Местоимение как часть речи. Открытый урок.
Абилтаева Майра Латеновна
преподаватель русского языка и литературы Школа гимназия №74 г.Астана
Цели: расширить знания учащихся о местоимении. (Слайд 2)
Задачи :
1. Научить детей различать в речи личные местоимения.
2. Совершенствование навыков правильного употребления местоимений в речи. Развитие зрительной, слуховой памяти учащихся; развитие устной связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
3. Воспитание внимания, самостоятельности, аккуратности, желания учиться, любви к чтению.
Оборудование: учебники, таблица, интерактивная доска ,экран (презентация урока), карточки для групповой работы , сердечки .
Тип : комбинированный
Вид урока: урок-путешествие
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
II. Психологический настрой
Ребята! Посмотрите на Солнышко. (Слайд 3)
Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!
Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок – путешествие.
Будем работать в группах. В каждой группе есть спикер и его команда. У нас 2 группы. Представьтесь! Ребята, нам прислали пригласительные билеты на экскурсию, мы совершим интересные путешествия. А вот где мы побываем узнаете позже.
III. Словарная работа (Слайд 4)
(работа по карточкам, объясняют правописание и правило)
Учитель: найти проверочные слова и объяснить их правописание.
1 группа
Г…ра земли
з..мля город
г…рода горы
2 группа
п…ля тополь
р…ка поле
т…поля реки
IV. Минутка чистописания (Слайд 5)
Я, мы, ты, вы , он, она, они .
Учитель: Ребята кто догадался какая тема урока ? Правильно .. А урок мы начнём со сказки.
V. Сообщение темы и цели урока.
1. Грамматическая сказка. (Слайд 6) (устно)
В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди.
Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось
богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой
пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие.
Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец,
она придумала страшную месть. Взмахнула коварной палочкой и сказала:
– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена
родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными.
Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.
И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.
– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ТЫ, а к нескольким людям –ВЫ, если вас будет много, скажете МЫ. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите ОН, ОНА, ОНО, если их много – ОНИ. Пока, удачи !
Учитель: Отправились люди в неведомую страну. Встретилась им в пути Красная шапочка. Путешествие добрых и веселых людей подошло к концу. Они помогли нам изучить: ЧТО? МЕСТОИМЕНИЯ (ребята)
2. Письмо по памяти (Слайд 7) (письменно)
Учитель: Давайте прочитаем замечательный стишок! Кто самый смелый и прочтет этот стишок? (читает 1 ученик)
Учитель: А давайте мы его прочтём хором! Кто самый смелый и прочтет этот стишок? (читает 1 ученик)
– А теперь запишите его по памяти. Подчеркните местоимения (Слайд закрываю)
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.
Учитель: Закончили?! А теперь прочтем этот замечательный стишок (читает 1-2 ученика с каждой группы)
3.Прослушивание стихотворения. (Слайд 8) (устно)
Учитель (читает стих.): Послушайте стихотворение и угадайте о чём же это стихотворение??? про ( ………………………) (местоимение)
Применяем слово это вместо имени предмета
Нам на всё оно укажет, но ничьих имен не скажет.
Часто очень применяется, сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись, в речи нам не обойтись.
ВЫВОД: слово “местоимение” среднего рода, поэтому его заменяем местоимением ОНО
4. Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное
Учитель: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Представьте, что нас пригласили в редакцию . Кто работает в редакции ? журналисты, корректоры – работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы – самые главные и ответственные лица, а также – секретари – машинистки.
5. Экскурсия в редакцию. Исправь ошибки. Корректор. (Слайд 9)
1 группа.
Коля и Петя рисовали. Ким пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина уих вышла хорошая.
2 группа.
Коля и Петя приехали в деревню. Передими было озеро. Оно красивое. Вём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
6. Экскурсия в Казактелеком Дешифровка”. (Слайд 10)
Телеграмма восстанови текст (делают на карточках)
А вас ждёт новое задание. Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.
1 группа
Телеграмма
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 группа
Телеграмма
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ: (на слайде показать правильные ответы) (Слайд 11)
Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОНприедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают?
Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.
Отпустил ОН рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей прогнать ЕГО велела
7. Физминутка . Экскурсия в филармонию. (отдельный слайд)
Учитель: Давайте немного отдохнем.
· Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
· Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
· Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
· Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
· Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
· Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
· Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
· Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
8 . Экскурсия. По страницам загадок. (Слайд 12)
(делают на карточках)
Учитель: Найти в каждой группе ответ на загадку.
1 группа
Утром – так заведено,
Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт ОНО
Розовой жар – птицей.
(отгадка: солнце )
(на слайде показать картинки)
2 группа
А стемнеет – ОН придёт: тоненький, смущённый,-
Он на цыпочках войдёт долькою лимонной.
(отгадка: месяц )
Вывод : Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам мужской род –ОН, женский род Она, средний род –ОНО
Учитель: А как мы их назовём во множественном числе?
Множественное число .. ОНИ
9. Работа с таблицей. Работа в группах. (Слайд 13) (делают на карточках)
Учитель: Могут ли личные местоимение изменяться по лицам и числам?
Лицо
Единственное число
Множественное число
я
ты
Он, она, оно
Вывод :Ребята, это личные местоимения. А почему они так называются? УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦО!
9. Работа с учебником
1. В учебнике стр.39 Прочитайте правило и запомните, что кроме личных местоимений, есть и другие местоимения.
2.Упр.9 стр.40
Задание: Прочитайте и найдите местоимения. Выписать местоимения в тетрадь и запомнить.
_________________________________________________________________
9.Экскурсия в “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что… (в резерве)
________________________________________________________________
VI. Обобщение . Что мы узнали о местоимении ?
Ответы уч-ся: 1. Местоимение – часть речи.
2. Местоимения бывают личные.
3. А что ещё? Местоимения изменяются по родам.
VII. Подведение итогов. (Слайд 14)
Рефлексия.
Помните в начале урока мы брали один лучик в своё сердечко это был лучик Я+Я= Местоимение МЫ. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. Из сердечек .. выкладываем большое сердце на доске .
(Слайд 15)- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
МЫ
– Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
Задание на дом(Слайд 16): Упр.10 стр. 40 (составить диалог на любую тему с местоимениями)
РЕЗЕРВ:
9.Экскурсия в “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что…
Местоимений в русском языке немного, всего около 70,но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).
Местоимения помогают нам избежать повторений одних и тех же слов в речи.
Местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
Местоимения – самостоятельная часть речи.