Опыт использования приемов критического мышления на уроках математики
Бекмагамбетова Замзагуль Кабиденовна
преподаватель математики ГККП «Высший колледж, город Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, – это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Актуальность: Сегодня, когда меняется структура образования, педагогический дизайн урока усложняется и педагогу необходимо кардинально менять свой стиль и технологии. Педагог должен уметь создавать организационные и содержательные условия для проведения уровневых занятий, знать и уметь готовить и проводить блиц-контроли на каждом уроке, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной и внеучебной деятельности.
Происходит переосмысление содержания урока, с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Главная задача педагога сейчас заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.
Для меня в этом отношении открытием стала технология развития критического мышления через решение математических задач. Казалось бы, эта технология ориентирована на гуманитарные предметы, а математика отнюдь не гуманитарный предмет. Однако приемы технологии развития критического мышления столь универсальны, что и на уроках математики, физики помогают обучению способам продуктивной деятельности, способствуют индивидуальному развитию учащихся, становлению личности обучающегося, его самосовершенствованию, ведьзнания приобретаются им в деятельностной форме.
При решении математических заданий важно, чтобы в мозговой деятельности детей формировались такие навыки, как способность работать с информационными потоками, исходящих из разных тем, а также умение выражения своей точки зрения. Сюда следует причислить способность создавать свою точку зрения, основанную на личном опыте, мыслительном воображении и анализе.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Принципиальными моментами для технологии являются:
– в процессе обучения учащийся должен научиться мыслить критически;
-уметь анализировать ситуации, интегрировать и синтезировать информацию, делать выводы.
Научить учащегося самостоятельному добыванию знаний очень не просто. Преподаватель идет к этой цели годами упорного труда, отыскивая во всех формах преподавания то главное,что позволит превратить урок в поиск нового.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации студента, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес студентов к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.
Приемы теории:
Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной деятельности студента. Несомненно, решение поставленной проблемы и ее реализация в виде проекта дает более высокий результат качества обучения. При использовании метода проектов преподаватель вместе состудентами проходит весь тернистый путь познания. При этом преподаватель может подсказать источники информации, а может направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. В итоге студенты самостоятельно решают проблему, применяя знания, добытые из дополнительных источников, и получают вполне реальный и ощутимый результат. То есть результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике -это опыт деятельности, соединяющий знания и умения.
Проекты можно охарактеризовать как
– практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);
-моно-проект (по предметно-содержательной области);
– индивидуальный (по количеству участников проекта);
– долгосрочный (по продолжительности проекта).
Приём «З-Х-У». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
· Формирует умения:
· определять уровень собственных знаний;
· анализировать информацию;
· соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
· Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы – «Хочу узнать» – это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы -«Узнали».
Прием «Концептуальная таблица».
Прием «Концептуальная таблица» использую, когда нужно сравнить три и более объекта. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства, по которым сравнение происходит.
С такой же целью применяется и «Корзина идей». Сбор информации по данной теме, сравнение с другими.
Пример1. Тема «Функции и их свойства, графики».
Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или парах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.
· Вид функции
· Пример
· Область определения
· Множество значений
· График
· Возрастание,убывание
· Четность, нечетность
Пример 2.
Пример 3. Лабораторно-практическая работа на тему «Построение графика функции и исследование ее.
ЗАДАНИЕ: Построить график функции и исследовать ее:
А) записать алгоритм построения графика;
Б) Построение графика функции;
В) Исследование функции.
1)
2)
3)
4)
Прием «Кластер».
· Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Часто применяю этот прием в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
· Алгоритм создания кластера.
· В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.
· Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
· По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников», таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
· Иногда ключевое слово располагают вверху, ветви («гроздья») опускаются вниз, как гроздья винограда или внизу,корни, ствол дерева, ветви. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.
· Творческая форма рефлексии – Синквейн. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
· Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
· Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
· Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
· В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
· 1.Функция
· 2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)
· 3.Строить, исследовать, задавать
· 4.Каждому значению переменной х соответствует значение у
· 5.Соответствие
Преимущества технологии развития критического мышления:
o работа в паре, микрогруппе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
o совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;
o есть возможность повторения, усвоения материала;
o усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
o вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
o появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
o обостряется любознательность, наблюдательность;
o студентыстановятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, студенты учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
o в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
o развивает активное слушание;
o предоставляется случай повысить самооценку в глазах сверстников и преподавателей.
В заключении хочу отметить, что технология РКМпозволяет повысить интерес у моих студентов к процессу обучения, способствует активному восприятию ими учебного материала, развивает способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирует коммуникативные навыки, ответственность за знание и умение.