Доклад — «Физическое воспитание учащихся 5-х классов»

Чернышева Людмила Владимировна
учитель физической культуры КГУ «Средняя школа №26»,  г. Актобе

     Система  физического воспитания имеет три направления:

1.     оздоровительное;

2.     воспитательное;

3.     образовательное.

Цель физического воспитания – улучшение здоровья, дальнейшее развитие организма, совершенствование тела. На развитие организма влияют биологические, социальные, экологические, географические условия. Всем известно, что дети похожи на своих родителей. Это значит, что рост ребенка, анатомические и физиологические особенности его организма, индивидуальные свойства на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка, т.е. биологическим фактором.

К социальным факторам относятся условия учебы, быта, труда, а также физического и общего воспитания. Например, хорошие бытовые условия сказываются на увеличении роста и веса детей. Но в любых климатических условиях можно добиться хорошей спортивной формы с помощью специально подобранных физических упражнений.

В разном возрасте отдельные части тела растут неодинаково. Рост тела в высоту превышает рост тела в ширину, конечности растут быстро. На этом основании происходят заметные изменения в строении тела. В подростковом периоде более быстро растут кости и мышцы в длину и временно отстают в развитии в ширину. В этом причина длинных ног и рук. Растут, удлиняясь, поясничные позвонки. Проведенные эксперименты показали, что изменения, происходящие в организме подростка в 11 лет, не замедляются, а наоборот ускоряются. У детей, подверженных быстрому росту, возможны искривления позвоночника, нарушения осанки. В этот период и дальше продолжает развиваться мышечная система. Масса мышц и сила растут относительно одинаково, а вот рост тела и мышц имеет различия: развитие мышц отстает от общего развития тела.

В этот период в стремительно растущем организме развитие внутренних органов не всегда успевает за общими темпами развития организма. Вот почему подростки часто ощущают усталость, слабость, быструю утомляемость. Чтобы привести в соответствие возможности внутренних органов и возросшие потребности организма, нужно систематически делать утреннюю гимнастику, заниматься физической культурой, спортом. Физическое развитие подростков определяется изменениями ряда показателей – роста, веса, окружности груди, длины конечностей. Внешний вид является  основным показателем роста подростков.

Период с 12 лет называется подростковым – это время бурного роста и развития, совершенствования умственных и физических способностей, формирование характера. В этом возрасте быстро меняются основные показатели развития самого организма. Так например, если вес девочек каждый год увеличивается на 2-5 кг, то вес мальчиков увеличивается до 7 кг. За год девочки вырастают на 4-6 см, а мальчики увеличиваются в росте до 9 см. Созревание организма идет высокими темпами. Однако в определенном возрасте то у девочек, то у мальчиков развитие идет то более быстрыми темпами, то замедляется. Если в 10-летнем возрасте развитие мальчиков и девочек было примерно одинаковое, то в 11 лет девочки опережают мальчиков по росту и весу. В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3 см), весу (на 3 кг), окружности грудной клетки (на 4,5 см). в тринадцать лет эта разница еще увеличивается.

Для правильного формирования строения тела и его дальнейшего совершенствования нужно знать, с чего начинать и как заканчивать ежедневные физические упражнения.

Активная двигательная деятельность после пробуждения ото сна начинается с утренней зарядки. Сколько же времени  нужно отводить ежедневно на эти упражнения? Это зависит от физической подготовленности и индивидуальных качеств. Кто-то успевает выполнить комплекс за двадцать минут, кому-то на него требуется больше или меньше времени. Но в среднем на утреннюю зарядку уходит пятнадцать – двадцать минут.

Гимнастику целесообразно проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Основное правило гимнастики  — в работу надо вовлекать  как можно больше мышц. Поэтому в утреннюю гимнастику надо включать все основные виды движений тела. Упражнения утренней зарядки делают в определенной последовательности. Вначале потягивание, затем следуют упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. В конце выполняются бег и прыжки, которые усиливают кровообращение и дыхание и положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, которые успокаивают деятельность органов кровообращения и дыхания. Физические упражнения во время утренней зарядки укрепляют все группы мышц, делают их эластичными. Недостаток двигательной активности во время школьных уроков частично компенсируется физической нагрузкой на уроках физкультуры и во время игр на свежем воздухе на переменах.

Правильные физические нагрузки благоприятно воздействуют на нервную систему, улучшают координацию движений. Чтобы не перегружать растущий организм, нужно выполнять только те упражнения, которые по степени сложности соответствуют данному возрасту. Надо помнить, что организм еще недостаточно готов к большим нагрузкам: еще не укреплены костный скелет и суставы.

Плавание также приносит большую пользу растущему организму, закаляет его, повышает защитные силы. При правильном дозировании солнечные лучи положительно влияют на состояние нервной системы, улучшают обменные процессы, повышают работоспособность мышц. Перегрев на солнце опасен для здоровья.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии покоя или относительной неподвижности, т.е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой остается лишь 6 часов в сутки. Поэтому уроки физкультуры в школе – одно из важных оздоровительных мероприятий.

Физкультура, помимо укрепления здоровья, способствует развитию памяти, воображения, воспитывает самостоятельность, решительность, смелость. Совместные занятия на уроках  физкультуры учат учащихся общаться друг с другом, развивают чувство дружелюбия и коллективизма, приучают к дисциплине и ответственности за свои поступки.

Из вышесказанного следует, что занятия физическими упражнениями во время уроков,  между ними, в любое другое время должны приносить пользу организму, то есть упражнения должны способствовать развитию двигательной системы, правильному формированию мышц, улучшать обмен веществ растущего организма и укреплять нервную систему.

Любому человеку, начавшему заниматься физическими упражнениями, необходимы убедительные доказательства пользы этих упражнений. Если они есть,  значит есть стимул продолжать тренировки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.