Мастер-класс «Развитие исследовательской деятельности учащихся начальных классов»


 Жереб Елена Николаевна
 учитель начальных классов КГУ «Калиновская средняя школа»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.

Исследовательская деятельность –

высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.

Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, одновременно происходит насыщение знаний, что способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире

Цели исследования:

Ø формирование умения самостоятельно работать с источником информации, кратко и понятно излагать свои мысли;

Ø развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

Ø  формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

Ø развитие критического мышления

Учитывая возраст младшего школьного возраста, исследовательская работа не может быть длительной, иначе она будет утомлять ребенка, что не улучшит процесс обучения. Необходимо чтобы она была интересной иногда интригующей. Проблема, которая является мотивацией к поиску необходимой информации, не должна быть надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим.

Для того чтобы установить и поддерживать уровень сложности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему исследования.

Исследовательская работа обязательно включает в себя межпредметные связи, чтобы у учащихся сложилось мнение о значимости решаемой проблемы.

Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин, а отсюда – оказание адресной помощи в преодолении конкретных затруднений

2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям

В процессе исследовательской деятельности использую такие методы, как частично – поисковый, эвристический, практический, проблемный. Сейчас продемонстрирую, как можно организовать исследовательскую деятельность с учениками 3 класса, и какие приемы при этом использую.

3-ий шаг. Занятие со слушателями, на котором учитель продемонстрирует приёмы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.

Мотивация осознанной деятельности участников учебного процесса.

Ситуация представлена на слайде (слайд 13-16)

Постановка проблемы и выбор участников исследования по их желанию (слайд 17)

Далее каждая группа получает конкретную задачу, над которой должна работать в ходе исследования (слайд 18)

·        Демонстрация приёмов, исследовательской деятельности.

Группа «Экологи» получает энциклопедический материал, из которого должны выделить главное, самое существенное, решив свою задачу.

Дополнительно получают набор карточек, на основании которых должны составить цепи питания, исходным звеном которых являются птицы (слайд 19 -20)

Комментарии учителя: решая поставленную задачу, участники исследования учатся вычленять главное, абстрагировать понятия, составлять последовательность событий.

Группа «Математики»  решают задачи, результатом которых будет доказательство пользы птиц (слайд 21)

Комментарии учителя: учащиеся с математическим складом мышления испытывают трудности на уроках гуманитарного цикла, предоставленная возможность решать биологические задачи, повысят значимость их деятельности и будут способствовать усвоению материала.

Группа «Орнитологи» изучают видовой состав птиц РК и редкие виды птиц РК, используя рисунки и справочные материалы, данные заносят в таблицу. (Слайд 22-23)

Комментарии учителя: анализируя дополнительную литературу, добывают самостоятельно знания, появляется желание самоутвердится и стремление быть лучшим. Учатся самостоятельно составлять  таблицы при изучении текста.

Группа «Филологи» из произведений художественной литературы выписать произведения, героями которых являются птицы.(24 -25)

Комментарии учителя: рассмотрение художественных произведений позволит рассмотреть проблему исследования наиболее глубже и шире. Учащиеся поймут значимость птиц в жизни человека, поскольку произведения нацелены на проявления благодарности «пернатым друзьям» На основе анализа художественных произведений знакомятся  с простейшими способами обобщения.

Группа «Технологи» получают задания «секретной важности» по технологической карте в технике выполнения оригами сделать птицу «Голубь» – символ мира, счастья (слайд 26)

Комментарии учителя: эта деятельность носит творческий характер внутри предмета, осуществляет межпредметные связи

·        Демонстрация приемов, семинарского занятия (слайд 27)

1.Слово предоставляется экологам:

Какое значение в природе имеют птицы?

Какое место в экологической цепи питания занимают

птицы?

2. Слово предоставляется математикам:

Комментируют решения задач.

3. Слово предоставляется орнитологам:

Демонстрируют изображения птиц, определяют виды данных

представителей.

4. Слово предоставляется филологам:

Составляют краткую характеристику исследуемых произведений.

Подведение итогов (слайд 28)

Итоги подводят учащиеся

Птицы занимают значимое место в природе и в жизни человека

Демонстрация моделей птиц группой «технологов»

4-ый шаг. Рефлексия.

Комментарий учителя: Я продемонстрировала несколько приёмов, исследовательской деятельности. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *