Фразеологизмы, крылатые слова (афоризмы)


Мартыневская Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы КГУ “Краснознаменская средняя школа Мамлютского района СКО”

Цель: углубление изучения сущности известного понятия и установление новых связей между понятиями.

Задачи: обеспечить в ходе урока усвоение, повторение и закрепление основных понятий по теме урока; развивать познавательный интерес учеников; продолжить воспитание языковой культуры.

Слайд.

«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».                                                                                                                (Н.Добролюбов.)

Форма урока: урок-лекция с элементами беседы, индивидуальные задания учащихся.

 

Дневник записей на уроке: я знал по теме урока, я узнал для себя новое, меня заинтересовало и я хочу узнать.

 

Что такое фразеологизм?

Фразеологизмы –  устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном значении. Фразеологизмы делают речь более ярком и образной. Это плод народной мудрости.

Чтобы понять их, нужно сделать этимологический анализ.

Что такое этимология?

Упражнения для разминки: исправить ошибки, объяснить значение и записать правильный вариант.

Слайд: делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу.

В случае затруднения предложить словарь фразеологических терминов.

Фразеологизмов так много, что они образует синонимичные ряды.

Что такое синонимы?

Задание: создайте синонимичный ряд.

– поминай как звали ( словно в воду канул, как сквозь землю провалился)

– опустить голову (повесить нос, опустить руки, пасть духом)

– непочатый край (пруд пруди, хоть отбавляй, конца-краю не видно)

– плевать в потолок (бить баклуши, палец о палец не ударить)

Фразеологизмы могут образовывать антонимические пары.

Что такое антонимы?

Задание: образуйте фразеологизмы-антонимы.

– повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, воспрянуть духом, кот наплакал, сложа руки, душа в душу, засучив рукава.

Фразеологизмы широко используются в произведениях художественной литературы.

Индивидуальные задания:

Ни аза в глаза. Совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить. Говорится о совсем неграмотном человеке, который не знает даже первой буквы в азбуке АЗЪ. Этот фразеологизм встречается в произведениях А.Островского, Г.Успенского, И.Тургенева.

«Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видели»

(Тургенев «Отцы и дети»)

С бору да с сосенки. Кого попало, откуда попало, без разбору. Едет мужик-крестьянин и в каждом бору (лесу, роще) берет по сосенке, конечно по случайной сосенке. Эти фразеологизмы встречаются у В.Шукшина, В.Распутина.

Без царя в голове. Очень глуп, недалек. Человек ограниченного ума; не имеющий определенных взглядов, убеждений, собственного мнения, легко поддающийся чужому влиянию. Речь идет о взбалмошном человеке, не умеющим управлять своими действиями. Он вроде глупым не числится, и в то же время глупости делает одну за другой.

 

 

Классический пример правильного употребления находим у Н.Гоголя: «Хлестаков…несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

 

Крылатые слова – образные, меткие выражения, изречения знаменитых людей, цитаты из художественных произведений. Злые языки страшнее пистолета (Гр); гадкий утенок (Анд)

Задание: записать предложение, объяснить знаки препинания и орфограммы.

Крылатые слова, выражения знакомые из античной литературы.

 

Вперяю взор, бессильно жадный:

Везде кругом сырая мгла.

Каким путем нить Ариадны

Меня до бездны довела?

(В.Брюсов)

 

Ариадна, дочь критского царя, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта- жилища Минотавра – при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

 

-Человек должен жить с людьми, Михайло Михайлыч. Что за охота сидеть, как Диоген в бочке? (И.Тургенев) Именно тем-то и жил, и мучился всю жизнь, что жаждал благородства, был, как сказать, страдальцем благородства и искателем его с фонарем, Диогеновым фонарем, а между тем всю жизнь делал одни только пакости. (Ф.Достоевский)

О древнегреческом философе Диогене (4 в. до н.э.) сохранилось много легенд.

Рассказывают, что он принадлежал к школе циников, которые высшей нравственной задачей считали подавление всех страстей, сведение всех потребностей к минимуму, а возврат к «естественному» животному состоянию признавали основой счастья и добродетели. Всем своим образом жизни Диоген доказывал пренебрежение к культуре. В многочисленных легендарных рассказах о нем говорится, что он жил в бочке, считая дом роскошью. На основе приданий возникло выражение бочка Диогена.

Однажды Диоген зажег днем фонарь и, расхаживая с ним, говорил: «Я ищу человека»

Отсюда выражение: фонарь Диогена – способ искать истину.

 

Паника. Панический страх. Панический ужас. Слово паника греческого происхождения. Оно  происходит от древнегреческого бога Пана. Греки верили в то, что Пан живет в лесных рощах и не допускает к себе живых существ. Изображали Пана обросшим  шерстью, на голове – козлиные рожки, на ногах – копытца. Поверья рассказывают, что Пан очень любил играть на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к лесному убежищу Пана, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом.

 

Неисчерпаемым источником крылатых выражений является Библейская мифология. Крылатые выражения существуют как из Ветхого Завета, так и из Нового. Приведем некоторые примеры. Когда говорят «Соломонов суд», значит, имеют в виду справедливый суд.

 

 

Индивидуальное задание. Слайд.

– Однажды пришли к царю Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет и кто прав, Соломон велел рассечь ребенка надвое и дать каждой по половинке. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: «Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!» Другая же закричала: «Лучше отдайте ребенка другой, но только не убивайте его». Так Соломон узнал, которая из них – настоящая мать, потому что матери скорее отдадут детей другим, лишь бы их дети остались живыми.

 

Иерихонская труба.

-Голос тетушки! Иерихонская труба! Верно опять что-нибудь не по ней. (Д.Григорович)

 

По приданию, в Палестине, в долине реки Иордан, возле самого Иерусалима, когда-то был расположен город Иерихон. Это был очень богатый торговый город, укрепленный неприступными стенами. Ни один раз грозные полчища разных завоевателей убеждались в несокрушимости иерихонских стен. И все же эти стены подверглись разрушению. Старинное библейское предание рассказывает, будто иерихонские стены пали от звуков священных труб, в которые трубили завоеватели Палестины, осаждавшие город. Сейчас выражение иерихонская труба мы употребляем в переносном значении, когда хотим сказать, что у кого-то слишком громкий, оглушающий голос.

 

Манна небесная. Трудитесь, добивайтесь всего упорством, не ждите манны небесной. Это старозаветная легенда. Когда пророк Моисей вел свой народ на обитованную землю, то в пустыне Син начался голод. Моисей обратился к Богу. Вечером прилетели перепелы и покрыли весь стан, так что народ мог приготовить себе различные кушанья из их вкусного мяса. Утром же все увидели росу вокруг стана. Когда роса испарилась, то на поверхности пустыни осталась крупа, похожая на иней. Это был небесный хлеб от Господа для всего народа. Израилетяне назвали этот хлеб «манной». Вкус ее был как лепешка с медом. Господь повелел собирать манны столько, сколько необходимо на день. Если же кто-нибудь собирал больше, то остаток за ночь пропадал.

 

Кесарево кесарю, а божие Богу. Фарисеи, негодуя на полные благодати слова и дела Христовы, совещались, чтобы уловить Его в словах. Они послали к Нему, которые сказали Ему: «Учитель, мы заем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Кесарь – это правитель Римской империи, под  властью которой находилась тогда Палестина). Вопрос фарисеев  был очень хитро поставлен. Если бы Он ответил, что кесарю надо давать подать, то Его обвинили бы в предательстве и поддержке Римской власти. Если бы Он ответил, что нельзя давать подать, то Его назвали бы мятежником. Иисус, видя из лукавство сказал,: «Что искушаете меня, лицемеры? Подскажите мне монету, которую платится подать» Они принесли Ему динарий. Иисус спросил их: « Чье это изображение и надпись?» Фарисеи ответили: «Кесаревы». Тогда Господь сказал им: «Итак, отдайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». Это значит, что каждый должен выбрать свой путь в жизни.

 

Некоторые словосочетания, предложения в художественных произведениях настолько талантливо написаны, что могут существовать самостоятельно. Итак, поговорим о крылатых выражениях из художественных произведений.

Индивидуальное задание.

А.С. Пушкин предсказал, что половина стихов «Горя от ума» войдет в пословицы. Так и случилось: множество Грибоедовских словечек и выражений прочно вошли в повседневный речевой обиход. Люди говорят «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «счастливые часов не наблюдают», «блажен, кто верует: тепло ему на свете», «чины людьми даются, а люди могут обмануться», –  не замечая , что говорят стихами Грибоедова.

В словаре «Крылатые слова» их более тридцати. Если кто-то слишком дорожит общественным мнением, то может сказать: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», «Ах, злые языки страшнее пистолета», «Грех не беда – молва не хороша». Когда неожиданно встречаем знакомого, восклицаем : «Ба, знакомые все лица!». По отношению к человеку, который нам безразличен говорим: «Герой не моего романа». Человек, который горячо любит свою родину, после долгой разлуки с ней может воскликнуть: «И дым отечества нам сладок и приятен». Выражением «с корабля на бал» характеризуется неожиданная, резкая перемена положений, обстоятельств . Да, и само заглавие этой комедии крылатое словосочетание «Горе от ума».

Индивидуальное задание.

«А счастье было так возможно, так близко!» – говорим мы, когда его упускаем. И лучше чем написал А.Пушкин, не скажешь. Талант Пушкина велик и много крылатых слов из его произведений. О скучных, бесполезных днях мы сетуем, что они «без божества, без вдохновенья». Всем нам хорошо известно крылатое выражение: «Любви все возрасты покорны». В случае, если кто-то веселиться в то время, когда другие бедствуют, значит они устраивают «пир во время чумы. Наш век преступности, разгула террора мы называем словами А.Пушкина «ужасный век, ужасные сердца».

В повести «Арап Петра Великого» Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». (Предложение записать и сделать его синтаксический анализ)

 

Итак, мы установили различие между фразеологизмами, крылатыми словами и афоризмами. Фразеологизм- плод народной мудрости. Крылатые слова – краткая мысль из художественного произведения. Афоризм – самостоятельно существующее высказывание выдающейся личности. Но все они в нашей речи необходимы, так как делают ее образной, красочной. А потому как мы говорим, судят о нашей интеллектуальности.

 

Рефлексия: обратимся к вашим записям, которые вы сделали в ходе урока и узнаем, что вы знали  по теме урока, что узнали и что вас заинтересовало по этой теме и вы хотели бы узнать дополнительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *