ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Л.Е.Василенко
мастер производственного обучения КГУ «Горно – металлургический колледж»
Наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров – дуальная система профессионального образования, она получила мировое признание. Система объединяет теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традициооной:
· Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения
· Разрыв между теорией и практикой
· В механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность спецалиста,создание новой психологии будущего работника
· Дуальная система обучения создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах
· Заинтересованностью руководителей соответствующих учереждений в практическом обучении своего работника.
В связи с этим, в тесном сотрудничестве с представителями государственных органов и структур, а также предприятий, участвующих в профобучении разработан проект внесения изменений в Закон РК «Об образовании»,а также проект Постановления Правительства РК о внедрении кооперативной (дуальной) системы профобучения в Республике Казахстан. Перечисленные проекты документов регулируют в частности:
●требования, которые учебные заведения и предприятия должны выполнить для внедрения кооперативной (дуальной) системы профобучения
●разработку образовательных стандартов для каждой отдельной
●специальности с привлечением представителей предприятий на паритетной основен
●договорные права и обязанности участвующих колледжей, социальных партнеров и студентов
●сдачу промежуточных и заключительных экзаменов при активом вовлечении социальных партнеров
●уровень квалификации преподавателей учебных заведений и мастеров-инструкторов на предприятии
Кооперативная (дуальная) система профессионального обучения может внедряться в качестве альтернативы, параллельно с существующим
Традиционным профобучением по всей Республике в зависимости от потребностей и при выполнении требований, предъявляемых к колледжам и предприятиям, желающим организовать учебный процесс по этой системе.
Выполнение требований касательно необходимого оборудования для проведения практических занятий, а также повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения должно проверяться.
Национальным Институтом профессионального образования предлагается возложить эту функцию на Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образоания и присвоения квалификации.
Организацией проведения промежуточных и выпускных экзаменов будут заниматься региональные компетентные органы тсогласно Постановления Правительства РК о внедрении кооперативной (дуальной) системы профобучения в РК, сертификаты будут выдавться Национальной экономической палатой «Союз Атамекен», также участвующих в приеме экзамена.
В настоящее время разработаны образовательные стандарты по 6 специальностям. В течение одного года представляется возможным в сотрудничестве с казахстанскими предприятиями разработать международным требованиям, для 50-60 специальностей и при помощи преподавателей колледжей, мастеров производственного обучения и кооперативную (дуальной) систему профессионального обучения.
Финансирование дуальной системы профессинального обучения может взять на себя государство, включив в Госпрограмму по развитию ТиПо в РК. Утверждение по финансированию новой модели –кооперативной (дуальной) системы профессинального обучения производит Министр Образования и Науки в рамках имеющегося бюджета на основании регионального спроса. Финансирование, в частности взносы предприятий, могут осуществляться за счет общих налогов, за счет Фонда поддержки развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан или специфических налогов и сборов, за счет которых можно было бы обеспечить гарантированное прохождение производственной практики.
Ускоренное внедрение кооперативной (дуальной) системы профессионального обучения означает также и преимущества для обучающих предприятий: к примеру, субсидии или налоговые послабления.
Теоретическое и практическое обучение производится в колледже, на
Предприятиях и в учебных центрах при предприятиях. Доля практического обучения составляет 50-60 % от общего количества часов. Доля практического обучения в колледже и на предприятии в разрезе специальностей.
Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном :
– специалистов предприятия , прошедших педагогическую подготовку,
– преподавателей учебного заведения , прошедших повышение квалификации на сяпредприятии ,
– практическое обучение в учебном заведении производится в специализированных помещениях ( мастерских , лабораториях , учебных фирмах и т.д) опытными мастерами производственного обучения , а также по мере возможности . и квалифицированными наставниками на производстве ,
– самообразование как принцип обучения.
– обязательное повышение квалификации преподавателей.
Положение о дуальной системе профессионального обучения
Постановление правительства РК о кооперативной форме профессионального обучения регулирует . прежде всего
-распредиление обязанностей . процедуру разработки образовательных и экзаменационных стандартов для различных специальностей ( с участием компетентных представителей предприятий и колледжей )
-процедуру проведения промежуточных и выпускных экзаменов в качестве независимой аттестации при обязательном участии социальных партнеров
-правовые отношения между колледжем , обучающим предприятием и студентами
-аккредитацию учебных заведений по отдельным специальностям и сертификацию свидетельств об окончании.
-проведение мониторинга трудоустройства выпускников.
В КГУ « Горно-металлургического колледжа» эксперементально в 2016-2017 г вводится дуальное обучение . были разработаны учебные программы , подписаны договоры с социальными партнерами. Образовательные и экзаменационные стандарты для каждой отдельной специальности разрабатываются с использованием международных стандартов и внедряются на государственном уровне.
Они регулируют в частности :
– наименование специальности
– длительность обучения
– процедуру приема в учебное заведение
– профессиональные квалификации(знания , умения ,навыки), которые должны быть сформированы у учащихся
– содержание теоретического и пратического обучения специальным дисциплинам в колледже и на предприятиях , а также графики учебного процесса.
– требования к оборудованию для проведения практического обучения
– требования для обучения на производстве
– сдача практических экзаменов