Опыт использования приемов критического мышления на уроках математики


Бекмагамбетова Замзагуль Кабиденовна

преподаватель математики ГККП «Высший колледж, город Кокшетау»  при управлении образования Акмолинской области

«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, – это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Актуальность: Сегодня, когда меняется структура образования, педагогический дизайн урока усложняется и педагогу необходимо кардинально менять свой стиль и технологии. Педагог должен уметь создавать организационные и содержательные условия для проведения уровневых занятий, знать и уметь готовить и проводить блиц-контроли на каждом уроке, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной и внеучебной деятельности.

Происходит переосмысление содержания урока, с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Главная задача педагога сейчас заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.

Для меня в этом отношении открытием стала технология развития критического мышления через решение математических задач. Казалось бы, эта технология ориентирована на гуманитарные предметы, а математика отнюдь не гуманитарный предмет. Однако приемы технологии развития критического мышления столь универсальны, что и на уроках математики, физики помогают обучению способам продуктивной деятельности, способствуют индивидуальному развитию учащихся, становлению личности обучающегося, его самосовершенствованию, ведьзнания приобретаются им в деятельностной форме.

При решении математических заданий важно, чтобы в мозговой деятельности детей формировались такие навыки, как способность работать с информационными потоками, исходящих из разных тем, а также умение выражения своей точки зрения. Сюда следует причислить способность создавать свою точку зрения, основанную на личном опыте, мыслительном воображении и анализе.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Принципиальными моментами для технологии являются:

– в процессе обучения учащийся должен научиться мыслить критически;

-уметь анализировать ситуации, интегрировать и синтезировать информацию, делать выводы.

Научить учащегося самостоятельному добыванию знаний очень не просто. Преподаватель идет к этой цели годами упорного труда, отыскивая во всех формах преподавания то главное,что позволит превратить урок в поиск нового.

ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации студента, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес студентов к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Приемы теории:

Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной деятельности студента. Несомненно, решение поставленной проблемы и ее реализация в виде проекта дает более высокий результат качества обучения. При использовании метода проектов преподаватель вместе состудентами проходит весь тернистый путь познания. При этом преподаватель может подсказать источники информации, а может направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. В итоге студенты самостоятельно решают проблему, применяя знания, добытые из дополнительных источников, и получают вполне реальный и ощутимый результат. То есть результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике -это опыт деятельности, соединяющий знания и умения.

Проекты  можно охарактеризовать как

– практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);

-моно-проект (по предметно-содержательной области);

– индивидуальный (по количеству участников проекта);

– долгосрочный (по продолжительности проекта).

Приём «З-Х-У». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

·         Формирует умения:

·         определять уровень собственных знаний;

·         анализировать информацию;

·         соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

·         Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы – «Хочу узнать» – это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы -«Узнали».

Прием «Концептуальная таблица».

Прием «Концептуальная таблица» использую, когда нужно сравнить три и более объекта. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства, по которым сравнение происходит.

С такой же целью применяется и «Корзина идей». Сбор информации по данной теме, сравнение с другими.

Пример1. Тема «Функции и их свойства, графики».

Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или парах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.

·         Вид функции

·         Пример

·         Область определения

·         Множество значений

·         График

·         Возрастание,убывание

·         Четность, нечетность

Пример 2.

Пример 3. Лабораторно-практическая работа на тему «Построение графика функции и исследование ее.

ЗАДАНИЕ: Построить график функции и исследовать ее:

А) записать алгоритм построения графика;

Б) Построение графика функции;

В) Исследование функции.

1)

2)

3)

4)

Прием «Кластер».

·         Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Часто применяю этот прием в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

·         Алгоритм создания кластера.

·          В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.

·          Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

·         По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников», таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

·         Иногда ключевое слово располагают вверху, ветви («гроздья») опускаются вниз, как гроздья винограда или внизу,корни, ствол дерева, ветви. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.

·         Творческая форма рефлексии – Синквейн. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

·         Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

·         Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

·         Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

·         В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

·         1.Функция

·         2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)

·         3.Строить, исследовать, задавать

·         4.Каждому значению переменной х соответствует значение у

·         5.Соответствие

Преимущества технологии развития критического мышления:

o    работа в паре, микрогруппе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

o    совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;

o    есть возможность повторения, усвоения материала;

o    усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

o    вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

o    появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

o    обостряется любознательность, наблюдательность;

o    студентыстановятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, студенты учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

o    в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

o    развивает активное слушание;

o    предоставляется случай повысить самооценку в глазах сверстников и преподавателей.

В заключении хочу отметить, что технология РКМпозволяет повысить интерес у моих студентов к процессу обучения, способствует активному восприятию ими учебного материала, развивает способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирует коммуникативные навыки, ответственность за знание и умение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *