Методические рекомендации “Причины возникновения ошибок в исполнительской практики гитариста.Анализ и способы устранения”


Кузнецова Надежда Анатольевна
преподаватель по классу гитары КГУ ” Комплекс ” Колледж искусств-Специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально эстетического профиля”

      Ошибки во время занятия на гитаре возникают довольно часто. В исполнительской практике  учащихся   эта проблема,  одна из серьезных. Мнение, что чем больше учащийся занимается, тем  ошибки исчезнут сами собой, все чаще не находит  подтверждения. В данной работе будет рассмотрен этот вопрос, касающийся учащихся, которые занимаются на гитаре добросовестно и систематически.

Давайте сначала рассмотрим механизм возникновения ошибки: допустим, что совершается действие, одновременно с которым по каким-то причинам происходит другое конкурирующее  действие или имеет место некоторая физическая или логическая погрешность. Далее при слиянии этих действий возникает следствие-ошибка. Если научиться анализировать и понять  причину возникновения конкурирующего  действия, то тогда в исполнении не будет помарок первоначально. Но если не обращать на ошибки внимания, то  они  будут обязательно заучиваться вместе с полезной информацией и могут сопровождать игру исполнителя постоянно.

Случайными и неслучайными ошибки различают по количеству  их повторений. Случайные ошибки происходят редко и не заучиваются, не представляя для музыканта никакой опасности. Примером может служить случай, когда исполнитель не допуская ошибки, много раз блестяще исполнял пьесу, а проигрывая очередной раз сорвался палец левой руки с грифа, ошибка была очевидна. Так как этот участок произведения далее повторялся неоднократно и больше ни одной ошибки не  было, с полной уверенностью можно утверждать, что это случайность.

Ошибки  не случайные, могут быть совершенно разного характера и их можно классифицировать следующим образом:

1) Ошибки физического характера.

2) Ошибки психофизического характера.

3) Ошибки мыслительного характера.

4) Ошибки, возникающие по причине нарушения  логики движений.

Ошибки физического характера возникают из-за болезни или плохого самочувствия. Недомогание  в данном случае может вести к появлению некоторого конкурирующего действия. Устранение этих ошибок не представляет никакого труда- достаточно выздороветь. Говоря об этом, следует запомнить на всю жизнь, то что никогда нельзя заниматься на инструменте при повышенной температуре. Это может привести к переигрыванию исполнительского аппарата- серьезному заболеванию  рук, когда нарушаются ощущения на уровне нервных окончаний. Тогда в лучшем случае, занятия на инструменте будут невозможны в течении нескольких лет. А в худшем придется расстаться с гитарой на всю жизнь.

Ошибки психофизического характера являются несколько схожими с  рассмотренными выше ошибочными действиями и возникают в следствии усталости, волнения, рассеянности и т.д.Для борьбы с этой категорией ошибок существует несколько способов.

Во-первых, надо стараться соблюдать правильный режим и поддерживать себя в хорошей физической форме.

Во-вторых, важно строго придерживаться дисциплины занятий, с точно поставленными каждодневными задачами.

В-третьих, всегда  опережать события при исполнении  произведения, точно знать структуру и никогда не надеяться на неконтролируемый навык, который ведет к заигрыванию пьесы и полной потери контроля. В ошибках психофизического характера конкурирующее действие возникают вследствие появления некоторой мысли или сбоя в мышлении. Такие процессы происходят на фоне необычного состояния человека, а возникающее волнение  само по себе еще не является ошибкой, но увеличивает вероятность появления ее. А при определенных  условиях  и  методах занятий на инструменте можно достичь такого  уровня, что волнение совершенно не будет мешать концертному исполнению.

Также ошибки физического характера могут возникать например, из-за  качества инструмента, несовершенства игрового аппарата, нелогичности аппликатуры и т.д.- все эти причины являются физикой явлений. В этом случае конкурирующее действие заменяется некоторой физической погрешностью. Примером такой погрешности может быть неправильная форма или неоптимальная  длина ногтей. Нерациональное или неправильное движение пальцев также повышает вероятность появления ошибки и уменьшает технический запас. Устранение лишних движений, приобретение рациональной техники игры является серьезной умственной работой, которая всегда связана с логикой движения и контролем. Здесь необходимо точное соблюдение законов классической механики. Быстрый прогресс возможен только при наличии хорошей технической базы. Очень важным моментом в обучении является также наличие хорошего и удобного инструмента для занятий. Научиться играть на некачественной гитаре можно только плохо. Не говоря уже о качестве и красоте звука, следует всегда помнить о том, что дешевые инструменты, имеющие металлические порожки ладов из тонкой проволоки, не способствуют развитию правильной техники левой руки. Это связано с тем, что при прижатии струны на грифе с тонкими порожками палец левой руки сразу упирается в накладку грифа, и сила нажима при этом увеличивается, здесь возникает  неправильное ощущение прижатие струны. На таких инструментах также  труднее исполнять прием « вибрато». При занятиях на некачественных инструментах особую сложность представляют исполнение аккордов и приема баррэ, а также ухудшаются скоростные возможности  исполнителя. Если специально не заниматься выявлением  и устранением ошибок физического характера, то при многочасовых занятиях происходит постепенное привыкание к ситуации и их количество уменьшается, но в целом исполнение все равно не будет стабильным.

Ошибки мыслительного  характера возникают из-за сбоя в процессе мышления или неправильной логики и являются самыми сложными для анализа причин их возникновения. Сложность заключается в том, что перед тем как происходит ошибка, сначала возникает некоторое намерение, из-за которого происходит конкурирующее  действие, что и приводит к ошибке. Причем, как  уже говорилось, результатом этого действия может быть что-то среднее  между правильным и конкурирующим действием. Понять у ученика возникшее намерение, а также его причину- сложная задача .Поэтому сначала необходимо научиться анализировать свои  собственные ошибки такого рода. Чаще всего эти ошибки возникают у начинающих гитаристов, а также у более зрелых исполнителей при работе с новым репертуаром, например, когда ранее выученный эпизод, всплывая в сознании, мешает исполнить следующий. Обычным явление может быть случай, когда аппликатура типового аккорда левой руки подсознательно подсказывает неправильный бас. Если выяснить точную причину такого сбоя, то есть установить, какое намерение из прошлого опыта возникло в сознании и привело к ошибке, то часто это будет достаточным условием для ее устранения. При этом ошибка как бы переходит из бессознательного в область сознания. Осознанная ошибка уже больше не проявляется.

Наиболее опасны ошибки, возникающие по причине нарушения логики движений. Это происходит при неправильном мышлении или его « отсутствии »,что и приводит к сбоям механической системы. Конечный результат такой ошибки похож на ошибку физического характера, но только несовершенство игрового аппарата здесь не причем, а является следствием неправильной логики движений.

Существуют общие правила, следуя которым, можно предотвратить множество ошибок  различного характера при работе над музыкальным произведением:

1)      Рациональная  техника  игры и правильная система занятий заметно уменьшают количество возникающих ошибок.

Правая рука. Гитаристу начального уровня следует скрупулезно и правильно изучить, осмыслить и освоить основные приемы звукоизвлечения- «апояндо» и « тирандо», а также знать, в каком случае их следует использовать. Причем необходимо стараться извлекать звук последней фалангой пальца или ,  в крайнем случае, задействовать средний сустав пальца. Особого внимания требует прием « апояндо». Одной из причин отставания нашей гитарной  школы то, что этим приемом не владели на должном уровне долгие годы.

Левая рука. Необходимо разобраться с правилами переходов из одной позиции в другую. Их два через открытую струну и через палец  находящийся в стадии перехода. Переходы в обоих случаях выполняются плавно без рывков, причем  смотреть (для тех, кто смотрит на гриф) следует не на палец левой руки, а на тот порожек, до которого делается переход.

2)Логика движений. Обязательно готовить пальцы обеих рук к группе нот. В левой руке ставить пальцы на струны в очередности их исполнения правой  рукой. В « non legato» правильнее сначала ставить следующий палец, а затем снимать предыдущий, а не наоборот. В нисходящем легато лучше ставить все участвующие пальцы одновременно.

3)Запас игрового аппарата. Играть следует не на пределе возможностей, а с запасом по скорости и громкости. При любом уровне техники должен быть запас , иначе неизбежны сбои.

4) Метод занятий. Чтобы достичь вполне совершенного знания музыкального произведения и уметь его играть с любого места, нужно, прежде всего, разобраться в структуре музыкального материала и разделить его на части, на периоды, предложения, фразы, мотивы. Если позволяют теоретические  знания, следует сделать гармонический анализ. Так как уменьшение объема информации уменьшает вероятность появления ошибки, то необходимо определить составляющие части для работы. Объем одной составляющей части обычно варьируется от одного мотива до фразы. Далее выучиваются составляющие отдельно друг от друга в нескольких различных темпах и в разной динамике, даже если эти случаи никогда не будут использоваться в концертной деятельности. Это необходимо, потому что один единственный выученный вариант ограничивает возможности исполнителя. Каждое происходящее действие должно обязательно контролироваться. Затем ранее выученные составляющие связывают между собой. Этот этап особенно важен в работе, поскольку если на него не обращать внимания, то будут постоянно происходить остановки, и произведение развалится по форме. После тщательного проведения описанной подготовительной работы можно играть произведение целиком. При этом следует всегда опережать события хотя бы на одну составляющую.Чтобы со временем не заиграть пьесу, необходимо поддерживать  каждую составляющую в полном порядке. При занятиях на это следует обратить особое внимание, поэтому очень важна дисциплина занятий -чем, сколько и  как заниматься каждый день. При таком методе поставленную задачу решить не сложно.

Конечно, лучше всего не допускать ошибок. Но если они случаются, а это, к сожалению, в процессе обучения неизбежно, то необходимо учиться их анализировать и грамотно исправлять.

Используемая  методическая  литература:

1.     В. Борисевич . «Вопросы исполнительства на гитаре» М. 2005г

2.     Н. П. Михайленко. Методика преподавания  игры на гитаре» Киев

2003г.

3.     Ю. И. Янкелевич « Вопросы исполнительства и педагогики» М. 1968г.

4.     Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на классической гитаре. М. 1991.

5.     Н.Н.Дмитриева «Вопросы совершенствования профессиональной  подготовки  педагога- музыканта» М. 2003г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *