“Работа над единством технического и художественного развития в классе гитары”


Кузнецова Надежда Анатольевна
преподаватель по классу гитары
КГУ “Комплекс “Колледж искусств-Специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля”г.Петропавловск

        Невозможно представить себе исполнительскую деятельность музыканта, в которой художественно-выразительная сторона игры была бы оторвана от ее профессионально-технического оформления. Отсюда вытекает и вывод, что гармоничность подготовки – необходимое условие зрелого музицирования – должна  быть  доминирующим признаком процесса обучения музыканта-исполнителя от начала до его завершения

Все-таки на практике и сейчас иногда встречаются ошибочные направления в работе педагога, которые разрушают самые существенные основы творческого педагогического процесса. Это, с одной стороны , обучение, направленное лишь на абстрактное развитие технических навыков игры, при котором ученик не понимает, какой  художественной цели служат эти навыки. ”Ты играешь хорошо, но я – быстрее” – этот , до смешного, ложный принцип и критерий бытует в кругах гитаристов. С другой стороны, это развитие творческого воображения ученика, нагрузка его сложными художественными задачами без учета технической подготовки, без достаточного овладения им исполнительских приемов игры.

Иногда в сознании педагога и ученика не происходит своевременного слияния технических и художественных представлений как диалектического единства   содержания и формы, идейно-эмоционального замысла и техники его воплощения в реальном звучании. Для зрелого музыканта основной формой работы над произведением  является овладение  исполнительским  комплексом сразу, без  разграничения на ”чисто техническую”  и “чисто художественную” работу. К сожалению, иногда даже студенты  рассуждают примерно так: “Сначала я выучу текст, а потом займусь его художественной обработкой”. Такой метод ведет к поверхностной, несовершенной передаче замысла автора, часто к “переучиванию” пьесы.

Все эти указанные “пути” педагогического руководства вытекают в первую очередь из неправильного подбора учебного репертуара – завышению по художественному или техническому уровню, что всегда обрекает работу на неудачу. Поэтому, большое значение для успешной работы с учениками имеет планирование занятий – составление индивидуальных рабочих планов, которые должны учитывать следующие моменты:

1.Индивидуальные особенности ученика. Индивидуальный план опирается на программные требования данного класса, на конкретный подбор произведений в зависимости от характера одаренности, склонностей и подготовки ученика. Запланированный  репертуар должен соответствовать художественным и техническим возможностям учащегося и одновременно способствовать дальнейшему развитию его музыкально-исполнительских данных. Кроме  того, план должен предвидеть и материал для закрепления  исполнительских навыков, приобретенных учеником ранее;

2.Последовательность и постепенность увеличения сложности. Музыкально-техническое развитие ученика должно осуществляться естественно, легко и нормально. Поэтому  новый репертуар должен быть хоть и сложнее предыдущего, но доступным, посильным для освоения. Недопустимо включать в индивидуальный план пьесы, которые намного превышают музыкально-исполнительские, художественные и технические возможности ученика и не соответствуют его возрасту. Но в отдельных случаях как исключение можно включить в репертуарный список некоторые произведения из программы следующего класса, когда это методически целесообразно и более стимулирует интерес учащегося к учебе и работе за инструментом;

3.Пропорциональность художественного и инструктивно-технического материала. В плане необходимо учитывать необходимость как художественной, так и технической стороны исполнительства. Инструктивно-технический материал, состоящий из гамм, упражнений и этюдов, планируется в меньшем объеме, обращая основное внимание на музыкально-художественное развитие – исполнение художественных произведений. Но на известных этапах обучения, в зависимости от конкретных задач, доля технического материала в плане может увеличиваться.

4.Художественная насыщенность   материала. Качественный урок, настоящий творческий контакт педагога с учеником невозможен без интересного, увлекающего репертуара. Составляя индивидуальный план, нужно быть очень требовательным   к художественной ценности пьес, так как содержательность и значимость репертуара существенно влияет на качество игры. В музыкальном   воспитании большое значение имеют программные пьесы, которые своей конкретной образностью стимулируют процесс   раскрытия музыкального содержания. Ученику желательно рассказать об идее, которой   руководствовался   композитор   при написании   этого произведения. Имея эти сведения ученик может глубже раскрыть содержание произведения. Очень благотворно воздействует на художественное   развитие учащегося народная музыка, с которой его нужно знакомить постоянно, и на этой   основе   расширять эмоционально-выразительную сферу, личностное   отношение и, в конечном   счете – чувство патриотизма. Подбирая произведения современных   композиторов, педагог должен руководствоваться их художественной содержательностью, психологической доступностью.

5.Разнообразие репертуара, всестороннее   музыкально-исполнительское развитие ученика – одно из наиболее важных задач музыкальной педагогики, поэтому в индивидуальном плане должны быть предусмотрены художественные   произведения, различные по содержанию, форме, жанрам, стилю, фактуре и др. Новые произведения вызовут у ученика особый интерес, если они будут гармонично дополнять его предыдущий репертуарный “багаж”, но при этом необходимо так же восполнять и его бывшие стилевые и жанровые пробелы. Очень важна разумная пропорциональность между пьесами крупной и малой формы, кантиленными   и виртуозными. Помимо этого, необходимо, чтобы план включал произведения как можно большей    ”географии” композиторов.

6.Желания и склонности ученика. Рост исполнительского мастерства идет быстрее, если в обучении действует фактор заинтересованности, поэтому желательно давать ученику нравящиеся ему произведения, над   которыми   он будет охотно работать. Однако нужно вносить в план лишь те   пьесы, изучение которых в данный момент методически целесообразно и отвечает педагогическим задачам, способствует педагогическому развитию. Такую литературу педагог также включает в индивидуальный план хоть она иногда и не отвечает склонности ученика. От подхода и умения педагога зависит, чтобы ученик не только понял необходимость изучения полезного для его развития произведения, но и любил это произведение.

Нужная направленность работы ученика состоит в беспрерывном взаимопроникновении усваиваемых художественных заданий и в овладении техникой. В соотношении двух сторон развития ученика приоритет необходимо, естественно, отдавать художественному развитию. Ведь овладеть приемами исполнения можно лишь тогда, когда ясна цель. При этом единство художественного и технического развития (с доминирующей роль первого) должна быть руководящим положением педагогической работы на всех этапах формирования гитариста, а не только тогда, когда педагог имеет дело с очень способным учеником.

Фактором, который в значительной мере помогает единению художественного и технического развития гитариста, является музыкально-слуховое воображение. Поэтому в обучении, особенно начальном, следует придавать огромное значение слуховому   развитию ученика. Скорость и основательность усвоения музыкального материала новых пьес, которые изучает ученик, зависит в первую очередь от активности и подвижности его слухового мышления. Главное в слуховых представлениях – это метро-ритмически организованная звуковысотная сфера. Постепенно действие внутреннего слуха расширяется на тембровую и динамическую стороны звучания, а также на гармонию, голосоведение, то есть, – на все элементы музыкальной ткани.

На всех этапах музыкального воспитания гитариста играет фактор свободы и естественности игровых движений. Ведь координация слуха и движения будет невозможной, если в игровом аппарате исполнителя будут присутствовать нецелесообразное , малейшее излишнее мышечное напряжение. Поэтому педагогическая работа с учеником должна быть направлена, помимо чисто музыкальных целей, на обязательное   воспитание такой исполнительной техники, при которой обязательным условием будут минимальная затрата мышечной энергии, предельно возможная экономия сил в каждом игровом движении.

Увязывая принцип достижения мышечной свободы с предыдущим принципом воспитания внутреннего слуха, следует указать на то, что свобода постановки исполнительского аппарата вырабатывается только тогда, когда она направлена на достижение конкретной звуковой цели. Критерий целесообразности постановки состоит не в абстрактном раскрепощении, свободе мышц, а в высоком качестве звучания. Здесь необходимы твердо усвоенные условно-рефлекторные связи между точным представлением звука внутренним слухом и свободным исполнительским движением, с помощью которого достигается реализация желаемого звучания. Такие связи надежно устанавливаются в тех случаях, когда каждое исполнительское движение изучается отдельно под сознательным контролем и потом путем многоразового повторения автоматизируется. Таким образом простые движения соединяются в более сложные комплексы и постепенно преображаются в исполнительские   навыки.

Используемая методическая литература

Михайленко   Н «Методика преподавания на гитаре.» Киев 2003г.

Ковба.В.В. «Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре» Челябинск 2006г

Кирьянов.Н.Г. «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Москва 1991г.

Шульпяков 0.Ф « Техническое развитие музыканта исполнителя»Л.Музыка.1973.

Русанов В «.Раскрытие художественных образов в инструметальном исполнительстве».Москва.1981 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *