Открытый урок «Мамин — сибиряк. Серая шейка»

Акмолинская область, Коргалжынский район, с. Коргалжын
ГУ Коргалжынская школа гимназия
Учитель русского языка и литературы
Омарова Сауле Куанышевна

Цель: 

организация  лексико- семантических   упражнений ;

анализ  языковых  средств . Оценивающее чтение  описываемых событий , героев , явлений .

Методы :

  • изучающее чтение
  • комментированное чтение
  • устное рисование
  • беседа

Наглядность : пейзажная   картина

Ход  урока :

I .   Оргмомент .

II .  Ознакомительное  чтение , сопровождающее  изучающим

чтением . ( учителем )

III . Вопросы  по  книге , выполнение  всех  заданий .

IV .  Работа  над  текстом . 

Вопросы , позволяющие  выявить отношение  учащихся к   главным    героям  —  Серой  Шейке   и  Лисе .

2 — урок

V . Задания , целью  которых  являются  наблюдения  над использованием  языковых  средств .

  1. Почему тебе  жалко  Серую  Шейку ?
  2. Выбери из  текста  слова  и  словосочетания , с  помощью  которых  выражаются  чувства  жалости :     

    сломано   крылышко ( а  не  крыло ) ,  бедная ( несчастная)

Серая  Шейка , должна  была  остаться  одна  на  всю зиму, вряд  ли  доживёт  до  весны :  или  замёрзнет  от  холода , или  съест  её  лиса , плакала  потихоньку  от  всех , помочь ничем  не  могла  и  др.

  1. Как описана  осень ?

  Выпиши  эпитеты , глаголы , передающие  изменения  в  природе . Как  они  влияют  на  твоё  отношение  к  Серой  Шейке ?

  (  целый  ряд  холодных  утренников , вода  потемнела , берега  оголели , холодный  осенний  ветер  обрывал  листья, небо  покрывалось тяжёлыми осенними  облаками, мелкий осенний  дождь , болота  начали  замерзать ) . 

  1. Прочитай выражения  из  текста  и  скажи , какие

 чувства  испытала  Серая  Шейка , оставшись  одна ?

( держалась  в  стороне , как  чужая , осталась  одна  и  долго  провожала  глазами  улетевший  косяк , думала  с  ужасом , забралась  в  лес  и  страшно  перепугалась ) .

  1. Прочитайте первый  абзац , делая  ударение  на  выделенных   словах .

( Заметьте , как  вы  выделяете  слова : используя  силу  голоса  или  делая  паузу  перед  словом , которое  выделяете ?  Какие  мысли  вы  хотите  передать  при  таком  чтений , выделяя  именно   эти  слов ? Какие  предложения   вы  прочитали  с  повествовательной , а какие  с  восклицательной  интонаций?)

  1. Прочитай диалог  Серой  Шейки  и  зайца .

Шейку ? Что  хотел  он  узнать  у  Серой  Шейки ? Как  он  относится  к  Лисе ?  О  чём  он  хотел  предупредить  Серую  Шейку ? О  чём  он  Перед  чтением  скажите ,что почувствовал Заяц ,увидев Серую  мечтает ? Что  чувствует ?

  1. Составление опорного конспекта  по  композиции  текста , чтобы  зафиксировать  в  ключевых  словах  развитие  действия .
  1. Осень. Сломано крылышко . Серая  Шейка  должна  остаться  одна .
  2. Утки готовятся к отлёту . Серая Шейка  примирилась с     судьбой .
  3. Серая Шейка  одна . Забралась  в  лес . Встреча  с  зайцем .
  4. Зима . Серая Шейка  на  середине  реки . Лиса  ждёт ,   когда  замёрзнет  полынья .
  5. Старик у  реки . Выстрел . Удивление  старика . Серая  Шейка  спасена .

VI . Вид  упражнения : выборочное  чтение (с нахождением нужную  информацию  в  тексте  )

  • найдите и  прочитайте  то  место , где  описывается  наступление  осени ( зимы ) ;
  • Прочитайте о  том , как  Лиса  пришла  к  реке . О чём  она  мечтала .  

 VII . Просмотровое  чтение .

(просмотреть  текст , чтобы  составить  общее  представление  о  содержании )

VIII . Обострить  внимание  учащихся  в  том , что  « Серая  Шейка »  похожа  на  сказку .

IX . Домашнее  задание : Написать  отрывок  из  I-эпизода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.