Игра и умственное воспитание


Цхай Наталья Анатольевна
воспитатель Мини-центра «Айдана» при КГУ СОШ №88

Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца школьника или взрослого человека. В дошкольном возрасте, особенно в его первой половине, главное – не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно умело руководя занятиями ребенка – игрой, рисованием, конструированием, лепкой.

Наиболее важна сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума – способность к оперированию знаками и символами.

Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.

Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый подключился к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например…

– Здравствуйте, я доктор, Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье Вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова…

Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он сам научится брать разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.

Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем Мишу с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.

Научить детей объединяться для совместной игры – задача родителей и решить ее можно уже известным способом – приняв участие в происходящем.

– Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это , наверное, ты, Миша. Товарищ, продавец, у Вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста…

Игровые действия вовсе не должны быть, как две капли воды похожими на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи как…». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действие ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика. Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение видеть в одной ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть скрипку, трубу и даже пароход – важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такие умения помогут специальные упражнения.

– Вот твой стульчик, как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?

– Самолетом…

– Хорошо, а ты летчик и управляешь самолетом. А еще?

Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое, многое другое.

Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, т.е. обучающие игры.

Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.

Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «Книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки, вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону одной из шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще шесть листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши. Теперь, если положить книжку лицевой стороной кверху, на цветном фоне, выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!

Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться, так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.

Вначале помогайте ребенку, называя цвета:

– Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей, теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?

Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.

Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить название цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно усвоены, можно вводить седьмой – голубой, а потом показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.

Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.

Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Но не удивляйтесь: уже трехлетний малыш способен, сначала, конечно, с помощью взрослого выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул – квадратиком, а диван – прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.

Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *