Формирование коммуникативной, социально – нравственной компетентности у детей в рамках обновления содержания образовательного процесса – педагогическая статья


Хошина Ирина Николаевна
методист г. Петропавловск, ДУВЦ «Искорка»

Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы содержит новые взгляды на образование в целом и в том числе на дошкольное образование и воспитание. Современное содержание образовательного процесса направлено на обновление содержания образования, ориентирующие педагогов на создание условий для полноценного развития личности ребёнка. Необходимо помочь ребёнку в познании окружающего мира, осознании его ценностей, в умении включиться в систему общественных отношений, делать выводы и обосновывать свои суждения.

Наиболее актуальным средством, дающим возможность ребёнку проникать в обширный и глубокий опыт жизнедеятельности человека, является художественная литература.  Она позволяет ребёнку дошкольного возраста, увидеть разнообразие жизни, формирует ценностное отношение к событиям и поступкам через слушание и анализ произведений. Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольной организации и семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя. Ребёнку надо помочь утвердиться во мнении, что детская художественная литература – это искусство слова, национальное богатство, что ценность художественной литературы заключается в её влиянии на развитие у ребёнка  ценностно – смысловых отношений.

Яркие образы художественных произведений, поэтические картины природы, ритм стихов, выразительность языка помогают ребёнку понять красоту художественного слова, запомнить стихи, сказки, понять замысел автора. В процессе общения  с книгой ребёнок  не просто познаёт окружающий мир, но и учится думать, анализировать, развивается творчески. Так   формируется нравственная и культурная основа его личностного развития.

Чтение художественных произведений развивает речь ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует правильное  произношение звуков, помогает выражать свои  мысли, чётко, образно, понятно.

Грамотный читатель  в ребёнке формируется только тогда, когда  прочитанная книга соответствует его запросам, его душевным побуждениям, его мировоззрению. Поэтому, выбирая  литературное произведение для чтения детям   педагогам необходимо  учитывать,  чтобы книга сама «работала» на развитие  ребёнка, то есть, затрагивала потребности и интересы детей данной возрастной группы.  Тексты надо  подбирать  по степени сложности так чтобы они  создавали «напряжение души», то есть продвигали детей на шаг  вперёд в их умственной и эмоциональной активности.  Здесь важен принцип постепенности усложнения произведений для детского чтения.

В программных требованиях по художественной  литературе  в детском саду преобладают в основном малые литературные формы – короткие рассказы, сказки, стихи; из больших текстов рекомендуются лишь отдельные фрагменты.

Педагоги нашего детского сада «Искорка»  включают в круг чтения детям большие повествовательные тексты, так как они создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, зависимостью поведения персонажей от обстановки мотивов событий. Большие и сложные литературные произведения (в отличие от коротких сюжетных текстов, в центре которого находится отдельное, изолированное события  позволяет ребёнку открывать для себя  разнообразие моделей поведения, осваивать ценностные установки, принятые в обществе людей.

Художественная литература является  смысловым фоном для других культурных практик. Поэтому,  на фоне больших текстов можно организовать совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей, познавательно –  исследовательскую, продуктивную и игровую деятельности.

Короткие художественные тексты, помогают обратить внимание детей на историю рукотворного мира через историю обычных вещей,  погрузить в мир профессий и т. п.

Таким образом, чтение художественной литературы детям способствует становлению самостоятельной, творческой личности ребёнка, готового к общению к взаимодействию в социуме со сверстниками и взрослыми, формирует представления о национальных ценностях других народов, особенностях их быта и культуры

Художественная литература является основой для развития у детей возможностей:

– учиться через поступки героев;

– понимать смысл художественного произведения;

– передавать содержание художественного произведения  на репродуктивном и аналитическом уровне;

-чувствовать эмоциональное состояние  окружающих;

-уметь в различных жизненных ситуациях учитывать интересы других;

-уметь быть заботливым, благодарным, внимательным;

-уметь следовать нравственным нормам и правилам;

-анализировать свои действия и оценивать их адекватно;

-брать ответственность на себя за свои поступки и действия.

Художественная литература помогает детям увидеть похожие ситуации , происходящие с детьми их возраста  в рассказах. Анализ событий, поступков героев помогают детям представить и оценить ценности, обыграть ситуации, представит себя в роли героя рассказа.

Рассказы детских писателей раскрывают общечеловеческие ценности – истина, доброта, справедливость и др.

Важным этапом  работы над ценностно – смысловыми отношениями  на основе художественной литературы, играет воспроизведение прочитанного. В продуктивной деятельности  дети  получают опыт управления  своими эмоциями,  соблюдения правил в различных жизненных ситуациях, адекватно реагировать на поступки друзей.

Целостное представление о себе у ребёнка сформируется лишь тогда, когда он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах, поступках, переживаниях, определять своё   место в обществе сверстников, взрослых.

Сформированные у ребёнка  общечеловеческие ценности  средством художественной литературы, помогут  успешно встраиваться в социум, координировать своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами поведения;

Реализовать такие многоплановые задачи на одном занятии невозможно. Поэтому мы решили работать над данной темой методом педагогического проектирования.

Проектный метод – это педагогическая технология,  представляющая собой цикл инновационной деятельности, позволяющий  поэтапно, планомерно достигать прогнозируемого  результата.  Он построен на активных формах обучения, самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в детской субкультуре.

В процессе работы над проектом педагоги планируют большую предварительную работу с детьми, что позволяет расширять кругозор детей по обозначенной теме,  работать не только над одним художественным произведением, но и рассматривать события из других рассказов, сказок. Работая над реализацией проекта на основе художественных произведений,   педагоги включают разыгрывание ситуаций из жизни детей, где  дети соотносят свои действия с действиями героев рассказов и наоборот.

Важную роль в решении обозначенных задач в проекте играет создание  предметно – развивающей среды.

Детская  библиотека в группе.

Цель: создание  условий  для формирования у детей интереса к художественной литературе, для повседневной работы с детьми в режимных моментах, воспитание бережного отношения к книге.

Требования к подбору художественных произведений для библиотеки:

– книги должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;

– соответствовать культурно-историческим ценностям Республики Казахстан;

– отражать национальные традиции разных народов;

– разнообразие тематики (о Родине, о природе, о труде,  о праздниках);

– разнообразие литературных жанров (рассказы, сказки, стихотворения, потешки, прибаутки, считалки, загадки);

Примечание: библиотека должна располагаться в доступном для детей месте.

2. Портреты детских  писателей, поэтов. Иллюстрации  событий к рассказам, сказкам и т. д.

Цель: знакомство (закрепление) с творчеством писателей, поэтов.

3.Театры (кукольные, пальчиковые), элементы костюмов для ряженья, театрализации.

Цель: для совместного и  самостоятельного творческого применения полученных знаний.

4.Дидактаческие (настольные) игры по  сюжетам сказок, контуры героев для раскрашивания и дальнейшего применения в игре, драматизации.

Цель: применение полученных знаний в игровой деятельности.

 

В итоге работы над проектами результатом является презентация проекта, которая имеет разные формы организации, такие как изготовление книжек – малышек, драматизация отрывка рассказа, сказки, создание мультфильма и многое другое.

В итоге работы над внедрением технологии проектирования педагоги повышают педагогический профессионализм, учатся видеть поставленные перед ними задачи не в узком «коридоре», а видеть целостную картину мира и создавать её вокруг детей. Проект – это уникальная возможность показать педагогу собственный успехи в самообразовании, а также результаты владения способами и образовательными технологиями которые способствуют развитию базовых и становлению ключевых компетенций каждого ребенка.

 

Список использованной литературы.

1.      Кирилкина  М. В. – Педагогическая  компетентность воспитателей  ДОУ в условиях инновационной деятельности – журнал «Воспитатель» – № 5 – 2011 г. стр. 112 – 114.

2.      Короткова Н. А. «Развивающие функции художественной литературы», «Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик» – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, 2007 г. стр. 40 – 47.

3.      Ефремова С. И. «Проектная деятельность в работе с книгой» = журнал «Воспитатель» № 1 = 2010 г. стр. 98 – 101.

4.      Программы «Карлыгаш», «Зерек бала». «Бiз мектепке барамыз».

5.      Горбушина Л. А, –  «Выразительное чтение и рассказывание» = «О технике чтения» – стр. 8 – 16.  – «Общие понятия об интонации» – стр. 30 – 44.

6.       Короткова Э. П. – «Обучение детей дощкольного возраста рассказыванию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *