Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка.


Шайхина Альмира Бахытжановна
 преподаватель английского языка Колледж экономики, технологии и стандартизации пищевых производств, Казахстан, г. Астана

           Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Такие глобальные процессы не могут не коснуться и систему образования. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в колледже. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Современный преподаватель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации студентов в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей студентов, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.[9]

Цель обучения иностранному языку – развить коммуникативную компетенцию студентов, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи преподавателя – активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку студентов колледжа является воспитание личности, желающей общения и способной к нему. Участие в разнообразных международных программах предполагает не только высокий уровень владения иностранным языком, но и необходимые качества личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь преподавателю оказывает использование компьютерных интернет технологий в обучении английскому языку и создание мультимедийных презентаций на изучаемые темы [1].

Учитывая большую и серьезную заинтересованность студентов в информационных технологиях, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом  гибкость  управления  учебным  процессом.  Роль  преподавателя  здесь  не  менее  важна.  Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает  студентам  в  процессе  работы,  оценивает  их  знания.  Применение  компьютерной  техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной) “информационно-коммуникационные технологии”, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
научно-исследовательские работы и проекты.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка.[6]

Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1. для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4.для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5.для общения (Internet, электронная почта, Skype, и т.д.);
6.для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, программы для просмотра изображений PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы студентов. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

·         изучение лексики;

·         отработку произношения;

·         обучение диалогической и монологической речи;

·         обучение письму;

·         отработку грамматических явлений.

При обучении фонетике с помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написания слов.
При обучении письму студенты учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У студентов появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои работы.
При обучении грамматике использование ИКТ возможно при изучении практически любой темы. Интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки.
При обучении лексике возможно использование ИКТ на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки.
При обучении чтению ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации.
При обучении аудированию использование возможностей ИКТ для формирования фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.
При обучении говорению с помощью ИКТ формируются фонетические навыки говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр. Умение сообщить, объяснить, убедить, дать описание и т.д.
При обучении переводу формируются лексические и грамматические навыки перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки.

Для создания презентаций преподаватель может привлечь своих студентов. Например, изучение темы или раздела традиционно заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив студентам на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, студентам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно студентам почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Заключение

Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ. Современные методисты выделяю три основных направления их использования на уроках: использование готовых мультимедийных обучающих программ, таких как мультимедийные учебники, электронные словари, программы для создания интерактивных тестов, создание учителем собственных мультимедийных презентаций и программ и использование средств сети Интернет и электронной почты. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса студентов к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у студентов устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера. Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

1. Преподаватель и студент должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

2. Преподавателю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

3.Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

4.Преподавателю следует планировать и организовывать самостоятельную работу студентов по предмету с привлечением ИКТ.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Источники:

Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика,
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / авт.-сост. О.Ф. Брыксина. – Волглград: Учитель, 2011.
Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-59.
Мультимедийное сопровождение учебного процесса/ авт.-сост. В.Н. Пунчик – Минск: Красико-Принт, 2009.
Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Полат Е.С. “Интернет на уроках иностранного языка”. //”Иностранные языки в школе” № 5 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *