Реферат « Использование информативно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении»


Больбух Ирина Ивановна
 воспитатель ГККП ясли/сад № 112

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовании, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

Формирование психологической готовности к обучению в школе.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Формирование способности принимать решения.
Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
Развитие волевых качеств
Развитие произвольной моторики пальцев рук

Области применения ИКТ:

занятия с педагогом- психологом

занятия с учителем- логопедом

дополнительное образование

непосредственно образовательная деятельность

Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы:

Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами.

Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

Компетентность в области компьютерной грамотности
С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе:
Санитарно-гигиенические требования.
Технические, эргономические и эстетические требования
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня – оптимальна;
вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

Создание презентации для дошкольников  имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.          Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Использование ИКТ в работе с детьми  открывает возможности:

представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:

повышению эффективности усвоения материала детьми;
повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная);
активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики
рук;
формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления
обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа
ребенком собственной деятельности;
подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям:

Учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации.
Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование мультимедийных презентаций способствует повышению у воспитанников мотивация познания; улучшает результативность воспитания, повышает интерес к непосредственно-образовательной деятельности.

Проведение непосредственно-образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в ДОУ способствует повышению интерес педагогов в использовании новых технологий, возрастает заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизируется работа по созданию портфолио воспитанников.

Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди  детству», работающий с дошкольниками педагог должен быть не только   профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику   грамотного применения в образовательном процессе информационно-   коммуникационных технологий.

Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо   профессионально и умело использовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *