«Использование информационных ресурсов в деятельности образовательного учреждения»

Куприянчик Марина Александровна
учитель начальных классов ГУ «Средняя школа №11 отдела образования акимата города Костаная»

Мы живем в информационном мире. В период развития, который характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и являются неотъемлемой частью жизни, и образования человека. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Казахстане идет становление обновленной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание образования. Наш Президент Н.А. Назарбаев в своем послании народу отметил: «Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». Информационные ресурсы призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Важной особенностью информационных ресурсов является их «неуничтожаемость» — они не исчезают после использования — ими можно пользоваться многократно, копируя без ограничений.

В последнее время заметно проявилось многообразие видов и форм информационных образовательных ресурсов, в том числе и Интернет-ресурсов, которые выделяются по определенным признакам. В зависимости от вида их можно использовать в рамках тех или иных учебных занятий, определить приоритет их использования. Для выделения разновидностей информационных ресурсов необходимо провести их в классификацию.

Обучающие – сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. К ним относятся электронные учебники, пособия. Они предназначены для самостоятельного изучения теоретического материала и могут быть текстографическими, гипертекстовыми или мультимедийными и содержат структурированный учебный материал для учащегося.

Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. К тренажерам можно отнести: компьютерные практикумы, модели и конструкторы. Учащиеся могут работать с ними как в учебное время, так и дома самостоятельно, без помощи родителей.

Информационно-поисковые – сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации. К ним можно отнести электронный справочник, который позволяет ученику в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения. Можно считать как самые эффективные электронные образовательные ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации.

Имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик.

Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Контролирующие – предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом. К ним относятся электронные тренажеры, «тестовики», задания на решение различных задач, по завершению, которых оценка выставляется компьютером.

Учебно-игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.

Таким образом, используя данные виды информационных ресурсов, у учащихся активизируются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Данные ресурсы не могут заменить учителя и учебники, но в то же время они создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Можно с уверенностью говорить об опыте эффективного использования этих ресурсов в работе всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей и администрации школы).

В настоящее время сеть Интернет уже стала важнейшим источником новой информации, а также наиболее быстрым и сильным каналом для профессионального общения. Организационная форма построения Интернета существует таким образом, что стремительно растёт структурно и объемно именно образовательно-информационная составляющая. На данный момент существуют как минимум десятки тысяч разных единиц, которые могут быть классифицированы как информационно-образовательные ресурсы. Это и сайты библиотек, и волонтерские обучающие собрания, и бесплатные курсы, и многое другое. Использование ресурсов сети Интернет позволяет  находить новую актуальную информацию, делает обучение более интересным и познавательным, а применение Интернета непосредственно  на уроке повышает уровень информационной культуры ученика, вызывает интерес к самообразованию и саморазвитию.

Так же, как наиболее комплексное решение, в первую очередь следует упомянуть портал. По сути, он представляет собой сетевой телекоммуникационный узел, который обладает быстродействующим доступом, широким диапазоном содержимого, ссылок и услуг, а также развитым пользовательским интерфейсом. Портал представляет доступ к большому количеству информационных услуг и ресурсов, которые ориентированы на значительную аудиторию. На порталах можно встретить новостные ленты, рассылки, многоуровневые средства поиска и навигации, электронные библиотеки с учебниками и книгами, каталоги образовательных ресурсов, интересные материалы, занимающиеся учебно-воспитательными и организационно-методическими вопросами, интерактивные обучающие средства, которые затягивают пользователей в рамках проводимого обучения, виртуальные средства практической деятельности, журналы, справочные отделы, базы данных, архивы и много чего другого. Сейчас порталы – это удобные для преподавателей и учащихся информационно-образовательные среды, которые позволяют удовлетворять большинство запросов и получать знания для научной теоретической и практической деятельности. Они формируются из целого ряда инструментов, каждый из которых может быть представлен отдельно в рамках Мировой сети.

В настоящее время существуют десятки тысяч различных информационно-образовательных ресурсов в помощь казахстанским учителям, родителям и учащимся. Имеются федеральные ресурсы, которые обеспечивают доступность и эффективность использования информационно-образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования в РК. В Казахстане таковым можно назвать информационный портал http://smk.edu.kz/. Так же, одним из таких средств может быть информационно-образовательный сайт школы. Его можно назвать «визиткой» образовательного учреждения. Однако информатизация деятельности конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности обработки информации во всех видах деятельности современного учреждения общего среднего образования. Для связи между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и учениками, создана автоматизированная образовательная информационная система «Күнделік», которая объединяет возможности электронного документооборота для образовательных организаций и инструменты социального сетевого взаимодействия.

Информационные ресурсы помогают учителю подготовить и провести уроки, повысить мотивацию обучения, возможность сэкономить время на уроке. С применением электронно-образовательных ресурсов  уроки становятся  интересными, учащиеся начинают работать  более  увлеченно, становятся уверенными в себе. На уроках  создается ситуация успеха,  дети могут проявить себя  в новой роли. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.