“Методы практического освоения музыкальной информации как одна из форм работы с начинающими в классе специального фортепиано». Методическая разработка

 Квимсадзе Наталья Леонидовна
 преподаватель фортепиано, концертмейстер КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8» г. Петропавловск

Начальное обучение игре на фортепиано – не изолированная область работы с учеником, подчиняющаяся принципиально особым требованиям, а часть общегопроцесса, имеющая, однако, свои специфические особенности. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большей мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут отразиться и на всем будущем ученика. Ребенок не только впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные впечатления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки[1].

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность. С младшего школьного возраста начинают закладываться основы нравственных ценностей. В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления к духовно-нравственному воспитанию и изучению эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития. В этом отношении Д.Кабалевский подчеркнул, что  «необходимо такое поступательное, эстетическое развитие,  – когда понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни» [2]..

Результатом музыкального воспитания и развития является желание и умение ребенка слушать музыку, желание поделиться услышанным с кем-либо из окружающих его людей, применить свой опыт в практической деятельности. Непосредственным источником музыкальных впечатлений является сама музыка. «Музыка – это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, раскрывает внутренний мир, всё богатство его мыслей и чувств» (Д.Кабалевский). Главной задачей  для педагога является  формирование музыкально-исполнительских навыков  и первоначальных основ музыкальной культуры.

Вопросы воздействия произведений искусства на формирование музыкально-исполнительских навыков  и первоначальных основ музыкальной культуры рассматривали А.Г.Егоров [3], Л.Н.Коган [4], Л.А.Безбородова [5]. В работах этих авторов отражен поиск форм и методов повышения качества усвоения знаний, умений личности воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира.

Проблемой формирования и развития музыкальной культуры, эстетического чувства у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них Д.Б.Кабалевский, Л.А.Баренбойм [6], Г.Г.Нейгауз [7]. В настоящее время этому вопросу уделяется много внимания в работах Н.Л.Гродзенской [8], В.К.Белобородовой [9], Н.С.Осенневой [10],  Д.Б.Эльконина [11]. В отечественной музыкальной педагогике можно отметить работы Р.Р.Джердималиевой [12],     Кульмановой [13],  Е.Ш. Козыбаева [14].

Современная методика обучения игры на фортепиано основывается на таких принципах, при которых значительное внимание направленно на воспитание творческой личности, на развитие музыкального и эмоционального потенциала учащихся, повышение уровня их интеллектуального развития. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, развивать их художественный вкус, творческую активность, духовно-нравственное воспитание [15].

Методы практического освоения музыкальной информации  основаны на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации[16].

Для организации музыкальной практической деятельности ученика используются музыкальное  лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

1.Ритмические карточки.

Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек  очень увлекает детей. Для работы используется набор карточек с различными ритмическими схемами.

Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Желательно, чтобы работа шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями – прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки.

2.Карточки для освоения нотной грамоты.

Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Цель – освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа.

3.Решение задач, ребусов и загадок.

Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.

Таким образом, на основе анализа и обобщения научно-педагогической, музыковедческой литературы в рассмотрении вопроса о формировании музыкально-исполнительских навыков младших школьников  в классе специального фортепиано сделаны следующие  выводы: развитие музыкально-исполнительских навыков школьников должно быть специальной, чётко обозначенной целью педагога в процессе обучения музыкальному исполнительству; использование методов практического освоения музыкальной информации  позволяет сделать процесс формирования музыкально-исполнительских навыков младших школьников  более эффективным.

В организации музыкально-практической деятельности особое место уделялось ансамблевому музицированию, как виду исполнительской деятельности. Ансамблевая игра  открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого развития  исполнительских и эстетических качеств учащегося. Это способствует духовно-нравственному развитию учащихся, обогащению опыта художественно-исполнительской деятельности.

Список использованных источников

1.     Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1982.– 107 с.

2.     Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке  для     общеобразовательной школы. М., 1982.

3.      Егоров А.Г. Проблемы эстетики. – М., 1974.

4.     Коган Л.Н. Художественный вкус. – М., 1968.

5.     Безбородова Л.А., Алиев Ю.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

6.     Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

7.      Нейгауз  Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога.      Изд.4-е.-М., 1982.

8.      Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М., 1969.

9.     Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975.

10.           Осеннева Н.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2002.

11.            Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

12.           Джердималиева Р.Р. Методические рекомендации по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе. –  А: Мектеп, 1986.

13.  Кульманова Ш.Б. Научно-педагогические основы воспитания младших  школьников  средствами  казахской  народной  музыки.  – Алматы, 2000.

14.           Козыбаев Е.Ш. Формирование эстетической культуры старшеклассников средствами казахского музыкального фольклора: Автореф. дис. канд. – Алматы, 1998. – 23 с.

15.           Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М., 2002.

16.           Егорова Л.В. Методы развивающего обучения на уроках фортепиано. http://metodic-school.ru/?m=8763

17.           Щапов А. П. Фортепианная педагогика М., 1960. – 56 с.

18.           Слезко А.А. Некоторые вопросы работы с начинающими в индивидуальном классе (фортепиано).

19.           Мухитова А.К. К вопросу о  развитии фортепианного искусства в Казахстане. http://nblib.library.kz/elib/library.kz/jurnal/f_2007_3/Muxitova0703.pdf

20.           Джердималиева Р.Р., Момбек А.А., Ахметова З.Р. Музыкальное образование в Казахстане (Хрестоматия): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. Вып.1.-Алматы, 2004.-265с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.