«Применение информационных технологий в преподавании социальных дисциплин»


Бекметова Ольга Валентиновна

преподаватель кафедры «Общественных дисциплин» Высший колледж новых технологий им. М.Утебаева г.Шымкент

Важным механизмом, затрагивающим основные направления реформирования образования РК, является информатизация.

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения является критерием профессиональной пригодности, причем как для преподавателя, так и обучающихся, так как уровень их информационной культуры является залогом будущего трудоустройства. Овладение информационной культурой это продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание личностного статуса и обогащение профессиональной компетентности человека.

Применение средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентность педагога проявляется в способности обобщать, анализировать и  синтезировать имеющиеся знания, а использование информационных технологий преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента.

В наше время, когда объем информации увеличивается функция преподавателя, основывается не только на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Современный процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала, а подготовка к жизни, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми, выработка способности познания мира, соответствующей современному развитию науки и технологий.

Так же и сами обучающиеся должны уметь осуществлять самостоятельный поиск, изучение, систематизацию, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу, сформированность навыков самопрезентаций результатов познавательной и практической деятельности.

В последнее время большее внимание уделяется преподаванию социально-гуманитарных дисциплин на базе информационных технологий и инновационных методик.

Нельзя  представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ таких социальных наук как история, политология, социология, культурология. Но их преподавание должно идти в соответствии с постоянно растущими  и меняющимися потоками информации.

Конечно, для применения информационных технологий должны быть созданы необходимые условия: кабинет должен быть оборудован компьютером, интерактивной доской, преподаватель должен обладать профессиональными информационными компетенциями, уделять время своевременному обновлению, актуализации  своего информационно-методического обеспечения.

Современный урок  по социальным дисциплинам должен быть уроком, основанным на смешанном обучении, с использованием информационных технологий, позволяющих наглядно применить теорию на практике. На уроках можно использовать их фрагментарно в зависимости от целей урока.

К наиболее часто используемым элементам ИТ в учебном процессе относятся:

При объяснении учебного материала: тексты, конспекты (doc, html, pdf и т.д.); презентации (ppt); анимации, итерактивные анимированные карты (swf); видео, звук (DivX, mp3, ..); иллюстрации, фотографии (JPEG и  т.п.) и др.

При закреплении материала: интерактивные задания; виртуальные практические работы; задачи и др.;

При контроле знаний: тренажеры тестирования- тесты по темам; итоговый тест за год;

Дополнительный материал: образовательные ресурсы Интернета, электронная справочная литература, электронные журналы и газеты; электронные энциклопедии, дистанционные олимпиады, конференции, конкурсы, научно-исследовательские работы и др.;

Применение информационных технологий возможно на занятиях различных типов.

Комбинированный урок может сочетать в себе и объяснение преподавателя с использованием презентации, и работу студентов с вопросами и заданиями, представленными в виде электронных заданий. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать учащимся изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая аудитории. Слайд может содержать задания для обучающихся в различных формах. С помощью слайдов презентации можно при минимальных затратах времени проверить знания, осуществить самопроверку или взаимопроверку.

На уроке-лекции по изучению нового материала удобно использовать иллюстративный материал,  текст, видеоматериалы по теме, собранные в  презентацию. Преподавателю  это позволяет сохранить логику при изложении нового материала, сократить время при обобщении знаний. При правильном распределении внимания задействуется три механизма восприятия: зрительно-образное, слуховое, дополнительное зрительное (при наличии текста на слайде).

На урок-семинар студенты могут самостоятельно изучить новый материал, подготовить собственные выступления с использованием проектных работ- презентаций, а контроль за полученными знаниями на уроке можно провести с помощью подготовленной мультимедиа-презентации. Для обучающихся этот приём создаёт пространство для самовыражения. Плоды их творчества, интеллектуальной активности являются востребованными, что повышает интерес обучающихся к образовательному процессу. Метод проектов позволяет приблизить учебную деятельность к решению практических задач. Работая в проекте, обучающийся погружается в определённую ситуацию, добывает знания по действительно интересующему его вопросу.

На развитие информационных компетенций направлены некоторые виды домашних заданий в рамках самостоятельной работы обучающихся, например поиск и анализ определяемой преподавателем информации- данных биографии, документов, иллюстраций, фактов, посвящённых какому-либо событию, создание виртуальной экскурсии и т. д.

Информационные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность преподавателю  оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Вместе с тем, при использовании информационных технологий преподаватель может столкнуться с некоторыми проблемами: существует вероятность перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Кроме того, часто не представляется возможным проверить правдивость и достоверность информации, содержащейся в Сети. Это означает целесообразность преподавателю первоначально изучить информационные ресурсы, а затем рекомендовать их обучающимся. Ещё один важный момент: обучающиеся часто пользуются Интернетом стихийно, их знакомство с особенностями поисковых систем поверхностно, поэтому необходимо познакомить обучающихся с наиболее востребованными поисковыми системами, провести беседу о методах сбора и обработки информации.

Но, положительные стороны использования информационных технологий в преподавании социальных дисциплин очевидны. Они значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить поддержание и повышение качества образования, содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества, активизацию и индивидуализацию процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизацию труда преподавателя.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках – это требование сегодняшнего дня с одной стороны, и огромная помощь в работе  педагога с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания. Поэтому новые разработки и и применение инновационных методик на базе информационных технологий не теряют своей актуальности.

 

Литература:

1. Ваисова JI.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обшествознанию. //Журнал «Преподавание истории в школе». 2007. № 2.

2. Господарик Ю.Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории.// Журнал «Преподавание истории и обшествознания в школе». 2005. № 2.

3. Драхлер А.Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе.//Настольная книга учителя истории. М.,2006.

4. Субботина В.В. Интеграция и компьютеризация на уроках истории./’Журнал «Преподавание истории в школе». 2006. № 4.

5. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. 2014. №6.

6. Торой В.В. Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла //Журнал «Преподавание истории о школе». 2007. № 2.

7. Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории./ Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.

8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *