Открытый урок “Мамин – сибиряк. Серая шейка”
Акмолинская область, Коргалжынский район, с. Коргалжын
ГУ Коргалжынская школа гимназия
Учитель русского языка и литературы
Омарова Сауле Куанышевна
Цель:
организация лексико- семантических упражнений ;
анализ языковых средств . Оценивающее чтение описываемых событий , героев , явлений .
Методы :
- изучающее чтение
- комментированное чтение
- устное рисование
- беседа
Наглядность : пейзажная картина
Ход урока :
I . Оргмомент .
II . Ознакомительное чтение , сопровождающее изучающим
чтением . ( учителем )
III . Вопросы по книге , выполнение всех заданий .
IV . Работа над текстом .
Вопросы , позволяющие выявить отношение учащихся к главным героям – Серой Шейке и Лисе .
2 – урок
V . Задания , целью которых являются наблюдения над использованием языковых средств .
- Почему тебе жалко Серую Шейку ?
- Выбери из текста слова и словосочетания , с помощью которых выражаются чувства жалости :
сломано крылышко ( а не крыло ) , бедная ( несчастная)
Серая Шейка , должна была остаться одна на всю зиму, вряд ли доживёт до весны : или замёрзнет от холода , или съест её лиса , плакала потихоньку от всех , помочь ничем не могла и др.
- Как описана осень ?
Выпиши эпитеты , глаголы , передающие изменения в природе . Как они влияют на твоё отношение к Серой Шейке ?
( целый ряд холодных утренников , вода потемнела , берега оголели , холодный осенний ветер обрывал листья, небо покрывалось тяжёлыми осенними облаками, мелкий осенний дождь , болота начали замерзать ) .
- Прочитай выражения из текста и скажи , какие
чувства испытала Серая Шейка , оставшись одна ?
( держалась в стороне , как чужая , осталась одна и долго провожала глазами улетевший косяк , думала с ужасом , забралась в лес и страшно перепугалась ) .
- Прочитайте первый абзац , делая ударение на выделенных словах .
( Заметьте , как вы выделяете слова : используя силу голоса или делая паузу перед словом , которое выделяете ? Какие мысли вы хотите передать при таком чтений , выделяя именно эти слов ? Какие предложения вы прочитали с повествовательной , а какие с восклицательной интонаций?)
- Прочитай диалог Серой Шейки и зайца .
Шейку ? Что хотел он узнать у Серой Шейки ? Как он относится к Лисе ? О чём он хотел предупредить Серую Шейку ? О чём он Перед чтением скажите ,что почувствовал Заяц ,увидев Серую мечтает ? Что чувствует ?
- Составление опорного конспекта по композиции текста , чтобы зафиксировать в ключевых словах развитие действия .
- Осень. Сломано крылышко . Серая Шейка должна остаться одна .
- Утки готовятся к отлёту . Серая Шейка примирилась с судьбой .
- Серая Шейка одна . Забралась в лес . Встреча с зайцем .
- Зима . Серая Шейка на середине реки . Лиса ждёт , когда замёрзнет полынья .
- Старик у реки . Выстрел . Удивление старика . Серая Шейка спасена .
VI . Вид упражнения : выборочное чтение (с нахождением нужную информацию в тексте )
- найдите и прочитайте то место , где описывается наступление осени ( зимы ) ;
- Прочитайте о том , как Лиса пришла к реке . О чём она мечтала .
VII . Просмотровое чтение .
(просмотреть текст , чтобы составить общее представление о содержании )
VIII . Обострить внимание учащихся в том , что « Серая Шейка » похожа на сказку .
IX . Домашнее задание : Написать отрывок из I-эпизода.
Метки: Открытый урок "Мамин - сибиряк. Серая шейка"