Открытый урок
Гайдым Наталья Александровна
учитель начальных классов Максимовская средняя школа
Цели урока:
ü Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки;
ü Пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;
ü Совершенствовать навыки чтения;
ü Развивать речь учащихся;
ü Обогащение, уточнение и активизация словаря;
Ожидаемые результаты:
Предметные:
ü Самостоятельное определение жанра сказки,
ü оценка поступков героев,
ü развитые навыки чтения и участия в диалоге.
Личностные:
ü Формирование представлений о ценности жизни, ответственности за свои поступки в процессе чтения и анализа сказки;
Системно-деятельностные:
ü Оценка собственных достижений в обобщении и систематизации знаний о литературной сказке.
Оборудование, наглядность:
Компьютер, проектор, презентация, карточки
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
– Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
Жжужащее чтение(2-3 мин.).
II. Введение в тему урока.
1.Попробуйте собрать пословицы:
коли делать нечего да не откладывай дело
потехе час Скучен день до вечера
Откладывай безделье Делу время
Что объединяет все эти пословицы?
Что идет не сходя с места? СЛАЙД 2
Мы сегодня будем знакомиться со Сказкой о потерянном времени».
2. Беседа о сказках.
– Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)
«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел».
– Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)
– На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)
– В чём отличие?
На доске вывешены названия сказок. Учащиеся распределяют их в два столбика: русские народные сказки, литературные (авторские) сказки.
Гадкий утёнок
Царевна-лягушка
Красная шапочка
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Спящая красавица
Гуси-лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
– Давайте вспомним авторов этих сказок.
– Сегодня мы познакомимся с ещё одним автором , который прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам.
3. Рассказ учителя о писателе Е.Шварце (1896 – 1958 ). СЛАЙД 3
В городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени – Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. СЛАЙД 4,5
В конце 1920-х годов у Шварца вышел сборник детских стихов «Рассказы старой балалайки», чуть позже стали появляться пьесы, тоже по преимуществу детские: «Голый король», «Обыкновенное чудо», «Дракон».
III.Работа по теме урока.
Сказка о потерянном времени – Евгений Шварц СЛАЙД 6
Сказка о потерянном времени Евгения Шварца рассказывает о мальчике Пете, не особо прилежном и не любящим делать всё вовремя. Однажды злые волшебники превратили его и ещё троих школьников в старичков, тогда-то Петя начал понимать и ценить все минутки своей жизни. Ведь, как говорится в сказке о потерянном времени: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Как Петя вернул себе и новым друзьям то, что потерял – читайте в сказке.
2. Чтение «Сказки о потерянном времени»
1. Чтение учителя .
3. Беседа по первым впечатлениям.
– Почему же отставал Петя?
– Огорчало ли его это?
– Что реально и что волшебно в этой сказке?
Физминутка.
IV. Чтение и анализ сказки.
1. Чтение текста сказки учащимися.(выборочно)
А)Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.
2. Работа с текстом.
-Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
– Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
– Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.77. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
– Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
– Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
– Сожалеет ли Петя о случившемся?
-Одинаковым ли было поведение ребят?
– Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С.82 Маруся Поспелова, с.82-83 Наденька Соколова, с. 83 Вася Зайцев.
– Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
– Прочитайте, как просыпался город. С81.чтение
– Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.
3. Работа в паре.
– Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.
У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
– Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются?
Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
терять время понапрасну/ Бездельничать
держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то
и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
не терять времени даром
Работа в группах.
1 группа
Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
– целеустремлённость
– самостоятельность
– внушаемость
– настойчивость
– настырность
– дисциплинированность
– смелость
– сила воли
– рассеянность
– нерешительность
– решительность
– упрямство
– сдержанность
– несдержанность
– трусость
– безволие
2 группа
Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
– быть настойчивым
– быть решительным
– не расстраиваться при неудаче, ошибке
– не торопиться
– не ждать быстрого результата
– верить в успех
– верить в то, что всему можно научиться
– поддерживать друзей в трудную минуту
3 группа
Выберите подходящие к уроку пословицы.
– Всякому дню подобает забота своя.
– Поспешишь, да людей насмешишь.
– На хотенье – есть терпенье.
– Не спеши языком, торопись делом.
– Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Без дела жить – только небо коптить.
Творческое задание.
– На этом уроке мы с вами умышленно опускаем прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.
2. По желанию:
– Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления.
– Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.