Мастер-класс «Программно-вариативный подход в развитии творческих навыков у учащихся»


 Родина Елена Валерьевна
преподаватель по классу баяна КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8» г.Петропавловск СКО

Вариативность (от лат сл.) значит изменяемость. Программно-вариативный подход предполагает применение в планировании урока разнообразных методов и форм педагогической деятельности, направленных на развитие творческих способностей у учащихся. В последнее время возраст приёма уч-ся на баян значительно помолодел. Если раньше в музыкальную школу брали детей от 9-12 лет, то теперь существует множество развивающих программ для обучения детей в возрасте 6-7 лет. Если взять во внимание эксклюзивное образование, то в школы искусств сейчас берут всех желающих. Учитывая этот факт, преподаватель направляет свое внимание к каждому ребёнку индивидуально, ориентируясь на его возможности. Для решения задач творческого развития учащегося используются такие средства как:

Общедоступность

Последовательность

Образность

Начальный этап обучения имеет свои особенности. Прежде всего, идет процесс приобщения ребёнка к миру музыки. Именно первые впечатления являются основополагающими факторами для дальнейшего успешного развития творческих способностей. В.А.Сухомлинский говорил: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным». 1Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами.

 

Средства и методы работы на начальном этапе.

 

На начальном этапе обучения важная роль отводится изучению нотной грамоты. Чтобы процесс освоения нотной азбуки проходил легко и продуктивно, необходимо варьировать ход урока, постоянно меняя задания.

1.      Использование раздаточного материала.

Карточки (показать) – разработаны в программе «Сибелиус 7» . На них изображены ноты и с обратной стороны они подписаны. Поэтому привлекать к изучению нот можно родителей, бабушек, дедушек и т.д. С музыкальной грамотой их знакомить не обязательно.

Музыкальные прописи. Много вариантов прописей я беру из сборника Г.Бойцовой «Азбука баяниста» 1 часть, Сольфеджио Г.Ф.Калинина 1 класс и придумываю свои.

Творческие задания. Сюда входят решение задач, ребусов и т.д. Задания оформлены в виде карточек, которые я даю учащимся для выполнения на уроке, если требуется разгрузка от игры на инструменте или в качестве домашнего задания.

Применение игровых технологий. Компьюторная игра NOTES. (показать) Это обучающая программа на угадывание нот. Ноты расположены в разброс в басовом и скрипичном ключах. За пройденный вариант выставляется отметка. Цель игры добиться оценки «5»

 

2.      Метод декламации.

Это широкое использование стихов, сказок, припевок. Простую  детскую песенку играем и поем со словами. Можно показать на заданную тему иллюстрацию. Стихи разнообразят урок, создают особое настроение, помогают излагать материал в более доступной и легкой форме, вводят в образ исполняемого произведения, развивают ритм и слух. Этот способ развития ритма более продуктивный, чем счет и тактирование.  Усиливается воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость произношения развивает еще и артикуляцию.

 

3.      Применение образно-игровой деятельности.

 

Создание на уроке ситуации успеха, радости, творчества. На первых порах такую ситуацию легко создать в дуэте с педагогом. Образное содержание учебного материала требует применения различных артикуляционных средств, проработка которых скучна и монотонна. В союзе с педагогом такой процесс протекает интереснее. Юный исполнитель в процессе совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию своей равноправной роли в ансамбле и полноценному восприятию художественного образа исполняемого произведения. В своей работе я часто использую следующие сборники:

Р.Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Тетрадь1 и 2.

Г. Бойцова «Юный аккордеонист»  части 1, 2.,

Г.Крылова «Азбука баяниста» 1,2 часть

Л.Заложнова «ДОРЕМИШКА»

Простейшие пьески-дуэтики в этих сборниках богаты ярким образным содержанием, сопровождаются стихами, скороговорками, картинками. Такие программные произведения помогают ученику глубже проникнуть в образ исполняемого произведения, а в игре с педагогом простые пьески превращаются в яркие музыкальные зарисовки.

На более позднем этапе обучения можно объединять учащихся в дуэты, трио, квартеты  и т.д. В основном этот процесс я начинаю со 2-го класса, но в прошлом году я практиковала создание ансамбля в 1 классе. Конечно, без участия педагога здесь не обошлось, но каждый ученик играл свою партию и послушайте, что у нас получилось.

Р.Бажилин «Грибы» (поставить видео)

Играть в таком коллективе детям очень нравится. У них помимо развития гармонического слуха, ритма, возрастает ещё и чувство ответственности и дисциплины.

4.      Метод последовательности, постепенности усложнения материала.

Для технического роста учащихся большое значение играет работа над гаммами, упражнениями и этюдами, которые для учащихся в большинстве случаев скучны и однообразны. Поэтому на начальном этапе обучения при разучивании  гамм я применяю гармоническое сопровождение в различных ритмических фигурациях, которое развивает не только гармонический слух, но и метроритмический пульс, а также насыщает игру гамм новыми тембровыми окрасками. Такие гармонизации составляют основу сборника Г.Стативкина «Игра в ансамбле» и пользуются большой популярностью у педагогов баянистов и аккордеонистов.

Большое значение для развития практических и исполнительских навыков имеет чтение с листа. Владение этим навыком помогает лучше ориентироваться в нотном тексте на обеих клавиатурах баяна и аккордеона, развивает внимательность, сосредоточенность, облегчает разучивание пьес для концертного исполнения. Хорошо развитый навык чтения с листа поможет вызвать у ученика интерес к игре по нотам, стремление к познанию нового музыкального материала, что будет полезно как будущему профессионалу, так и любителю. Важный момент, способный превратить технологическую задачу чтения с листа в увлекательное музицирование, – это игра в ансамбле ученика и преподавателя. Педагог может обогатить исполнение учеником несложной мелодии гармоническим сопровождением, тембральными красками, подголосками, ритмическим разнообразием. Совместная игра с преподавателем развивает у ученика способность эмоционального сопереживания, чувство ритма, динамического мышления.  Хочу порекомендовать сборники  Г.Бойцовой

« Юный аккордеонист» и  Р.Бажилина «Учусь  играть на аккордеоне»

Для преодоления технических трудностей, я стараюсь подбирать такой материал, чтобы процесс отработки каких-либо навыков вышел за рамки монотонности и рутинный процесс проходил увлекательнее.  Например, все баянисты знают, как сложно научиться обыгрывать бас, особенно с возращением в мажор. Для освоения такого навыка я беру яркую образную пьесу А.Белоусова «Я играть всегда готов» из цикла произведений для баяна «Ребятам о зверятах».

На баяне, папе-маме

Со словами и без слов

Песни, танцы, даже гаммы,

Я играть всегда готов!

 

Очень хорошие слова этого произведения и его бойцовый характер направляют учащегося

на преодоление всех трудностей и способствуют  его техническому росту.

 

А.Белоусов «Я играть всегда готов» (исполнить)

 

5.Внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.

Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Я использую компьютер как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, издательскую систему: набираю и вывожу на бумагу нотный текст, пишу партитуры для ансамбля баянистов и т.д.

В 2011 году Центром повышения квалификации «Өрлеу» было издано моё методическое пособие «Азбука баяниста», в которую вошли наработки известных авторов и мои собственные. Я набирала эту книгу в программе Финал, дополняла иллюстрациями, текстом, комментариями, украшала рисунками и другими элементами графического дизайна. Но сейчас я работаю в программе Сибелиус 7. Она более удобна и понятнее и в ней больше возможностей. Партии для ансамбля можно вывести отдельно и распечатать.

Кроме этого, на занятиях в начальный период обучения можно использовать в качестве дополнительного материала компьютерные уроки с определенными темами – такими, как Звукоряд, Длительности, Гамма и т.д. (данные уроки можно найти в таких программах как, например, “Музыкальный класс”). О применении на уроках компьюторной игры «NOTES» я рассказывала раньше.

Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, придают ему современный уровень. Во время занятий, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач:

повышение интереса к обучению

усвоение учебного материала

активизация познавательной деятельности

реализация творческого потенциала учащихся

 

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрываются с новой стороны.

Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

Появились сборники произведений, к  которым прилагаются компакт диски

Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Часть 2

А. Новоселов «Играем с удовольствием»

Использование игры под фонограмму позволяет выученное с педагогом закрепить в домашних занятиях и практически сразу удивить своей игрой в сопровождении собственного виртуального ансамбля. Запись на компакт дисках способствуют развитию музыкального чувства ритма, исполнительской выразительности.  Ученик 1-го класса Ковалёв Андрей сейчас исполнит вам это произведение под инструментальное сопровождение.   (Поставить запись)

Р.Бажилин «Солнечный зайчик» – исп. Ковалев Андрей (видео)

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений, расширяет творческие возможности, способствует росту творческого потенциала. Концертные номера звучат ярко и хорошо воспринимаются слушателями.

Е.Дербенко «Праздник» – исп. Асташов Валентин.

6. Концертные выступления и участие в конкурсах как рост творческого потенциала учащихся.

Основная масса учащихся – дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат. Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит добиваться ещё лучших результатов. После окончания конкурса у таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта!

Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом – они представляют собой ШКОЛУ и прежде всего школу для педагогов.

Показать результаты конкурсов. (слайды)

7. Применение коллективной творческой деятельности.

 

Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым обогащает музыкальный кругозор исполнителя, повышает эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, способствует развитию сольного исполнительства и самое главное – даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, способствуя его активному участию в концертной деятельности.

Многие учащиеся за все годы обучения в школе, по причине недостатка игровых навыков, музыкальности, технических  данных, работоспособности, психологической  неустойчивости и других причин, не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Это может привести к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях и оркестре делает учащихся разной подвинутости равноправными исполнителями и, независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку. Партии разучиваемого произведения я распределяю по техническим возможностям каждого учащегося, поэтому постоянно приходится переделывать существующие партитуры для своего состава или писать новые.

 

Выше мы просмотрели видео с уч-ся 1 класса.

В данный момент у меня созданы 3 коллектива: трио – 2 класс, 4 класс и квартет выпускников.

Игра в коллективе воспитывает чувство ответственности, организованности, товарищества и очень важен заключительный этап работы над музыкальным произведением – это концертное выступление, а ещё серьёзнее и ответственное – конкурс.

Такие выступления – это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Процесс коллективного творчества так захватывает участников, что многие выпускники, закончив музыкальную школу, продолжают заниматься в коллективе.

С.Байтереков «Кишкентай» – исп. ансамбль выпускников.

 

Итог: Программно-вариативный подход в развитии творческих навыков у учащихся предполагает включение в планирование уроков разнообразных методов и форм обучения. Таких как:

1.      Использование метода наглядности.

2.      Метод декламации.

3.      Применение образно-игровой деятельности.

4.      Метод последовательности и постепенного усложнения материала.

5.      Внедрение в педагогический процесс компьюторных технологий.

6.      Активная концертная и конкурсная деятельность.

7.      Коллективное музицирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *