Доклад на тему: “Учитель в современном мире”


Рахимова Гульнара Кайнышевна

Основная школа №23 с. Антоновка

Целиноградского района Акмолинской области

Директор школы, учитель физики и математики

Мир, в котором мы живем, час от часу становится меньше, уже, теснее. Дороги, опоясывающие Землю, делаются всё короче. Время быстрее несется к далеким мирам. Чем больше открытий, тем больше загадок. Люди приходят к выводу, что все не уместится в формулы и цифры, в чертежи и схемы, что есть вещи, не поддающиеся предвидению. Таким непредсказуемым, уникальным существом является человек.

Человек, исследующий сам себя, пытающийся менять своё я, создавать свои точные копии-клоны. Только одно не может понять, изучить, запланировать – свою душу, свой духовный мир.

Научно-техническая революция давно перестала быть революцией. Мы привычно, одним взмахом руки вызываем электрическую и атомную энергию, микроволновые и ультразвуковые излучения. Но невозможно компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума. Только человек может наполнить жизнью душу другого человека.

В современном мире учитель должен быть знатоком во всех областях человеческой жизни. Это талантливый, знающий, профессионально грамотный, эрудированный психолог и воспитатель, умелый организатор учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь требует от него брать на себя ответственность  за тех, кого он учит и воспитывает.

В своем послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев подчеркнул:

“ Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль , этические стандарты и духовные ценности.”

И я считаю, что современный учитель должен претворять в жизнь наказ нашего Президента.

Основная задача современного учителя воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогами, товарищами, развивать внимание, стремление к самостоятельной деятельности, используя все разнообразные современные методы обучения.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Ведь в современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу школы, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности педагога. Значит, учитель обязан создать условия для способности к самореализации.

Знания, полученные школьниками, должны помочь им легко ориентироваться в условиях рынка. Научить этому можно только тогда, когда сам понимаешь экономическую политику нашей страны. Учитель, свободно ориентирующийся в потоке информации, находит нужное, и этому учит каждого своего ученика, помогает ребенку различать полезное и бесполезное.

Главное требование к современному образованию – это его качество. Задача современного педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически развивать у детей подвижность и гибкость. Хороший урок- это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

Стиль отношений учителя и ученика в современном мире: не запрещать, а направлять; не зубрить, а мыслить; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Важно создавать условия безопасного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель.

Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит, он должен иметь высокие личностные качества: социальную открытость, искренность, оптимизм, индивидуальный стиль работы. Он обязан создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, придерживаться девиза: развивать сильного, помочь слабому.

В данное время учителю необходимо ориентироваться широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, работает более эффективно, чем его коллеги, идущие по традиционному пути обучения. Очень важно, владеть информационными технологиями, владеть компьютерной техникой и применять ее на уроках. Это значительно оживить учебный процесс. Хотя…..

Компьютер поможет добыть информацию, книга дает пищу к размышлению, а что сегодня дает учитель? Учебники, образовательные программы и пособия – все они даже называются по-особому – самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Что даст ребенку “чистое знание” без примеси нравственного чувства? Что станет с цивилизованными людьми, забывшими свои культурные истоки?

Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами внесли в этот мир. Все, в итоге, сводится к человеческим качествам, к преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком – к воспитанию и учению.

Учит и воспитывает учитель.

Учитель по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Учитель создает завтрашний образ, завтрашний лик нашей Планеты. И, может быть, земля станет безликой и серой, безобразной и безжизненной, а может быть, – зеленой, живой, сияющей. Значит, труд учителя в сегодняшней жизни должен восприниматься и оцениваться как миссия. Миссия – великий труд на благо человечества. С космических высот фраза эта не звучит банально: земля такая маленькая!

Человек, скорее всего, единственное разумное существо во вселенной, сам, не зная того, занесен в красную книгу жизни. А учитель – такова его сила – может либо навсегда вычеркнуть маленького человека с её страниц, либо наделить начертанное имя сиянием. Поэтому и говорят в народе, что учитель отвечает за будущее страны. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он “трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит”. Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы – задача учителя. Стать для слабой тростиночки на ветру сильной опорой, крепкой оградой. Не погасить искорку, не погрузить во тьму, но сберечь этот свет, дать пламени силу – это миссия учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес – ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить  быть уверенным  в новом благородном человеке – вот работа учителя.

И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, бодрствующий, кропотливый, чуткий.

Эта чуткость духа недремлющего обязательно должна быть в учителе. Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания, как в стихах Хименеса: “Как ясно, на ветру шумя в деревьях, мне говорит душа, что я во всем”. “Я во всем и все во мне”, рожденная мною мысль будет посеяна в моих учениках, они воплотят меня в десятки прекрасных дел, они реальное мое продолжение, потому что мысль и душа, красота и любовь вечны. Это великая тайна педагогического творчества, в этом сила и опасность.

Что увековечивают учителя в своих учениках?

Чему и кому будут служить мысли и образы, созданные учителем? “Учитель прикасается к вечности”, – эти слова Генри Адамса должны гореть в нас, учителях. Гореть, обжигать, потому что ученики врастают в учителя, как в почву, они становятся единым целым.  Поэтому, недопустимо, чтобы учитель был “ненастоящим”, “неживым”. Я хочу, чтобы наши дети наполнялись от источника жизни – любви. Любовь даст учителю потрясающую возможность, которой нет у людей другой профессии, нет даже у родителей, идти рядом со своим учеником по дороге жизни и знаний. Когда твои друзья-дети, ты получаешь право забывать свой возраст, хохотать от чистого сердца, весело кричать своим ученикам: “Привет!” “Здравствуйте, люди!”.

Учитель – это состояние души. Это образ жизни. Это философия и мировоззрение. Не должно существовать такого словосочетания – плохой учитель.

Мы живем в сложное время дефицита любви. Все зарабатывают деньги, разрываясь и надрываясь. Мы, учителя, это видим по детям.

Сердце сжимается от детских слез.
Нам не дано в этой жизни творить великие дел, но что-то (хоть чуть-чуть) сделать на СВОЕМ месте в жизни мы можем. Именно нам доверено день за днем и год за годом входить к детям в класс и в душу. Время стремительно, не ждет, не медлит, не спрашивает нас ни о чем. Оно лишь твердит: “Все в ваших руках.

Современный учитель- воин, выходящий в «чисто поле» для ратного подвига за души своих питомцев. И главным оружием нашим может быть только любовь. А где же ее взять, если уже много лет говорят о психологическом «выгорании» работников образования через несколько лет работы в школе. Лица педагогов, как правило, хмуры, озабочены, манеры резковатые, раздражительность и гнев – нередкие гости у нас. Откуда же здесь взяться любви, да еще такой, чтоб на всех хватило?! Все гениальное – просто.  Нужно любить детей. Педагог – воин должен быть облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брони… Действительно, мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего «преждевременную усталость» от жизни. Гонор и самоуверенность подростка, нервозность и жестокосердие, «компьютерная болезнь» со всеми ее симптомами – апатией, хронической усталостью, потерей интереса к занятиям – вот короста, которую необходимо разбить, растопить, победить нам, совестливым и неравнодушным педагогам! И единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей – любовь, проявляющаяся в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов.
Люди, проработавшие в школе долго, знают, что состояние души учителя неким непостижимым, невидимым, мистическим образом передается, как излучение, слушающим его ученикам. И чем чище его душа, тем сильнее и благотворнее это излучение. Это как свеча зажигается от свечи: т.е. какой нравственно-духовной жизнью живет учитель, к такой он может подвигнуть и своих учеников. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего. Учитель должен быть подвижником, потому что он сам призван идти, двигаться «тропой бескорыстной любви», меняться от худшего к лучшему, от лучшего – к еще лучшему, постепенно восходя к чеховскому идеалу: « В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли». Как никогда тяжело сегодня педагогу, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и чужих. Настоящий педагог – несомненно, творческая и нравственная, а потому сильная личность…
Мы должны быть сегодня бесстрашными, ведь кроме любви есть у нас и другое оружие – обоюдоострый меч – СЛОВО педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но и подлинным питателем, воспитателем их поступков и нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель – не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы по-доброму владел вниманием учеников и оказался способным формировать их языковое мышление. А значит, и внутренний мир их душ…Нужно, в частности, постоянно напоминать детям и подросткам о том бесценном сокровище, которым все мы одарены от рождения и которое именуется детством, невинностью, чистотой. Научить милых чад хранить и беречь этот чудный дар, чтобы, по пословице, «потерявши, не плакать» впоследствии…

Учитель! Научи своих учеников пониманию, что истинная любовь «ответственна за тех, кого приручает»; трепетна и бережна в отношении к любимому; бескорыстна и жертвенна.

Когда дети оценят, в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово – великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время…

И нам, педагогам, «дано предугадать, как наше слово отзовется»… «Нерукотворный памятник воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает ученику вкус родного  слова, создавая тем самым мысленное противоядие, препятствуя проникновению в сознание учащегося слов пошлых и грязных, лишающих его детства. Поистине сегодня злободневны как никогда слова Н.А. Некрасова:

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени”.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *