«Словари-наши помощники»


Искакова Салтанат Багитжанқызы
Әулиекөл ауданы Калинин негізгі мектебінің орыс тілі пәнінің мұғалімі

Цели урока: 1)повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно-русских и иноязычных словах);

2) совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать интерес к книге, к слову.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Ход урока

I.Начало урока

1.Игра «Дежурная буква»

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра,астра и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

2.Работа с эпиграфом урока.

Эпиграф к уроку: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

Слово учителя. Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

Затем ребята отвечают на вопросы:

-Какие словари русского языка вам известны?

-К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

-В каких случаях словари приходят вам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают  4 ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс- определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай,какао. Но я съел бутерброт, торт и выпил чашку кофе с сахаром ».

Толковый словарь. «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означаюют? Пришлось призвать на помощь всю своюэрудицию, чтобы растолковать: слалом- это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон-зимнее спортивное двоеборье-лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл- прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

III. Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных  «словарей»  какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа «словарей» с классом.

-Я-словарь  иностранных слов. Я имею20.000 слов. При чтении журналов,  газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача- не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский.  (Появляется  «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т. д.

Задание 1. А теперь в предложениях заменить  словосочетания  одним словом.

1.                     Торжественный смотр  физкультурников на красной площади (Парад).

2.                     Старший брат получил  документ,  удостоверяющий его полномочия как депутат (Мандат)

3.                     В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (Тир).

Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского,греческого языков.Дайте лексическое толкование слов (Работа по группам)

Я-фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

-кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит)

-чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)

-человеке, который пришел не вовремя (Нелегкая принесла)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

1 Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2 Кот наплакал(с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов)

Задание 3.Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей  тела (голова,глаза, нос,ноги)

Голова-человек с головой, морочить голову, с больной головы на здоровую

Ноги-уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног

Глаза- мозолить глаза, хлопать глазами

Нос-водить за нос, задирать нос,вешать нос

-Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!

-Я-словарь толковый. Впервые определение ему дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово, стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснитьзначение слова стол в каждом предложении.

1. Стол накроешь, посуду помоешь.

2.Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3.Анна Ивановна работает в адресном столе.

4.В санатории нам определили пятый стол.

 

-Я-словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегать повторений одного и того же слова.

Умный подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал.А между тем, русский язык богат глаголами речи. Около 150 глаголов, обозначающих речь, употребил Л. Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи

 

Лингвистическая разминка.

1.                     Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю

Апокалипсис              кладовая                    созвониться

Балованный              лопочущий                 таможня

Ваяние                        молодежь                  углубить

Гарантировать          намерение                 феномен

Дремота                     облегчить                   христианин

 

2.                     В чем разница между данными словами?Составьте  с каждым словосочетание или предложение.

Зубы-зубья                                          образа-образы

Корпуса-корпусы                               ордена-ордены

Лагери-лагеря                                    сыновья-сыны

Листья-листы                                      учители-учителя

3.                     Как правильно: у рыб нет зуб, у рыбей нет зубей или у рыбов нет зубов? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных:

Абрикосы                        вафли                            партизаны

Апельсины                   гектары                           полотенца

Басни                           зеркальца                        простыни

Блюдца                       минеры                             рельсы

4.                     Паронимы-это разные по значениюслова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

5.                     Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использоватьслова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари

Концертный (абонемент, абонент)

(Безответная, безответственная) покорность

(Вдох, вздох) сожаления

(Длинные, длительные) наблюдения

(Зрительные, зрительские) аплодисменты

(Искусно, искусственно) рисовать

 

Домашняя работа. Индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *