работа с текстом.

-Кто был героями сказки?  (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.

-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
– Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
– Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.77. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
– Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
– Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
– Сожалеет ли Петя о случившемся?
-Одинаковым ли было поведение ребят?
– Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С.82 Маруся Поспелова, с.82-83 Наденька Соколова, с. 83 Вася Зайцев.

– Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
– Прочитайте, как просыпался город. С81.чтение

– Почему люди так бояться  не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.

 

3. Работа в паре.

– Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

– Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются?

Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.

пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
терять время понапрасну/ Бездельничать
держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
как сквозь землю провалился  / Исчез, скрылся куда-то
и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
не терять времени даром

Работа в группах.

1 группа

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

– целеустремлённость
– самостоятельность
– внушаемость
– настойчивость
– настырность
– дисциплинированность
– смелость
– сила воли
– рассеянность
– нерешительность
– решительность
– упрямство
– сдержанность
– несдержанность
– трусость
– безволие
2 группа

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

– быть настойчивым
– быть решительным
– не расстраиваться при неудаче, ошибке
– не торопиться
– не ждать быстрого результата
– верить в успех
– верить в то, что всему можно научиться
– поддерживать друзей в трудную минуту
3 группа

Выберите подходящие к уроку пословицы.

– Всякому дню подобает забота своя.
– Поспешишь, да людей насмешишь.
– На хотенье – есть терпенье.
– Не спеши языком, торопись делом.
– Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Без дела жить – только небо коптить.
Творческое задание.

– На этом уроке мы с вами умышленно опускаем прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.

2. По желанию:

– Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления.

–  Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *