Коррекционная педагогика «Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе»


Панарина Наталья Петровна
учитель начальных классов ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева отдела образования акимата Карабалыкского района»

В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются требования индивидуализации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания учителя ставится личность ученика – его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. Учет этих свойств, их развитие в сотрудничестве ученика и педагога – важнейшее условие формирования личности ребенка.

В наше время возникла острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих особые образовательные потребности, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Особенности в обучении детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями непосредственно связаны с недостаточно сформированными и развитыми психическими процессами: ОНР, неустойчивое внимание, несформированность мыслительных операций, низкий уровень долговременной и кратковременной памяти, ограниченный кругозор и др.

Именно в возрасте 6-10 лет коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна. Поэтому на учителя начальных классов возлагается большая ответственность по социализации данной категории детей. Это требует от учителя совершенствования коррекционно- развивающей работы, применение форм и методов, обеспечивающих гибкий переход от обученности в начальном звене к обучению в школе. Учитель должен довести ребенка до такого уровня обученности, который  позволит продолжить дальнейшее обучение, получить специальность и, как следствие, адаптироваться в обществе.

Наиболее эффективный путь помощи школьникам с особыми образовательными потребностями-обеспечение необходимого уровня психологического развития.

На таких детей особенно сильно и отрицательно действуют шум в школе, грубое нетактичное отношение учителя, обиды, оскорбления, запугивания, испорченные отношения с товарищами по классу и другие обстоятельства, устойчивый психологический дискомфорт. Длительные эмоционально- отрицательные переживания опасны потому, что вызывают тягостные субъективные ощущения, которые могут толкнуть ученика на необдуманный шаг. Поэтому для того, чтобы снять отрицательные эмоции, необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в себе. Помочь добиться успехов в учебе и в других делах. А для того, чтобы обеспечить успех в учебе, наладить отношения с товарищами, необходимо снять отрицательные эмоции, ощущение неуверенности в себе, страх перед возможной неудачей, сковывающей ученика, парализующей его возможности, тормозящий интеллектуальную деятельность.

Я работаю учителем  во 2 классе, где обучаются дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной и дыхательной  гимнастик.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, психологическое тестирование, я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Когда ребята пришли в первый класс, они не были готовы к обучению в школе, испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели нарушения ценностно-личностной ориентации, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Для коррекции всех эти недостатков, использую индивидуальные и групповые коррекционные занятия по восполнению пробелов знаний, на которых провожу работу по развитию познавательной сферы, психомоторных процессов, школьной мотивации.

Я разработала программу коррекционно-развивающих занятий «Уроки Развивайки», где используется технология психологического развития кандидата психологических наук Российской академии образования Н.Н.Локаловой. В ней предусмотрено развитие пространственных представлений, восприятия, внимания, памяти, мышления.  Эта программа входит в пособие по коррекционно-развивающему обучению, составленному мною. Данное пособие содержит программу, конспекты занятий, картотеку упражнений на коррекцию и развитие различных видов памяти, мышления и свойств внимания.

Цель коррекционно-развивающих занятий «Уроки Развивайки» помочь детям с низкой мотивацией знаний преодолеть различные трудности в обучении, которые в значительной степени обусловлены недостатками в развитии у них познавательной сферы, психомоторных процессов, школьной мотивации.

С помощью коррекционно-развивающих занятий «Уроки Развивайки» я решаю следующие задачи:

Ø Развиваю познавательные процессы, увеличение объема памяти, повышение устойчивости и произвольности внимания, становление мыслительных операций.

Ø Повышаю уровень речевого развития учащихся, обогащаю словарь, развиваю фонематический слух, уточняю произношение.

Ø Улучшаю мозговую деятельность путем выполнения физических упражнений.

Ø Развиваю произвольность мыслительных процессов, умение подчинять свои действия инструкциям, повышаю уровень саморегуляции в деятельности, самостоятельность.

Ø Создаю у детей положительный эмоциональный фон, освобождаю от оценочной психологии, формирую устойчивую школьную мотивацию.

По своей структуре занятия делятся на вводную, основную и заключительную части.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. В качестве приема создания положительного эмоционального фона прошу детей улыбнуться друг другу, сказать добрые слова. Важным моментом вводной части является выполнение физических упражнений для улучшения мозговой деятельности. Их стимулирующее воздействие известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, психомоторные процессы.

Задание для основной части урока подбираю с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур. Для достижения развивающего эффекта использую неоднократное выполнение заданий. Однако, для предотвращения снижения интереса учащихся из-за повторного выполнения одного и того же задания, применяю разнообразное внешнее оформление ряда заданий, сохранив единство внутренней психологической направленности. В системе заданий реализую принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждения результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

При проведении занятий учитываю следующие моменты:

Ø Очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию, поэтому, если понадобится, 2-3 раза объясняю ученикам, как выполнять то или иное задание.

Ø Четко соблюдаю время предъявления тестового задания, где это обусловлено инструкцией.

Ø Учащимся при выполнении заданий предоставляю как можно больше самостоятельности. Считаю, что учитель должен только помогать объяснять, направлять. После выполнения задания всем классом обязательно обсуждаем ответы учеников, вовлекая в обсуждение всех детей.

В результате проведения «Уроков Развивайки» у учащихся моего класса повысился уровень развития познавательной сферы, дети начали лучше анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Произошли позитивные сдвиги в личной сфере. У учащихся возрос интерес к урокам, формируется устойчивая школьная мотивация.

Применение игр, упражнений на коррекцию и развитие познавательных процессов в системе, с учетом ведущих принципов дифференциации и индивидуализации, с учетом возрастных особенностей младших школьников, соблюдение коррекционно- развивающей направленности способствует коррекции и развитию познавательных процессов учеников, их выравниванию.

Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением .

Дети с особыми образовательными потребностями требуют  индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: “Воспитывай сердце – сердцем. Действуй на благо ребенка”

Литература

1.       Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога   – М., 2005.

2.       Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева  – СПб., 2004.

3.       Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу  / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *