Особенности обучения детей русскому языку в группах с государственным языком воспитания и обучения


Муканова Сулушаш Саттыбековна
№145″Балапан” балабақшасы КМҚК орыс тілі мұғалімі

Особенности обучения детей русскому языку

в группахс государственным языком  воспитания и обучения

Обучение детей русскому языку имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программных требований, методов и приемов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дошкольники могут применить полученные знания и практический опыт в последующем обучении в школе.

 

Ключевые слова: язык межнационального общения, трехязычие, речь, статус языка

Приобщение казахстанского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан», культурном проекте «Триединство языков», который был выделен как отдельное направление внутренней политики.

Знание, как минимум, трех языков важно для подрастающего поколения Казахстана.  Государство принимает активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским языком активно изучали русский и английский языки.

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык – язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», – сказал Президент.

Знание языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит дошкольным организациям, как важнейшим институтам социализации личности.

Русский язык в Казахстане имеет конституционно закрепленный статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии экономики, культуры и образования.

Дошкольный возраст  – самый благоприятный для формированиятрехязычия. В дошкольном возрасте дети быстрее овладевают вторым языком. Обучение детей русскому языку в дошкольный период обеспечивает прочность усвоения знаний в период школьного обучения. Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан предусмотрено изучение русского языка в группах с государственным языком воспитания и обучения,  начиная с трехлетнего возраста. Русский язык входит в образовательную область «Коммуникация». Ее целью является воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного язка, готового к социокультурному взаимодействию на родном и русском языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами, а также формирование речевой активности, культуры общения, социальной ответственности, способности понимать себя и другого человека.

В организованной учебной деятельности обучение ведется исключительно в устной форме. Дети учатся воспринимать русский язык на слух и говорить по русски в пределах лексических тем предусмотренных программой, грамматических форм, синтаксических конструкций, и несложных образцов связной речи. Главная цель занятий – вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи,  развитие речевых и познавательных способностей ребенка.

Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном  подходе и принципах интеграции. Используются  разные формы взаимодействия  педагога с детьми:  прямое обучение , опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. Формы и методы, выбираемые педагогом для работы, во многом зависят от возрастных возможностей детей и уровня их развития.Задачиформулируются на уровне, доступном детям данного возраста, с учетом программных требований из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие по развитию языка строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание обращается  на фонематическую сторону речи,отработку произношения всех звуков русского языка,  грамматического строя и связной речи.

Успех обучения  во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог проводит занятие, как организует учебную деятельность, какой материал привлекает в педагогическом процессе. Чем более уместно использует педагог игровые приемы, наглядность, тем прочнее ребенок усваивает материал.  Использование УМК, дидактического материала, компьютерной поддержки очень важно, так как применениеразличных технологий не только помогает учебному процессу, но и способствует всестороннему развитию ребенка.Обучающая игра «подтягивает» отстающих детей до уровня более развитых, что дает положительный воспитательный эффект и обеспечивает динамичность, красочность и яркость впечатлений. При выразительном речевом сопровождении вызывает у детей эмоции, которые положительно сказываются на процессе обучения. В организованной учебной деятельности обучение строится преимущественно с опорой на наглядность, что способствует быстрому запоминанию лексики на определенную тему. При первичном знакомстве с новыми словами, на незнакомом детям языке, необходимо использовать наглядность в широком смысле:предметы декоративно-прикладного искусства и быта,  игрушки,  муляжи,  предметные и ситуативные картинки, аудио- и видеозаписи, настольный театр  и т.д.

Нельзя ограничиваться только показом предметов и их названием. Чтобы новое слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать для его восприятия не только зрение и слух, но и другие анализаторы осязание (потрогать предмет, например апельсин), обоняние (понюхать, например, яблоко, цветок), вкус (попробовать, например сахар, мед, варенье). Кроме того, целесообразно показать предмет в натуре, если это возможно, а затем на картинках в разных положениях по отношению к другим предметам, в разных его видах, в разных ситуациях, чтобы ребенок быстро узнавал его.

Успех обучения во многом зависит от структуры работы с детьми. В начале обучения (2-3 минуты) полезно использовать различные учебно-игровые действия. Они должны погружать ребенка в обстановкунепринужденного заинтересованного общения  снимать с него напряжение и скованность.  Для активизации речевой и речемыслительной деятельности  активно применяется коллективные и групповые формы работы (работа в парах, хоровые ответы и т.д.)

Для активизации детей целесообразно поощрять их участие в общении на неродном языке улыбкой, мимикой, подбадривать словесно: «Хорошо!», «Молодец!», «Правильно!» и т.п.

В организованной учебной деятельности необходимо проводить 2-3 минутное фонетическое упражнение («Фонетическая минутка»), направленная на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков, элементарного анализа речи. «Фонетическая минутка» может проводиться в форме игр «Эхо», «Цепочка», «Часы», «Слова шагают» и других.

Упражнения, дидактические игры, стихи, считалки, песенки, физминутки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, активизации и обогащения словарного запаса детей, развитие внимания, памяти.

Словарная работа на первоначальном этапе обучения  является приоритетным, так как практическое овладение языка немыслимо без предварительного накопления пассивного словаря. Введение новых слов в активный словарь является эффективным с опорой на зрительные образы: игрушки, муляжи, натуральные предметы, сюжетные картинки, фотографии и схемы. Произношение новых слов должно быть безупречным, четким и ясным. Каждое вновь вводимое слово изучаемого языка должно пройти через следующие этапы: формирование умения узнавать в речи и понимать; формирование умения воспроизводить по образцу педагога вновь услышанные слова.

В процессе обучения необходимо соблюдать порядок ввода новых слов и конструкций. Если новые слова вводятся впервые, необходимо, чтобы дети сосредоточились на них, уловили особенности их произношения. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перегружались нововведениями.

Слова, используемые в активной речи, необходимо вводить постепенно и должны систематически повторяться. Накопление активного словаря должно осуществляться с постепенным усложнением фразовой речи.

Особо необходимо уделять внимание интонации и выразительности произношения смыслового текста, стишков, потешек и считалок.

Для совершенствования произносительной стороны речи, развития слухового внимания, совершенствования речевого слуха используются разнообразные приемы:

– образец педагога правильного произношения звуков и слов на изучаемом языке;

– использование подходящей интонации при обыгрывании предметов и персонажей;

– вопросы, обращенные к детям для выбора необходимых выразительных средств;

– упражнения, для повтора (хором или индивидуально) отдельных слов, фраз, постановкой логических ударений, смена темпа или силы голоса;

– творческие задания, с произношением фраз с различной интонацией (весело, грустно, безразлично и т.п.);

– чтение в лицах (по ролям).

Широко применяется заучивание или чтение наизусть (в выступлениях на утреннике; развлечениях перед малышами; для подарка родным и т.д.). Эти упражнения мобилизуют силы ребенка, вызывают желание высказаться по-своему, но на неродном языке.

Приемы формирования выразительности речи старших дошкольников очень разнообразны, поэтому в организованной учебной деятельности используются одновременно несколько приемов.

Учитывая особенности непроизвольного восприятия дошкольников, «педагог должен использовать специальные речевые приемы, направленныена облегчение запоминания». Чтобы при закреплении лексический материал и прочно запомнился детьми, необходимо его многократное повторение. В процессе повторения необходимо вводить не только известную, но и новую лексику, чтобы пополнить словарь детей ранее неизвестными понятиями и представлениями.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного в процессе организованной учебной деятельности и в дидактических играх, осуществляется в повседневной жизни, в различных бытовых ситуациях. Роль педагога заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

Использование театрализованной деятельности, инсценировка отдельных отрывков любимых сказок, диалогов персонажей способствует активизации  речи, совершенствованию грамматического строя и развитию связной речи.

Овладение звуковой культурой изучаемых языков в дошкольном возрасте – в значительной мере интенсифицирует процесс накопления активного словаря у детей, расширяет возможности языковой коммуникации.

Атмосфера занятий по обучению русскому   языку оставляет тот след в душе ребенка, который превращается в почву для восприятия людей иной культуры. В положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим национальностям и культурам. С детства привыкнув считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче найдет свое место в мультикультурном мире. Тот, кто однажды выучил второй язык, овладевает способностью учить другие языки.

 

Список литературы

1. Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы.- Астана, 2011.

2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение.- Астана, 2009.

3. «Развитие триединства языков в дошкольных организациях»,методическое пособие- Астана 2013, 61стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *