ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ


Мухарямова Е. Г.,

учитель самопознания Мичуринская ОСШ, с. Агрогородок Абайский район

Изучая различные подходы в обучении, благодаря моему опыту, следует заметить, что на определенном этапе  жизни возрастные особенности оказывают огромное влияние на обучение учащихся. Как сказано в руководстве, уровни метасознания, которые наблюдаются у детей разных возрастов, стратегии для поощрения конструктивистского диалога, адекватные возрасту детей, соответствуют детям разных возрастов.

Так,  исходя из исследования ученых Ж. Пиаже, М. Мантессори и Л. Выготского дети младшего школьного возраста при взаимодействии с окружающей средой и окружающими их людьми более активны в обучении и развитии.

Почему я начала свое размышление с начальной школы? Потому что первоначальный багаж школьных знаний, адаптации школьного коллектива, умения взаимодействовать с учителями – все эти навыки  они начали приобретать в начальном звене.

Постоянно повышая качество знаний,  учитывая возрастные особенности учащихся, мы достигаем неплохих результатов. Работая с детьми следует учитывать  так же  индивидуальность каждой личности.  В среднем звене у ребят начинается новый этап их жизни, который сопровождается  проявлением индивидуальности каждого ученика. В классе преобладают лидеры – их у меня несколько и к каждому нужен особый,  индивидуальный подход. Именно в 5 классе начинается новая переоценка ценностей и только благодаря учителю лидеру, поддержки со стороны семьи возможно безболезненное  прохождение этого периода.

Мои ребята справились,  подросли и сейчас мы вместе стараемся толерантно взаимодействовать друг с другом. Наблюдая за своими детьми, проводя уроки, я думаю,  прежде всего, необходимо обратить внимание на мотивационные и аффективные учения, помогающие формированию самоэффективности. А так же, согласно новым подходам в обучении применять  использование стратегий и заданий, соответствующих их возрасту.

Я считаю, что Концепция «я» Карла Роджерса, действительно воспринимается мною как активный компонент, направленный на компетентность, разрешение конфликтов. Почему я так думаю, потому что направить несколько лидеров в нужное русло, научиться жить в коллективе можно только при правильном подходе к обучению детей.

Благодаря взаимодействию, при создании благоприятной атмосферы нам вместе с учениками удалось с использованием различных стратегий повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, для того чтобы преодолеть барьеры и трудности,  применяя  формативное  оценивание.

Ведь талантливые и одаренные встречаются в каждом классе и самое главное  обнаружить таланты и развить их в процессе обучения.

Особое внимание нужно обратить на то, что талантливыми могут быть не только отличники и важно с начального звена не упустить ни одного ребенка, ведь каждый ребенок прекрасен  и уникален  по своему.

Для проведения уроков я ставлю перед собой несколько задач:

– создание атмосферы позитивного сотрудничества в группах.

– содействие развитию личностных качеств

– формирование навыков построения межличностных отношений

– развивать у учащихся умения анализировать ситуации, излагать свое мнение, формировать свой взгляд.

Для этих целей я стараюсь учитывать индивидуально-возрастные особенности ребёнка. Уроки по обновленной программе отличаются от традиционных уроков. Начиная с того что класс работает не только индивидуально, а в парах и группах. Применяя различные стратегии, я наблюдаю за всеми учениками, где каждый старается показывать не только себя, а помогать, поддерживать друг друга, во время защиты презентаций и учит друг друга. Для себя я сделала вывод, что новые подходы в обучении помогли мне посмотреть на свои уроки по новому, увидеть и услышать своих учеников.

В век ИКТ, согласно модулю из руководства, учитель должен быть компетентным в цифровых технологиях, что позволит ему стать уверенным и критичным пользователем  информационных технологий для работы, отдыха и общения. Ведь наши дети очень быстро развиваются, и мне не хочется от них отставать.

Сейчас мои старшеклассники  приучены к самостоятельности, насколько это возможно, а значит,  я спокойно могу на них положиться, зная, что они меня не подведут, Они знают и выполняют свои обязанности, так как я стараюсь в них воспитывать чувство ответственности за свои поступки.     Предмет самопознания очень интересный и познавательный, требующий от учителя и учеников понимание таких критериев как толерантность, доброта, счастье – вроде бы простые понятия, но как этому научить, как помочь понять? Изучая самопознание, я обретаю внутренний покой, в трудных ситуациях иду к истине и принимаю правильное решение. Живу с любовью в сердце, расширяя свое представление о праведном поведении,, стараюсь развивать умения проявлять чувство заботы через раскрытие общечеловеческой ценности ненасилие Очень важно не ранить душу ребенка, чтобы он разочаровался, а помочь ему в обучении тому, как обучаться.

.  В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, процесс, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.  Прежде всего, урок самопознания отличается от других школьных дисциплин сво­ей структурой. Цели уроков самопознания: любить и понимать себя, окружающих его людей, воспитывать нравственную культуру; стремиться воспринимать мир с любовью и радоваться жизнью.

Психологический настрой имеет немаловажное значение. Учащиеся не     должны испытывать  страха перед неизвестными приемами работы, которые я им собираюсь предложить. Предварительно настраивая ребят необходимо учитывать индивидуальные факторы каждого ученика. Так в начальных классах достаточно небольшого стихотворения или высказывания, подводящего к теме урока. под классическую музыку, Переходя из класса в класс ученики постепенно обогащают свой внутренний мир разнообразием психологических настроев.

Одной из задач на уроках самопознания является формирование основ культуры общения, опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях. Позитивные эмоции, опора на «положительное» чистое сердце – это тот фундамент, который выдержит все трудности и тем самым способствует созданию  дображелательной, комфортной  обстановки.

Мое желание быть единым коллективом поддерживается ребятами. Возможно,  не всегда это и удается, но я их очень люблю и верю, что с новыми подходами в обучении, с каждым годом мои ученики будут преодолевать все трудности и барьеры,  совершенствоваться. И тогда мы вместе достигнем вершины потребностей Авраама Маслоу – самореализации.  Как сказал Ю.К. Кабанский: «Взаимная активность педагога и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином педагогического воздействия».

Литература:

1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. Третье издание,

2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.,

3. Т.Ю.Саворовская  Конструктор уроков нового формата

4. А.Гин  Приемы педагогической техники

5. А. А. Бизяева. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *