«Внедрение инновационных технологий в обучении физики»


Абулхаиров Марат Халиевич
 преподаватель физики ГККП «Высший колледж, город Кокшетау»  при управлении образования Акмолинской области

Образование – это то, что остается

 после того, как все выученное забудется.

                                                                                         Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Актуальным  в педагогическом процессе становится использование   инновационных технологий, которые и формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Цель:  повысить  успешность обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с   применением   инновационных технологий при обучении физике.

Задачи:

– ознакомиться с  теоретическим обоснованием инновационных  технологий обучения;

– использовать методы и приемы для практического применения технологий;

– создать диагностический материал для исследования эффективности использования технологий.

Объектом исследования является процесс обучения физики в колледже.

Предмет исследования – инновационные технологии обучения физики.

Ожидаемый результат:

1.Повышение познавательного интереса к физике.

2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.

3. Развитие компетенций учащихся

4. Повышение качества обучения

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Признаками педагогической технологии являются: целеполагание; проектирование  педагогического процесса; наличие диагностических средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Принципами педагогической технологии являются:
целостность, фундаментальность, культуросообразность, гуманизация обучения, деятельностный подход, непрерывность образования.

В современной педагогике одновременно существуют и друг друга дополняют  множество различных современных инновационных технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие, технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – компьютерные технологии обучения и т д.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от  традиционного обучения. Во-первых, это преимущество в том,   что организация обучения ориентирована на личность обучаемого. Во-вторых, кардинальное отличие проектного обучения  заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно. В- третьих, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование. В-четвертых, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя. В-пятых, изменяется роль преподавателя.

После того, как база моего кабинета пополнилась мультимедийным оборудованием, создались предпосылки для решения следующей задачи: создать систему рациональной организации процесса обучения и  контроля знаний учащихся  и самое главное-нахождение таких средств контроля, которые мотивировали процесс обучения обучающихся и развивали их компетенции. Целью опыта является разработка системы организации интерактивного контроля по физике с применением ИКТ и её апробация в сочетании с традиционными формами и методами проверки знаний, умений и навыков учащихся.

В современном учебном заведении, делающей ставку на активизацию учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

– во внеклассной работе.

Интеллектуально-творческие игры могут быть использованы не только во внеклассной и

внеурочной работе, но и на  занятиях (при изучении нового материала, повторении

пройденного, контроля знаний обучающихся и т. д.)

Главная педагогическая цель любой инновационной технологии – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.  Практика показала, что  эти технологии позволяют активизировать познавательный интерес учащихся к физике, учитывают индивидуальные особенности учащихся, позволяют выстраивать траекторию развития каждого обучаемого.

Применять инновационные технологии при обучении   необходимо, но одновременно  с применением традиционных форм. Другими словами, от теории – к практике, соединение академических и прагматических знаний с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения .Результаты исследований американских психологов подтверждают, что креативность имеет общую основу  независимо от сферы деятельности, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал. Это говорит о том, что  применение    инновационных технологий при обучении  физики  позволит  в дальнейшем моим учащимся применять   свои знания и умения в различных областях своей  практической деятельности.

Литература

1.     Границкая А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе // Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991. – С. 92-96.

2.     Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160с.

3.     Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования/проект под редакцией А.М.Кондаков, А.А. Кузнецова М.:Просвещение,2008-39с

4.     Гребенюк О.С. Педагогические технологии и инновации http://www.pedlib.ru/

5.      Николаева Н.П. Инновационные педагогические технологии http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

6.     Воронков В.В. Электронная версия учебного пособия «Педагогика школы в двух словах» http://ro.mgou.ru/catalog/category103/34.html

7.     Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию //Интернет-журнал «Эйдос»-2007.-15 января http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

8.     Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *