Экологическое воспитание детей


Альфрейтор Ирина Николаевна
воспитатель Мини-центра «Айдана» при КГУ СОШ №88

В настоящее время вопросы охраны природы разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны преобретают все большую актуальность.

Прививая детям любовь к родной природе, мы закладываем основы формирования любви к своему краю. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Известный детский писатель Е.И. Чарушин писал: « И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как поводья хрустят на морозе – все это я с детства полюбил и пережил».

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была, содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, минифермы, теплицы, площадки природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о «братья меньших»; находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести в природу ребенка с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в его познании, а значит можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Чувство любви к родной природе формируется у детей в процессе познания. Поэтому важно дать представление о животном и растительном мире разных географических зон Казахстана.

В течении года проводим: экскурсии, в природу в краеведческий музей. (Рассмотреть экспонаты, которые являются наиболее характерными представителями животного и растительного мира Казахстана). Беседы о природе родного края (чтение стихов казахских поэтов, рассказов писателей, рассматривание пейзажных картин, рисунки животных). Дидактические игры «Узнай животных Казахстана», « Угадай дерево», «Где был Петя?» и другие, которые могут включаться как часть занятий по формированию представлений о природе. Они строятся по аналогии с играми, рекомендованными в методическом пособии «Словесные игры в детском саду», «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко. Занятия по изготовлению поделок из природного материала, аппликации.

Важно приучать детей к глубоким наблюдениям, которые помогут понять взаимосвязи в природе, увидеть, каким богатством она располагает, как красива в любое время года. Проведение экспериментов (опытов) это всегда необычно, дети любят такие чудеса. Например знают, что воск бывает твердым и жидким; снег- вода- пар. Свойства воздуха, магнита формируют образное мышление, умение увидеть мир глубже, делать выводы, умозаключения.

Используя элементы ТРИЗ, включаются игры на снятие психологической инерции:

– прием эмпатии-о чем мечтает дерево (зимнее, летнее) и др.

-аукцион знаний – кто больше назовет  (животных, птиц, свойств и др.)

– ММЧ

-жизнь леса- использование ресурсов

– ошибки природы – что будет если…

– работа с С.О.

Важно донести до детей  – любить надо все на земле и относиться к нему бережно. Если дети будут любить природу – доброта не покинет их разум и сердце.

Работая по данной теме, делаем вывод: не надо нагружать детей знаниями далекими от ближайшего окружения, дети должны видеть, то что живет рядом с нами: свою Родину, свой город, свой дом.

Наша любовь к родной природе является любовью и заботой о наших же собственных потомках. Нужно делать все от нас зависящее, чтобы как зеницу ока беречь щедрость и красоту природы, ведь  ней истоки народного благосостояния.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического познания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *