«Словари-наши помощники»
Искакова Салтанат Багитжанқызы
Әулиекөл ауданы Калинин негізгі мектебінің орыс тілі пәнінің мұғалімі
Цели урока: 1)повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно-русских и иноязычных словах);
2) совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать интерес к книге, к слову.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Ход урока
I.Начало урока
1.Игра «Дежурная буква»
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра,астра и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
2.Работа с эпиграфом урока.
Эпиграф к уроку: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».
Слово учителя. Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».
Затем ребята отвечают на вопросы:
-Какие словари русского языка вам известны?
-К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
-В каких случаях словари приходят вам на помощь?
II. Знакомство со словарями.
В роли словарей выступают 4 ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс- определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай,какао. Но я съел бутерброт, торт и выпил чашку кофе с сахаром ».
Толковый словарь. «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означаюют? Пришлось призвать на помощь всю своюэрудицию, чтобы растолковать: слалом- это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон-зимнее спортивное двоеборье-лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл- прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов.«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
III. Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
IV. Работа «словарей» с классом.
-Я-словарь иностранных слов. Я имею20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача- не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т. д.
Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания одним словом.
1. Торжественный смотр физкультурников на красной площади (Парад).
2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат (Мандат)
3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (Тир).
Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского,греческого языков.Дайте лексическое толкование слов (Работа по группам)
Я-фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…
-кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит)
-чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
-человеке, который пришел не вовремя (Нелегкая принесла)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
1 Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
2 Кот наплакал(с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов)
Задание 3.Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей тела (голова,глаза, нос,ноги)
Голова-человек с головой, морочить голову, с больной головы на здоровую
Ноги-уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног
Глаза- мозолить глаза, хлопать глазами
Нос-водить за нос, задирать нос,вешать нос
-Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!
-Я-словарь толковый. Впервые определение ему дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово, стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснитьзначение слова стол в каждом предложении.
1. Стол накроешь, посуду помоешь.
2.Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3.Анна Ивановна работает в адресном столе.
4.В санатории нам определили пятый стол.
-Я-словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегать повторений одного и того же слова.
Умный подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал.А между тем, русский язык богат глаголами речи. Около 150 глаголов, обозначающих речь, употребил Л. Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи
Лингвистическая разминка.
1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю
Апокалипсис кладовая созвониться
Балованный лопочущий таможня
Ваяние молодежь углубить
Гарантировать намерение феномен
Дремота облегчить христианин
2. В чем разница между данными словами?Составьте с каждым словосочетание или предложение.
Зубы-зубья образа-образы
Корпуса-корпусы ордена-ордены
Лагери-лагеря сыновья-сыны
Листья-листы учители-учителя
3. Как правильно: у рыб нет зуб, у рыбей нет зубей или у рыбов нет зубов? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных:
Абрикосы вафли партизаны
Апельсины гектары полотенца
Басни зеркальца простыни
Блюдца минеры рельсы
4. Паронимы-это разные по значениюслова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.
5. Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использоватьслова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари
Концертный (абонемент, абонент)
(Безответная, безответственная) покорность
(Вдох, вздох) сожаления
(Длинные, длительные) наблюдения
(Зрительные, зрительские) аплодисменты
(Искусно, искусственно) рисовать
Домашняя работа. Индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя