«Применение идей семи модулей на уроках в начальных классах» Педагогическая статья


 Зотова Светлана Геннадьевна
 учитель начальных классов ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М. Горького отдела образования  акимата Карабалыкского района»

«Если ты дашь человеку рыбу, он сможет прокормить себя один день.

Если ты научишь его ловить рыбу, он сможет кормиться всю жизнь».

(Восточная пословица).

Основной задачей учителя является заинтересовать учеников, помочь в понимании нового материала, отметить способности каждого ученика. Для достижения целей на уроке необходимо использовать приемы семи модулей Программы: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одаренных учеников. Ключевые идеи семи модулей нужно применять для повышения активности учащихся, уверенности, ответственности, саморегуляции.

Современная жизнь требует от педагогов постоянных перемен. Не нужно ждать, что кто-то другой изменит нас. Мы должны меняться изнутри сами, что позволит нам руководить всеми процессами. А для этого учитель должен быть лидером, так как лидерство, основная человеческая способность, которая постоянно побуждает к развитию.  Что значит школа без учителя, а учитель без учеников? Это просто невозможно. Учитель – это сердце маленьких, доверчивых школьников. Одинаковых учеников не существует. Они все настолько разные и интересные. Я с удовольствием наблюдаю за ними, вместе с ними радуюсь. Не только я учу их, но и мои маленькие несмышленыши иногда могут научить чему-то и меня. Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись», поэтому я шагаю в ногу со временем, чтоюы быть современным, успешным и интересным педагогом для обучающихся. С наступлением перемен человек меняет свое мировоззрение. Нужно ли нам меняться?  Меняться нужно обязательно, потому что учитель понимает ценность непрерывного обучения и вместе с детьми происходит рост в обучении. Если учитель не будет меняться и обучать своих учащихся по новому формату, то это будет означать остановку в росте развития. Я, как педагог, должна научить детей правильно логически мыслить, научить учиться, чтобы они в дальнейшем были востребованы обществом. Это очень не легко. Хочу отметить, что учитель совершает тихий подвиг, обучая и воспитывая учащихся.

Суть программы «Работа по развитию лидерства учителя, заключается в следующем: учителя, практикующие в школе могут:

– взять инициативу на себя по совершенствования практики;

– принимать стратегические решения с коллективом для внесения изменений;

– собирать и использовать факты в совместной деятельности;

– вносить вклад в создание и распространение профессиональных знаний.

Программа отвечает современным требованиям, помогает учителям изменить свое отношение к работе, детям вселяет уверенность, желание учиться. Например, некоторые дети, которые отмалчивались на уроках, стали активными, выражали свою точку зрения.

Модуль 1: «Новые подходы в обучении»

Согласно «Руководству для учителя» (страница 126), « в основе новых подходов в преподавании и обучении лежит понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения». Это значит, что дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия.  Именно в этом модуле рассматриваются вопросы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Вопросы немаловажные, потому что обучение, основанное на основе диалога между учеником и учителем, помогает ребенку развивать свое собственное мышление. В этом вопросе я совершенно согласна с Мерсером и Литлтоном, которые в своей работе показали, что «диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию». («Руководство для учителя», страница 155). Для меня, как для учителя начальных классов, диалог играет важную роль. Если раньше я задав вопросы ожидала от ученика быстрого ответа, то теперь я даю возможность подумать 5-7 секунд, что позволяет ученику сосредоточиться и дать верный ответ,

На уроках я не пытаюсь быстро найти ответ на поставленный вопрос, а стараюсь заставить учеников думать.   Хороший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы его ученики размышляли над вопросом.  Нам самим надо научиться слушать их. И если мы хотим, чтобы преподавание было  эффективным мы должны двигаться не в одностороннем движении, а в двустороннем движении, то есть уроки должны строится не на монологе, а на диалоге.  Мои дети научились составлять вопросы, слушать одноклассников, научились анализировать и рассуждать.

Модуль 2 «Обучение критическому мышлению»

Очень часто на своих уроках применяю методы критического мышления. Учащимся нравится работать в группах парах. Потому как слабомотивируемый ученик тянется за сильномотивируемым молчаливый становится разговорчивым. Наблюдая за работой учеников, я была приятно удивлена что никто не оставался в стороне. Все успешно работали. Без критического мышления невозможно перейти к новым подходам в преподавании. Так как умение подходить к своей работе критически, повышает интерес к преподаванию. Ученики в ходе обучения приемам критического мышления проявляют интерес к обучению и лучше к нему относятся.

Модуль № 3: «Оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания».

Данному модулю нужно уделить особое внимание, потому что оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, может и огорчить, записать в разряд «отстающих», занизить самооценку. Также отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Это было раньше, сейчас учитель должен формировать у школьников умение оценивать себя, других.  Дети должны быть вовлечены в оценивание.  Разрабатывала критерии  и дескрипторы оценивания, по этим критериям ребята приобретают умения и навыки защищать свою работу, на что обращать внимание, чтобы получить хорошую оценку. В будущем хочу разработать критериальное оценивание для разных видов работы. Моим ученикам очень понравилась такая форма работы, они с удовольствием оценивали своих товарищей. Поняла, что нужно вводить различные виды оценивания. На уроках попробовала работу с листами ответов и листами оценивания. Ребята оценивали себя на каждом этапе урока. На будущее, чтобы процесс оценивания стал эффективным, я взяла за основу следующие положения: от оценки результата переходить к оценке процесса, от оценивания знаний к оцениванию умений и способностей, от тестирования памяти к оцениванию понимания, применения, анализа, синтеза, от внешней к внутренней оценке.

Модуль 4 «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения».

В наше время  невозможно обойтись без использования ИКТ. Очень просто стало строить уроки. На кажом этапе урока учащимся предлагаются слайды, иллюстрации, проблемные ситуации. Для отдыха проводятся физкультминутки.  Использование ИКТ на уроках развивает визуальное восприятие учеников. .

Модуль 5 «Работа с талантливыми и одаренными детьми»

Обязательным условием развития одаренности является формирование у ребенка чувства успешности. Перед учителем этот вопрос должен стоять всегда: как раскрыть талант ученика? Данный модуль требует много работы, нужна определенная подготовка. В классе много способных учеников, есть одна талантливая ученица поэтому, прорабатывая задания я сама узнала много нового, в будущем я буду внимательно вести наблюдения за ними, для раскрытия у учеников талантов. Возможно, это позволит мне выявить одарённую личность. Чтобы воспитать талантливого, одаренного ученика, педагог  должен быть сам талантлив.

Модуль 6 «Обучение с учетом возрастных особенностей»

Свои уроки я планирую с учетом возрастных особенностей. Использую много загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, игровые моменты. Ведь младший возраст самый благоприятный для творческого развития. Особое значение в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями.  Ученик, который имеет 5 по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. Это не связано с его работоспособностью, зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. До прохождения курсов, я бы так, наверное, и думала, что виноват ученик. А сейчас поняла, что многое зависит от учителя, надо заинтересовать ребенка, а для этого, считаю, учитель должен внедрять инновации в свою профессиональную деятельность

Модуль 7 «Управление и лидерство в обучении»

Продолжила работу над развитием критического мышления. Управление и лидерство в обучении на первый взгляд может показаться, парадоксальным ведь данный модуль заключается в усилении «голоса» учителя как индивидуально, так и  в рамках коллектива. Развивая в себе лидерские качества, незаметно  для себя, учим детей тоже быть лидерами в учебе  и жизни.

Исходя из всего сказанного, хочу сделать вывод. Обучая своих учеников, педагог должен формировать в них навыки обучения, тому, как обучаться. Хочу закончить свою статью высказыванием Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

 

Список литературы:

1.     Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации//Методист.-2002.№5

2.     Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.:Педагогическое сообщество России, 2007.

3.     Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК. Третий (базовый) уровень. Астана, 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *