Готовность старших дошкольников к обучению в школе- педагогическая статья


Шилкина Любовь Васильевна
воспитатель г. Петропавловск, ДУВЦ «Искорка»

Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамично изменяющееся общество требует изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, и детей от их готовности и способности включиться в процессы обновления образования.

Сейчас, когда перемены происходят во всех уровнях образования, не осталось без внимания и дошкольное. Изменились стандарты и   программы воспитания и обучения и подготовки дошкольников к школе, но все же их суть осталась неизменной предшкольная подготовка идет с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе и ее результатом должно быть успешное обучение ребенка в школе.

Готовность к обучению в школе зависит от множества факторов, но все основным является построение целостного педагогического процесса воспитания и  обучения в детском саду. Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку, связаны они, как показывает практика с изменением социальной позиции ребенка в обществе он должен принять на себя новую социальную роль «роль школьника», а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.   Конкретное содержание готовности к обучению в школе не является постоянным, а изменяется и обогащается. Готовность к школе представляет собой многокомпонентный комплекс определенных свойств. В структуре общей готовности ребенка к школе выделяют 4 основных составляющих: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовность к школе.

Готовность к обучению в школе и психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это одни из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Исследователи и педагоги практики по – разному рассматривают категорию «готовность», так, Е.П. Белозерцев понимает ее как интегральное образование, включающее в себя способности на достижение положительного результата.

Я.Л. Коломенский определяет готовность как определенный уровень развития личности, предполагающий сформированность целостной системы ценностных ориентаций, когнитивных, эмоционально – волевых  и операционно – поведенческих качеств, как качество личности

По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности   к   школьному   обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр  к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность   к   учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Готовность к школе — это комплексный показатель, который позволит спрогнозировать то каким будет последующее обучение дошкольника в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению в общем смысле  понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости или готовности  к обучению в школе  как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками

И. Шванцар более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Из практики работы можно говорить о том, что прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению – личностно – мотивационный компонент психологической готовности. Без самого желания учиться положительного результата  о  обучения в школе ждать не придется, но есть еще одна проблема которая заключается в том, что дошкольники приходят в школу не наигравшись из-за того, что родители и дошкольные образовательные учреждения много времени уделяют подготовке к школе обучению читать и считать  и т.д., забывая про игру, но это уже издержки желаний родителей чтобы их дети учились в «хорошей» школе.

Должна быть также сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение основы этого закладываются в дошкольном детстве.

Далее должен быть сформирован интеллектуальный компонент готовности, заключающийся в уровне освоения программы обучения и ГОСО дошкольниками.

Структура готовности к обучению в школе многокомпонентное образование, как было отмечено ранее. К числу компонентов готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Психомоторная (функциональная) готовность. К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения – позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации – создает основу для овладения действиями письма;

Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга – активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления.

Интеллектуальная готовность ее наиболее важными показателями к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее можно описать через мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности.  Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем. Кроме отношения к учебному процессу   в   целом,   для   ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому  себе.

К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом  для  подражания, но не стоит путать этот аспект с тем что педагог становится «диктатором», он прежде всего партнер. Облегчается общение в  ситуации  урока,  когда  исключены  непосредственные эмоциональные  контакты,  когда  нельзя  поговорить  на  посторонние   темы, поделиться своими переживаниями, а можно  только  отвечать  на  поставленные  вопросы и самому задавать  вопросы  по  делу,  предварительно  подняв  руку.

Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.  Классно-урочная  система  обучения  предполагает  не  только   особое отношение ребенка  с  учителем,  но  и  специфические  отношения  с  другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в  самом  начале школьного обучения.

Изучая волевую готовность, И.Ю.Кулагина отмечала, уже в дошкольном возрасте  ребенок  оказывается  перед  необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий  поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать  себя, управлять своими внутренними и внешними действиями,  своими  познавательными процессами и поведением в целом. Это дает  основание  полагать,  что  уже  в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые  действия  дошкольников имеют свою  специфику:  они  сосуществуют  с  действиями  непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний .

В свою очередь О.С. Климова отмечает, что когда обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Также она говорит о том, что физиологическая готовность обучения ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школе проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В особенности следует отметить, что она выделяет критические (переходные) периоды, которые по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличается от стабильных возрастов. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисный период носит бурный, стремительный, «революционный характер».

Негативизм (нежелание сделать что – то только из – за того, что это предложил взрослый (следует различать с непослушанием, мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым, мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания).

Упрямство – ребенок настаивает на чем – либо не потому что ему этого хочется, а потому что он этого потребовал.

Строптивость – (наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

Своеволие – проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующий вывод: готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет   собой сложное структурно-системное образование, кото­рое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических ка­честв и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

Список литературы:

 

1.      ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения. – Астана, 2009. – 99 с.

2.       Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

3.      Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 2007 – 235 с.

4.       Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

5.      Есимухамбетова Н.А. Обсуждаем новые стандарты по дошкольному образованию // Учитель Алматы, 2008 –  №1. – С. 4-5.

6.       Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. Пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.

7.      Концепция развития образования Республики Казахстан до 2050 Выступление Министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева в г.Астана от  9 марта 2016 года //Северный Казахстан, от 10.031. 2016. – № 156.

8.      Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.. Психология и педагогика обучения дошкольников/Учебное пособие. М.: Мозайка – Синтез, 2013 – 400 с.

9.      Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.

10.  Манулейко З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов // Мастер класс. – 2014.  – №6. – С. 121 – 135.

11.   Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 258–262.

12.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Академия», 2001. – 384 с.

13.   Новикова Л.В. Готовность детей к обучению в школе с 6 лет. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. – 2010. – № 1. – С. 4–7.

14.  Потапова И.А. Сопровождение ребенка в предшколе на основепоказателей его развития//Начальная школа плюю минус до и после. – 2008. – С. 6 – 9.

15.   Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т. В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 2006. – 17 с.

16.  Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. –https://ru. pedagog.russia.portal.

17.  Типовая учебная программа предшкольной подготовки от 16 мая 2016 года, на 2016-2019гг. Астана портал www. zakon.kz.

18.  Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца М.: Просвещение, 2001. – 300 с.

19.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Просвещение, 1999. – 576 с.

20.  Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. – 60 с.

21.  Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 2008. С. 46.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *