ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Л.Е.Василенко

мастер производственного обучения КГУ «Горно – металлургический колледж»

Наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров – дуальная система профессионального образования, она получила мировое признание. Система объединяет теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традициооной:

·        Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

·        Разрыв между теорией и практикой

·        В механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность спецалиста,создание новой психологии будущего работника

·        Дуальная система обучения создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах

·        Заинтересованностью руководителей соответствующих учереждений в практическом обучении своего работника.

В связи с этим, в тесном сотрудничестве с представителями государственных органов и структур, а также предприятий, участвующих в профобучении разработан проект внесения изменений в Закон РК «Об образовании»,а также проект Постановления Правительства РК о внедрении кооперативной (дуальной) системы профобучения в Республике Казахстан. Перечисленные проекты документов регулируют в частности:

●требования, которые учебные заведения и предприятия должны выполнить для внедрения кооперативной (дуальной) системы профобучения

●разработку образовательных стандартов для каждой отдельной

●специальности с привлечением представителей предприятий на паритетной основен

●договорные права и обязанности участвующих колледжей, социальных партнеров и студентов

●сдачу промежуточных и заключительных экзаменов при активом вовлечении социальных партнеров

●уровень квалификации преподавателей учебных заведений и мастеров-инструкторов на предприятии

Кооперативная (дуальная) система профессионального обучения может внедряться в качестве альтернативы, параллельно с существующим

Традиционным профобучением по всей Республике в зависимости от потребностей и при выполнении требований, предъявляемых к колледжам и предприятиям, желающим организовать учебный процесс по этой системе.

Выполнение требований касательно необходимого оборудования для проведения практических занятий, а также повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения должно проверяться.

Национальным  Институтом профессионального образования предлагается возложить эту функцию на Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образоания и присвоения квалификации.

Организацией проведения промежуточных и выпускных экзаменов будут заниматься региональные компетентные органы тсогласно Постановления Правительства РК о внедрении кооперативной (дуальной) системы профобучения в РК, сертификаты будут выдавться Национальной экономической палатой «Союз Атамекен», также участвующих в приеме экзамена.

В настоящее время разработаны образовательные стандарты по 6 специальностям. В течение одного года представляется возможным в сотрудничестве с казахстанскими предприятиями разработать международным требованиям, для 50-60 специальностей и при помощи преподавателей колледжей, мастеров производственного обучения и кооперативную (дуальной) систему профессионального обучения.

Финансирование дуальной системы профессинального обучения может взять на себя государство, включив в Госпрограмму по развитию ТиПо в РК. Утверждение по финансированию новой модели –кооперативной (дуальной) системы профессинального обучения производит Министр Образования и Науки в рамках имеющегося бюджета на основании регионального спроса. Финансирование, в частности взносы предприятий, могут осуществляться за счет общих налогов, за счет Фонда поддержки развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан или специфических налогов и сборов, за счет которых можно было бы обеспечить гарантированное прохождение производственной практики.

Ускоренное внедрение кооперативной (дуальной) системы профессионального обучения означает также и преимущества для обучающих предприятий: к примеру, субсидии или налоговые послабления.

Теоретическое и практическое обучение производится в колледже, на

Предприятиях и в учебных центрах при предприятиях. Доля практического обучения составляет 50-60 % от общего количества часов. Доля практического обучения в колледже и на предприятии в разрезе специальностей.

Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном :

— специалистов предприятия , прошедших педагогическую подготовку,

— преподавателей учебного заведения , прошедших повышение квалификации на сяпредприятии ,

— практическое обучение в учебном заведении производится  в специализированных помещениях ( мастерских , лабораториях , учебных  фирмах и т.д) опытными мастерами производственного обучения , а также по мере возможности . и квалифицированными  наставниками на производстве ,

— самообразование как принцип обучения.

— обязательное повышение квалификации преподавателей.

 

Положение о дуальной системе профессионального обучения

Постановление правительства РК о кооперативной форме  профессионального обучения регулирует . прежде всего

-распредиление обязанностей . процедуру разработки образовательных и экзаменационных стандартов для различных специальностей ( с участием  компетентных представителей предприятий и колледжей )

-процедуру проведения промежуточных и выпускных экзаменов в качестве независимой аттестации при обязательном участии социальных партнеров

-правовые отношения между колледжем , обучающим предприятием и студентами

-аккредитацию учебных заведений по отдельным специальностям и сертификацию свидетельств об окончании.

-проведение мониторинга трудоустройства выпускников.

В КГУ « Горно-металлургического колледжа»  эксперементально в 2016-2017 г  вводится дуальное обучение . были разработаны учебные программы , подписаны договоры с социальными партнерами. Образовательные и экзаменационные стандарты для каждой отдельной специальности разрабатываются с использованием международных стандартов и внедряются на государственном уровне.

Они регулируют в частности :

—         наименование специальности

—         длительность обучения

—         процедуру приема в учебное заведение

—         профессиональные квалификации(знания , умения ,навыки), которые должны быть сформированы у учащихся

—         содержание теоретического и пратического обучения специальным дисциплинам в колледже и на предприятиях , а также графики учебного процесса.

—         требования к оборудованию для проведения практического обучения

—         требования для обучения на производстве

—         сдача практических экзаменов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.