«Роль артикуляции как средства исполнительской выразительности в игре на гитаре». Разработка урока


 Козлов Владимир Владимирович
 преподаватель по классу гитары ГККП «Школа искусств Жас дарын» г.Петропавловск СКО

Цель урока: Выявить роль артикуляции как одного из необходимых средств исполнительской выразительности

Задачи урока:

1.Воспитательная: привить любовь к музыкальным занятиям

2. Образовательная: отработка теоретических и практических навыков игры на гитаре

3.Развивающая: развитие технических и выразительных средств в работе над гаммами, упражнениями и пьесами.

Музыкальный материал:

Е.Ларичев Упражнения.                                                                                                Х.Сагрерас Упражнение №23, №31, №37                                                                         Е.Торлаксон «Пьеса»                                                                                                       Х.Сагрерас «Вальс» №42                                                                                               А.Затынченко «Миниатюра»                                                                                                     И.Кюффнер «Менуэт»                                                                         Ш.Калдояковказ.нар.песня «Отан»                                                                                 С.Колган «Осенняя пора»

План урока:

1.      Определение артикуляции

2.      Разыгрывание на гаммах и упражнениях

3.      Артикуляционные обозначения в гитарных текстах

4.      Проверка домашнего задания

5.      Повторение пройденного концертного материала

6.      Разбор нового произведения.

7.      Игра в ансамбле с педагогом

8.      Чтение с листа

9.      Итог урока

Ход урока:

1.И. Браудо сказал: «Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Там говорится об артикуляции слогов при той или иной степени ясности, расчленённости слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство использовать в Только с учётом фактора индивидуальности артикуляция может рассматриваться как явление художественного порядка в музыкальном искусстве.  Кроме того, точное выполнение штрихов в произведениях, где артикуляция определяет их характер, развивает образное мышление исполнителя. Артикуляция играет огромную роль в интерпретации произведения, выявляя его выразительно-смысловую сущность. «Артикуляция – это не только умение воспроизводить музыку, используя многообразие приёмов легато и стаккато, но и комплекс психофизиологических реакций, состоящий из звуко-двигательных действий. В центре артикуляционно-двигательных ориентаций испонителя оказывается музыкальный синтаксис – тон, мотив, фраза и т.д.» (Ф.Липс)

2. Разыгрывание (разогрев рабочего аппарата, пальцев) на гаммах и упражнениях.

а)Исполнение гамм: a, e,d-moll в 2-е октавы, 3-х видов. Арпеджио, аккорды в этих тональностях. Хроматическая гамма. (10-12 минут)

Гаммы исполнить различными ритмическими группировками – дуолями, триолями, квартолями. Педагогу необходимо следить за звуком: звук должен быть плотным, независимо от регистра.

б) Работа над упражнениями:

Е.Ларичев Упражнения.                                                                                                                 Х. Сагрерас Упражнения №23, 31,37.

Все упражнения подобраны на разные виды техники и прорабатываются плотным звуком с чётким произношением звуков.

3. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах (2-3 минуты)

Необходимо проверить знания учащегося музыкальной терминологии. Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляции.

Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляционных приёмов в классической гитарной музыке. Они сводятся, по существу, к 2-м основным видам: стаккато (отрывисто) и легато (связанно).

Легато и стаккато-основные виды артикуляции. Существует ещё приём звукоизвлечения – нон легато, когда звуки исполняются раздельно, но так же отрывисто и остро, как при стаккато. В большинстве случаев мы имеем дело с необозначенными текстами, однако из этого следует, что они не нуждаются в определённом артикулировании. Для примера можно взять пьесы или этюды на любой вид артикуляции.

Динамические оттенки называются нюансами. Нюансы бывают подвижными и устойчивыми. К подвижным относятся крещендо – постепенное усиление звука и диминуэндо – постепенное его ослабление. Устойчивые нюансы характеризуются неизменностью, продолжительностью силы звука. Виды устойчивой динамики: форте-громко, пиано – тихо, меццо форте –умеренно громко, меццо пиано –умеренно тихо, фортиссимо – очень громко, пианиссимо – очень тихо.

4. Проверка  домашнего задания. (10 – 15минут)

Проигрывается домашнее задание.                                                                                                Е.Торлаксон «Пьеса»

Педагог делает нужные замечания, если есть ошибки, то они исправляются. Необходимо заострить внимание учащегося на сложных фрагментах музыкального произведения (всё время работать с нотами). Проиграть пьесу целиком, обратить внимание на сложные фрагменты ещё раз, добиться правильного исполнения.

А.Затынченко Этюды: C-dur,e-moll – на разные виды техники.

5. Повторить пройденный концертный материал.

Х.Сагрерас «Вальс №42»                                                                                              А.Затынченко «Миниатюра»

6. Разбор нового произведения.                                                                                                   Аноним «Dans» e-moll

Предварительное проигрывание произведения в среднем темпе. Определение размера, темпа, тональности. Выявление артикуляционных и выразительных средств, необходимых для выражения художественного образа этого произведения. Разбор 1-го предложения (чтение с листая) в медленном темпе.

7. Игра в ансамбле с педагогом. (5-7 минут)

И.Кюффнер «Менуэт»                                                                                                       Ш.Калдояков каз. нар. песня «Отан»

Игра в ансамбле с педагогом играет немаловажную роль в раскрытии музыкального содержания произведения, в привитии необходимых артикуляционных средств, нужных штрихов, темпа. Музыкальные произведения в дуэте с педагогом звучат более ярче, выразительнее. Учащийся постепенно приходит к осознанию своей равноправной партии в коллективном музыцировании, что приводит к устойчивому интересу к музыкальным занятиям.

8. Чтение с листа.                                                                                                                         С.Колган «Осенняя пора»                                                                                                  Краткий анализ произведения: размер, темп, ритмические особенности, динамика.                                                                                                                                            9. Итог урока.                                                                                                                  Артикуляция играет большую роль в интерпретации произведения, раскрывая его художественный образ.

Дать задание на дом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *