«Инновационные подходы в организации внеурочной деятельности, как средство творческих способностей учащихся


Синотова Аксана Николаевна
старшая вожатая КГУ «Калиновская средняя школа»

…Творчество есть необходимое условие существования,

и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

творческому процессу человека…

Л.С.Выготский

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель – в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

В связи с этим в системе казахстанского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое  мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:

1.                 Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.

2.                 Обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.

3.                 Развитие школы как единого «благоустроеннейшего государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.

Понятие «инновация» в казахстанской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1.                 Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2.                 Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:

·                     новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;

·                     отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);

·                     повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;

·                     рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников – составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы – учебной деятельности школьников. Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. В свою очередь, внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Все перечисленные выше виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников. Учитывая перечисленные особенности, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

·                     повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

·                     активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

·                     углубление межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;

·                     усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

·                     закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

·                     формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

·                     повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

·                     осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

·                     развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

·                     вовлечение школы в построение единого информационного пространства (создание сайта);

·                     формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

·                     формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (сайты класса);

·                     развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (школьная газета «Камертон», классные газеты, классные уголки, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);

·                     развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции,  участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, областного, республиканского  и международного масштаба);

·                     развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

·                     повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

·                     развитие материально-технической базы системы общего среднего образования (компьютерные классы, интерактивная доска, сетевое окружение, возможность бесплатного выхода в Интернет, оргтехника, электронные учебники, учебно-методические комплекты, карты, раздаточный материал, наглядные пособия);

·                     организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей (школьный сайт);

·                     внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

·                     осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с компьютерной поддержкой);

·                     развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

·                     оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников

Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.

В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:

– подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);

–  создание графических изображений (диаграммы);

–  сканирование;

–  обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);

– создание звукового сопровождения и видеоизображения;

– выполнение разнообразных творческих работ;

– участие в конкурсе компьютерных рисунков,презентаций;

– оформление результатов работ на компьютере;

– подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;

– поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;

– отправка работ средствами Интернет и электронной почты;

– участие в научно-практических конференциях в рамках школы;

– организация выставок (тематических, авторских (фотовыставки);

– проведение классных часов, бесед, викторин;

– создание портфолио учащихся;

– просмотр видеофильмов;

– использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

– организация тематических вечеров эстетической направленности;

– информационные стенды.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.

Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.

Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *