Местоимение как часть речи. Открытый урок.


Абилтаева Майра Латеновна
преподаватель русского языка и литературы Школа гимназия  №74 г.Астана

Цели:  расширить знания учащихся о местоимении. (Слайд 2)

Задачи :

1. Научить детей различать в речи личные местоимения.

2. Совершенствование навыков правильного употребления местоимений в речи. Развитие зрительной, слуховой памяти учащихся;  развитие устной связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитание внимания, самостоятельности, аккуратности, желания учиться, любви к чтению.

Оборудование: учебники,  таблица, интерактивная доска ,экран (презентация урока), карточки  для групповой работы ,  сердечки .

Тип : комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Ход урока:

I. Организационное начало урока.

II. Психологический настрой

Ребята! Посмотрите на Солнышко. (Слайд 3)

Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок – путешествие.

Будем  работать в группах. В каждой группе есть спикер и его команда.  У нас 2 группы. Представьтесь! Ребята, нам прислали пригласительные билеты на экскурсию, мы совершим интересные путешествия. А вот где мы побываем узнаете позже.

III. Словарная работа (Слайд 4)

(работа по карточкам, объясняют правописание и правило)

Учитель:  найти проверочные слова  и  объяснить их правописание.

 

1 группа

Г…ра           земли

з..мля          город

г…рода        горы

 

2 группа

п…ля                 тополь

р…ка                 поле

т…поля             реки

 

IV.   Минутка чистописания (Слайд 5)

Я, мы, ты, вы , он, она, они .

Учитель: Ребята кто догадался какая тема урока ? Правильно .. А урок мы начнём со сказки.

 

V.   Сообщение темы и цели урока.

1. Грамматическая сказка. (Слайд 6) (устно)

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди.

Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось

богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой

пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие.

Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец,

она придумала страшную месть. Взмахнула коварной  палочкой  и сказала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена

родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! И в царстве наступил беспорядок…Люди стали мрачными, грустными.

Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.

И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.

– Хорошо, я помогу вам.– А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ТЫ, а к нескольким людям –ВЫ, если вас будет много, скажете МЫ. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите  ОН, ОНА, ОНО, если их много – ОНИ.  Пока, удачи !

 

Учитель: Отправились люди в неведомую страну. Встретилась им в пути Красная шапочка. Путешествие добрых и веселых людей подошло к концу. Они помогли нам изучить: ЧТО? МЕСТОИМЕНИЯ (ребята)

2.  Письмо по памяти   (Слайд 7)   (письменно)

Учитель: Давайте прочитаем замечательный стишок!  Кто самый смелый и прочтет этот стишок? (читает 1 ученик)

Учитель: А давайте мы его прочтём хором!  Кто самый смелый и прочтет этот стишок? (читает 1 ученик)

– А теперь запишите его по памяти. Подчеркните местоимения (Слайд закрываю)

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове МЫ сто тысяч  Я.

 

Учитель: Закончили?!  А теперь прочтем этот замечательный стишок  (читает 1-2 ученика с каждой группы)

 

3.Прослушивание стихотворения. (Слайд 8)  (устно)

Учитель (читает стих.):  Послушайте стихотворение и угадайте о чём же это стихотворение???   про ( ………………………) (местоимение)

Применяем слово это вместо имени предмета

Нам на всё оно укажет, но ничьих имен не скажет.

Часто очень применяется, сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись, в речи нам не обойтись.

ВЫВОД: слово “местоимение” среднего рода, поэтому его заменяем местоимением ОНО

4. Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное

Учитель: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Представьте, что нас  пригласили в редакцию  . Кто работает в редакции ? журналисты, корректоры – работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы – самые главные и ответственные лица, а также – секретари – машинистки.

5. Экскурсия в редакцию. Исправь ошибки. Корректор. (Слайд 9)

1 группа.

Коля и Петя рисовали. Ким пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина уих вышла хорошая.

 

2 группа.

Коля и Петя приехали в деревню. Передими было озеро. Оно красивое. Вём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

6. Экскурсия в Казактелеком  Дешифровка”. (Слайд 10)

Телеграмма восстанови текст  (делают на карточках)

А вас ждёт новое задание. Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.

1 группа

Телеграмма

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 группа

Телеграмма

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

ТЕКСТ  ДЛЯ  ПРОВЕРКИ: (на слайде показать правильные ответы) (Слайд 11)

Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОНприедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ  ждёте? Почему ОНИ улетают?

Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН  вырезает из бумаги? А ВЫ  умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ  решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.

Отпустил ОН  рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей  прогнать ЕГО  велела

7. Физминутка . Экскурсия в филармонию.  (отдельный слайд)

Учитель: Давайте немного отдохнем.

·         Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

·         Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

·         Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

·         Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

·         Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

·         Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

·         Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

·         Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

8 . Экскурсия. По страницам загадок. (Слайд 12)

(делают на карточках)

Учитель: Найти в каждой группе ответ на загадку.

1 группа

Утром – так заведено,

Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт ОНО

Розовой жар – птицей.

(отгадка: солнце )

(на слайде показать картинки)

2 группа

А стемнеет – ОН придёт: тоненький, смущённый,-

Он на цыпочках войдёт долькою лимонной.

(отгадка: месяц )

Вывод : Местоимения  3 лица единственного числа изменяются по родам мужской род –ОН, женский род  Она, средний род –ОНО

Учитель:  А как мы их назовём во множественном числе?

Множественное число .. ОНИ

 

9. Работа с таблицей. Работа в группах. (Слайд 13)    (делают на карточках)

Учитель: Могут ли личные  местоимение изменяться по лицам и числам?

Лицо
Единственное  число
Множественное число

я

ты

Он, она, оно

Вывод :Ребята, это личные местоимения. А почему они так называются? УКАЗЫВАЮТ  НА  ЛИЦО!

9. Работа с учебником

1. В учебнике стр.39  Прочитайте правило и запомните, что кроме личных местоимений, есть и другие местоимения.

2.Упр.9 стр.40

Задание: Прочитайте и найдите местоимения. Выписать местоимения в тетрадь и запомнить.

_________________________________________________________________

9.Экскурсия в “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что… (в резерве)

________________________________________________________________

VI. Обобщение . Что мы узнали  о местоимении ?

Ответы уч-ся: 1. Местоимение – часть речи.

2. Местоимения бывают личные.

3. А что ещё? Местоимения изменяются по родам.

VII. Подведение итогов. (Слайд 14)

Рефлексия.

Помните в начале урока мы брали один лучик в своё сердечко это был лучик Я+Я=  Местоимение МЫ. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. Из сердечек .. выкладываем большое сердце на доске .

(Слайд 15)- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

МЫ

 

 

 

 

 

 

– Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

Задание на дом(Слайд 16):  Упр.10 стр. 40 (составить диалог на любую тему с местоимениями)

 

РЕЗЕРВ:

9.Экскурсия в “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что…

Местоимений в русском языке немного, всего около 70,но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).

Местоимения помогают нам избежать повторений одних и тех же слов в речи.

Местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи,  которую заменяет местоимение.

Местоимения – самостоятельная часть речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *