«Роль артикуляции как средства исполнительской выразительности в игре на гитаре». Разработка урока
Козлов Владимир Владимирович
преподаватель по классу гитары ГККП «Школа искусств Жас дарын» г.Петропавловск СКО
Цель урока: Выявить роль артикуляции как одного из необходимых средств исполнительской выразительности
Задачи урока:
1.Воспитательная: привить любовь к музыкальным занятиям
2. Образовательная: отработка теоретических и практических навыков игры на гитаре
3.Развивающая: развитие технических и выразительных средств в работе над гаммами, упражнениями и пьесами.
Музыкальный материал:
Е.Ларичев Упражнения. Х.Сагрерас Упражнение №23, №31, №37 Е.Торлаксон «Пьеса» Х.Сагрерас «Вальс» №42 А.Затынченко «Миниатюра» И.Кюффнер «Менуэт» Ш.Калдояковказ.нар.песня «Отан» С.Колган «Осенняя пора»
План урока:
1. Определение артикуляции
2. Разыгрывание на гаммах и упражнениях
3. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах
4. Проверка домашнего задания
5. Повторение пройденного концертного материала
6. Разбор нового произведения.
7. Игра в ансамбле с педагогом
8. Чтение с листа
9. Итог урока
Ход урока:
1.И. Браудо сказал: «Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Там говорится об артикуляции слогов при той или иной степени ясности, расчленённости слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство использовать в Только с учётом фактора индивидуальности артикуляция может рассматриваться как явление художественного порядка в музыкальном искусстве. Кроме того, точное выполнение штрихов в произведениях, где артикуляция определяет их характер, развивает образное мышление исполнителя. Артикуляция играет огромную роль в интерпретации произведения, выявляя его выразительно-смысловую сущность. «Артикуляция – это не только умение воспроизводить музыку, используя многообразие приёмов легато и стаккато, но и комплекс психофизиологических реакций, состоящий из звуко-двигательных действий. В центре артикуляционно-двигательных ориентаций испонителя оказывается музыкальный синтаксис – тон, мотив, фраза и т.д.» (Ф.Липс)
2. Разыгрывание (разогрев рабочего аппарата, пальцев) на гаммах и упражнениях.
а)Исполнение гамм: a, e,d-moll в 2-е октавы, 3-х видов. Арпеджио, аккорды в этих тональностях. Хроматическая гамма. (10-12 минут)
Гаммы исполнить различными ритмическими группировками – дуолями, триолями, квартолями. Педагогу необходимо следить за звуком: звук должен быть плотным, независимо от регистра.
б) Работа над упражнениями:
Е.Ларичев Упражнения. Х. Сагрерас Упражнения №23, 31,37.
Все упражнения подобраны на разные виды техники и прорабатываются плотным звуком с чётким произношением звуков.
3. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах (2-3 минуты)
Необходимо проверить знания учащегося музыкальной терминологии. Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляции.
Прежде всего, необходимо коснуться обозначения артикуляционных приёмов в классической гитарной музыке. Они сводятся, по существу, к 2-м основным видам: стаккато (отрывисто) и легато (связанно).
Легато и стаккато-основные виды артикуляции. Существует ещё приём звукоизвлечения – нон легато, когда звуки исполняются раздельно, но так же отрывисто и остро, как при стаккато. В большинстве случаев мы имеем дело с необозначенными текстами, однако из этого следует, что они не нуждаются в определённом артикулировании. Для примера можно взять пьесы или этюды на любой вид артикуляции.
Динамические оттенки называются нюансами. Нюансы бывают подвижными и устойчивыми. К подвижным относятся крещендо – постепенное усиление звука и диминуэндо – постепенное его ослабление. Устойчивые нюансы характеризуются неизменностью, продолжительностью силы звука. Виды устойчивой динамики: форте-громко, пиано – тихо, меццо форте –умеренно громко, меццо пиано –умеренно тихо, фортиссимо – очень громко, пианиссимо – очень тихо.
4. Проверка домашнего задания. (10 – 15минут)
Проигрывается домашнее задание. Е.Торлаксон «Пьеса»
Педагог делает нужные замечания, если есть ошибки, то они исправляются. Необходимо заострить внимание учащегося на сложных фрагментах музыкального произведения (всё время работать с нотами). Проиграть пьесу целиком, обратить внимание на сложные фрагменты ещё раз, добиться правильного исполнения.
А.Затынченко Этюды: C-dur,e-moll – на разные виды техники.
5. Повторить пройденный концертный материал.
Х.Сагрерас «Вальс №42» А.Затынченко «Миниатюра»
6. Разбор нового произведения. Аноним «Dans» e-moll
Предварительное проигрывание произведения в среднем темпе. Определение размера, темпа, тональности. Выявление артикуляционных и выразительных средств, необходимых для выражения художественного образа этого произведения. Разбор 1-го предложения (чтение с листая) в медленном темпе.
7. Игра в ансамбле с педагогом. (5-7 минут)
И.Кюффнер «Менуэт» Ш.Калдояков каз. нар. песня «Отан»
Игра в ансамбле с педагогом играет немаловажную роль в раскрытии музыкального содержания произведения, в привитии необходимых артикуляционных средств, нужных штрихов, темпа. Музыкальные произведения в дуэте с педагогом звучат более ярче, выразительнее. Учащийся постепенно приходит к осознанию своей равноправной партии в коллективном музыцировании, что приводит к устойчивому интересу к музыкальным занятиям.
8. Чтение с листа. С.Колган «Осенняя пора» Краткий анализ произведения: размер, темп, ритмические особенности, динамика. 9. Итог урока. Артикуляция играет большую роль в интерпретации произведения, раскрывая его художественный образ.
Дать задание на дом.