Развиваем творческие способности ребенка.
Мельникова Елена Михайловна, Бимаган Ляззат Мараткызы
воспитатели начальных классов КГУ «Общеобразовательная средняя школа интернат №22»,г. Караганда
В концепции школьного воспитания, учитывается личностно- ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.
Творчество- это высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня практический смысл.
Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало ( а оно есть в любом ребенке) не сложно. Младший школьный возраст- это период, представляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребенка.
Многие считают, что способности ребенка представляют собой уже готовый набор умений и навыков. Они ошибаются!
Человек не появляется на свет способным к определенному виду творчества. Наличие тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловленное воздействие правильно ориентированной организации воспитания и обучения на начальном этапе жизни ребенка.
Психологи В.Э. Чудновский и В.С. Зоркевич предлагают разделить способности личности на 2 принципиально разных основных типа: на интеллектуальные ( способности к обучению- интеллектуальность) и творческие ( способность к творчеству- креативность).
Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности включено воображение, сопровождаясь положительными эмоциями. Это формирует личность которая сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере деятельности.
Выделяют критерии, по которым можно судить о готовности к творчеству младших школьников.
1. Творческая активность: любит нестандартные задания, фантазирует, сам может придумать что-то новое.
2. Оригинальность: его ответы на простые вопросы ставят взрослых в тупик, не любит выбирать из готовых вариантов.
3. Гибкость: « фонтанирует» идеями во всех сферах деятельности.
Работая в школе-интернате, где дети находятся 5 дней из 7 мы, взрослые предаем развитию творческих способностей большое значение и ставим перед собой следующие цели:
– развитие мышления и способностей к решению различных проблем.
– формирование инициативной позиции.
– обеспечение заинтересованности и возможности выбора.
– стимулирование познавательных способностей учащихся.
– поддерживать и улучшать самооценку и самоуверенность каждого ребенка.
Задача нас, педагогов – создать микроклимат и условия для естественного « выращивания» уникальной творческой личности.
Почти ежедневно мы с ребятами что-то мастерим ,лепим, рисуем. Ни один классный час не проходит без творческого задания. Свое отражение такие задания находят в классном уголке. В нашей школе стали традиционными выставки детского творчества посвященные различным знаменательным датам, временам года и др: « Открытка ветерану», « Мой Казахстан», «Милой мамочке», « Зимушка- зима», « Поет домбра, звенит кобыз- встречайте праздник Наурыз! и т д. Организовывая общешкольные выставки очень активно помогают родители, старшие братья и сестры. Ребята объединяются в группы, выполняют коллективные работы.
У ребят возникает здоровый дух соревнования, чувство радости и гордости. Ни одна выставка не обходится без похвалы и награждения. Педагоги стараются придумать различные номинации , чтобы отметить каждого ребенка, каждую семью, каждый класс.
Ребята нашей школы активно участвуют в различных творческих конкурсах городского и областного уровня: Пластилиновая живопись- проводилась на базе художественной школы г. Караганды, Елочка пушистая моя- городской Дворец Детей и Юношества ( поделки из бросового материала), к Дню птиц – организатор Карагандинский зоопарк ( поделки из природного материала). Пусть не всегда в этих конкурсах ребята занимают призовые места, но радость в глазах ребенка дорогого стоит.
Для поддержания такой радости и других позитивных моментов необходимо:
– уважение личности и интересов ребенка.
– избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
– найти слова поддержки для творческих начинаний.
– поддерживать самостоятельность и инициативу.
– использовать личный пример.