«Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности педагогов»


 Хошина Ирина Николаевна
методист г.Петропавловск ДУВЦ “Искорка”

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением Государственной политики Республики Казахстан. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей,  имеет важное,  значение  для общества, так как  дети – будущий интеллектуальный потенциал страны.

Современной дошкольной организации, в данных условиях, нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, отслеживать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научном подходе и профессиональной компетентности.

 

Обозначенные задачи предполагают переосмысление методической деятельности по работе с педагогическими кадрами в рамках  обновлениясодержания, форм и методов работы. Необходимо научить педагога теоретическим и практическим основам современных педагогических достижений, основам проектирования, прогнозирования, конструирования педагогического процесса направленного на результат.

Анализ профессиональной деятельности педагогического коллектива Дошкольного учебно – воспитательного центра «Искорка»показал,  что не все педагоги  в достаточной мере владеют технологиями, способными ставить ребёнка в позицию субъекта, формированием способов самостоятельного добывания ребёнком знаний и применение их на практике в самостоятельной деятельности. А также не все педагоги могут системно спланировать изучение  с детьми,  какой либо темы и качественно спланировать образовательный процесс.

Средствами, позволяющими реализовать возросшие требования к качеству образования в Дошкольном учебно – воспитательном центре «Искорка»и повысить профессиональную компетентность каждого педагога, был выбран метод педагогического проектирования.  Так как он позволяет  системно, планомерно обучать детей по выбранной теме, расширять и углублять знания. На основе интеграции образовательных областей и разделов программы.

Основной целью внедрения технологии проектирование было повышение профессиональной компетентности педагогов

Особую педагогическую значимость технологии проектирования, мы видим  в том, что он позволяет эффективно развивать способность воспитателя проектировать свою профессиональную деятельность, выстраивать организацию педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом. На основе технологии проектирования изучалась технология исследования  художественного текста, окружающего мира и природы, моделирование для самостоятельной речевой активности детей, театральная деятельность, технология пересказа.

Внедрение технологии проектирования в практику работы педагогами  ДУВЦ «Искорка» происходит в течение ряда лет. Изучение основ проектной деятельности проходило в рамках семинаров, практикумов. Они  основывались на изучении теоретических и опытно – методических публикаций казахстанских и российских педагогов, таких как, Омарова Д. С. «Обновление содержания и пути повышения качества дошкольного образования», Шерман Л. И. «Инновационная деятельность как фактор развития профессионализма ДОУ», Кирилкина М. В. «Педагогическая компетентность воспитателей ДУ» и других авторов.

Педагоги Дошкольного центра «Искорка» имеют разный уровеньпрофессионального развития, поэтому работа по внедрение проектной деятельности проходила в микрогруппах.  Целью данной работы было выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития каждого педагога.  Занимаясь в  адаптивной подгруппе,  начинающие педагоги осваивали отдельные приёмы и методы педагогического проектирования в работе с детьми. Педагоги продуктивной подгруппы, уже имеющие небольшой опыт  проектной деятельности внедряли в практику работы   элементы технологии проектирования, но разрабатывали проект совместно с методистом и педагогом – наставником, педагоги творческой подгруппы разрабатывали и внедряли проекты самостоятельно, опираясь на методические разработки по технологии проектирования. Творческая, совместная деятельность  педагогического коллектива по освоению инновационной технологии проектирования позволяет начинающим педагогам видеть образцы внедрения проектов в образовательный процесс.

Работая в подгруппах, педагоги были не только слушателями, но и активными участниками процесса. Совместно  с методистом и педагогами – наставниками разрабатывались цели, задачи, ожидаемый результат проекта. К каждомуэтапу проекта педагоги планируют предварительную работу, которая проводится в режимных моментах и обозначается  в Циклограмме.

Проект – длительный этап, который невозможно провести качественно, если нет системы  в планировании и проведении каждого этапа проекта.  Погружая детей в содержание темы проекта, педагог не может начать работу по второму этапу, если  не добился выполнения  ожидаемого результата предыдущего  этапа проекта.

Важным условием овладения инновационной технологией проектирования, были  показательные, учебные  занятия,  анализ конкретной ситуации, в которой решались выявленные проблемы в использовании проектирования. Одним из факторов формирующих педагогическую среду, для проявления у педагогов  стремления к саморазвитию и самореализации,  было создание методических разработок для самостоятельного применения педагогами в процессе составления проекта по выбранной теме.

Учебные занятия, которые проводят  педагоги по реализации технологии проекта – одна из форм,  которая позволяет на практике выявить ошибку и   вовремя её скорректировать, так, как многие, особенно  начинающие педагоги не достаточно чётко знают,  как им конструировать педагогический процесс, чтобы он соответствовал ожидаемому результату.

В итоге работы над проектом, педагоги планируют презентацию проекта.

В процессе внедрения  педагогами Дошкольного центра «Искорка»  технологии проектирования были разработаны и апробированы краткосрочные и долгосрочные педагогические проекты по разным образовательным областям и разделам программы. Тематика проектов ориентировалась  на расширение и углубление содержания педагогического процесса.

Методический кабинет пополнился проектами, разработанными педагогами, такими как «Мои любимые игрушки», «Природа глазами И. И. Левитана», «Комнатные растения», «Убранство юрты», «Мы инспекторы дорожного движения», «Домашние животные», «Формирование у детей нравственных отношений на основе рассказов Н. Носова», «Формирование ценно –смысловых отношений у детей на основе рассказов   Л. Н. Толстого» и другие проекты.

Во время  работы над технологией проектирования были созданы методические рекомендации по организации проектной деятельности, которые помогают педагогам спланировать проект.

В результате освоения и внедрения технологии проектирования можно сделать вывод, что педагоги,  понимают,  как определить цель проекта и в соответствии с целью запланировать ожидаемый результат,  сконструировать педагогический процесс в соответствии с целью и результатом. Знают структуру проекта и системность  в расширении и углублении содержания по выбранной теме проекта. Умеют подвести  итог проекта  – презентацию в форме театральной деятельности, игры – путешествия, выставки  и других форм деятельности.

Мы считаем, что овладение  инновационной технологией проектирования способствует проявлению у педагогов творческой активности, повышение профессионализма в работе с детьми в соответствии  с требованиями по обновлению содержания образовательного процесса.

 

Библиографический список

1.Басыгарина Ж.У.  Педагогическое проектирование – основа достижения желаемых результатов / Материалы международной конференции, г. Алматы, 12 – 16 июня, 2007 г.

2.Кирилкина М. В.  – Педагогическая  компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности – журнал «Воспитатель» – № 5-2011 г.

3. Майер А. А. Алгоритм развития педагога / библиотека, журнал «Управление ДУ» – Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ – М; ТЦ Сфера – 2012 г.

4. Калашникова Т. М. Технологическая карта как методический инструмент управления деятельностью дошкольника / журнал Справочник руководителя дошкольной организации – пилотный номер, 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *