Открытый урок «Гидросфера, понятие о круговороте воды»


 Комиева Айгуль Ерсеитовна
 учитель географии Государственное  учреждение «Окжетпесская средняя школа отдела образования Бурабайского района»

Цель урока: понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе;

 

Задачи урока:

1) образовательная – сформировать у учащихся знания о составе гидросферы, сущности  круговорота воды, значении воды для  природы и человека;

2) развивающая – развивать умения работать с различными источниками географических знаний, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

3)  воспитательная – воспитывать бережное отношение к использованию водных ресурсов, любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

 

Тип урока:  комбинированный

Методы: вопросы – ответы, наглядно – обзорный.

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, в парах, фронтальная

Межпредметные связь: экология, история, математика, биология

 

Оборудование: презентация на тему «Гидросфера, понятие о круговорете воды в природе», физическая карта полушарий, колба с подкрашенной водой, чашка со снегом, вода в стакане, чашка с горячей водой, атласы, контурные карты, листы с тестами, учебник,

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент:

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

Проверка учебники у учащихся.

 

II. Повторение изученного материала по теме «Литосфера» (Слайд №1)

 

1. Что такое Литосфера?

2. Из чего состоит литосфера?

3. Что такое литосферные плиты?

4. На какие группы делятся горной породы, составляющие земную кору, по происхождению?

5. Что такое сейсмограф?

III. Изучение нового материала  (запись в тетради темы урока)(Слайд №2).

Учитель:  Любите ли вы отгадывать загадки?

Отгадай загадки:    (Слайд №3,4)

v  С неба звездой, в ладошку – водой  (снег)

v  Падает горошком, скачет по дорожкам. (град)

v  Падает горошком, скачет по дорожкам.  (туман)

v  Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (льдина)

v Я и туча, и туман ,и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!(вода)

v  Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил  (дождь)

 

( ответы записать на доске):

1 столбик- снег, град и льдина

2 столбик-  вода и дождь

3 столбик- туман

 

Учитель: О каком веществе шла речь в загадках?     (Правильно. О воде.)

(Слайд №5.)  Сегодня мы будем с вами говорить о вечном путешественнике, самом привычном и удивительном веществе на Земле. Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете». А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

 

Учитель:  Ребята, как вы думаете, почему ответы на загадки записали в  три столбика? (Правильно. Потому что вода имеет свойство изменять свое состояние. А вы знаете, как вода меняет свое состояние?)

 

Три состояния воды в природе      (Слайды № 6)

Учитель: Вы уже знаете, что вода в природе бывает в трех состояниях: в жидком (Слайд № )7; твердом – в виде снега и льда,  (Слайд № 8);  и газообразном – в виде пара. (Слайд №9.)   Обратите внимание, что все три состояния постоянно на каждом шагу встречаются в природе, а не только в лаборатории. Постарайтесь  припомнить известные вам вещества и найти среди них другое, которое встречалось бы в природе во всех трех состояниях. Едва ли тебе удастся отыскать что-то похожее.

У воды сравнительно мала разница между температурой плавления льда и кипения жидкости. Эту разницу и назвали сотней градусов с тем, чтобы этими градусами измерять температуру прочих тел. Температура таяния льда принята за ноль, а кипения воды – за сто градусов.

Как и все прочие вещества, вода при нагревании расширяется. Конечно, это расширение невелико и мало заметно. Если вы нальете воды в колбу с длинным узким горлышком и станете нагревать ее, то поднятие уровня воды в горлышке вам удастся заметить. Соответственно, при охлаждении вода сжимается.

Как ведет себя вода при замерзании? Продолжает ли сжиматься?

Можно проделать такой опыт. Налить холодной воды в бутылку столько, чтобы выливалась, и плотно закупорив пробкой, поставить на мороз. Через некоторое время вода в бутылке замерзнет и саму бутылку разорвет на куски. Льдышка в форме бутылки окажется шире самой бутылки. Значит, вода при замерзании расширяется и с довольно большой силою.

Учитель: Где встречается вода в природе?  (Слайд № 10)

Ответы детей.

Вода на Земле встречается  в морях, океанах, на суше в виде рек, озер, болот, грунтовых вод, в атмосфере и литосфере, в растениях.  Да и мы с вами в большей степени состоим из воды

Беседа, слайд презентации: в атмосфере, в морях и океанах (мировой океан), воды суши.

 

Вся вода на земле – это водная оболочка Земли или гидросфера. (Слайд №11)

Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере. (Слайд № 12)

Состав гидросферы: 96% – моря и океаны, 2% – подземные воды,

2% – ледники, и только 0,02% – воды суши. (Слайд № 13 )

 

Учитель: Работа с картой. Найти на физической карте полушарий в учебнике океаны. Показать их на карте полушарий, которая висит на доске.

Свойства воды. (Слайд № 14)

Учитель: Перед вами сосуды с водой. В одном вода в жидком состоянии, в другом лед. Если мы будем переливать воду из одного сосуда в другой, о каком свойстве воды мы можем говорить? Да, о текучести воды.

Если мы посмотрим на свет, что мы можем сказать. Вода прозрачная.

Есть ли у воды запах?  Вода не имеет запаха.

Беседа, опыт, выводы: Вода жидкая, бесцветная, прозрачная, безвкусная, текучая. (из наблюдений).

Учитель:  О том какую роль вода играет  в природе и в жизни человека мы посмотрим ролик  https://www.youtube.com/watch?v=R3nDhLcK9KE(Слайд №15)

 

Учитель: Признавая особое значение воды в жизни человечества , Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды 22 марта – Всемирный день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов). (Слайд №16)

 

Учитель: Сейчас мы проведем небольшую физминутку «Шум дождя»  (Слайд№17)

Круговорот воды в природе. (Слайд №18)

Учитель:

Вода — очень подвижная жидкость. Кроме того, в земных условиях она легко переходит из одного состояния в другое: испаряется, замерзает, плавится. Именно поэтому вода — вечный путешественник

Постоянный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков и стока, получил название круговорота воды в природе

Различают несколько видов круговоротов воды в природе:

(Слайд №19)Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает  в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.

(Слайд №20)Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

С поверхности рек, озёр, морей в любое время года в воздух непрерывно поднимаются невидимые водяные пары. Подхваченные ветром, они рассеиваются в безбрежном воздушном пространстве.

Если в насыщенный воздух продолжают поступать водяные пары, то начинается сгущение или конденсация пара в кристаллики или в капельки воды. То же самое произойдёт, если насыщенный при определённой температуре водяными парами воздух станет остывать, — пар сгущается, и образуется облако.

Но вот облако поднимается на такую высоту, что капли, находящиеся в его вершине, замерзают. Образовавшиеся кристаллики льда легко обволакиваются другими капельками и становятся тяжёлыми. Они уже не могут держаться в воздухе и быстро падают вниз. Если на пути встречаются тёплые слои воздуха, кристаллики тают, и образуются дождевые капли. Если же температура воздуха низка, идёт снег

Не вся вода, выпавшая на землю в виде осадков, уносится реками в моря. Часть её снова испаряется, а часть просачивается сквозь почву.

А теперь  давайте представим, чтобы произошло, если бы круговорот воды исчез? (ответы детей)

Слайд №21. Значение круговорота воды в природе.

Слайд №22. Выводы

IV. Закрепление знаний. (Слайд 23)

Ø Вопросы:

1.Дайте определение гидросферы.

2.Назовите составные части гидросферы.

3.Почему выливается вода из чайника при закипании?

4.Где встречается вода в природе?

5.Какую роль играет вода в природе? В жизни человека?

6.Как осуществляется круговорот воды в природе?

 

Ø Решить   тест.  (Слайд 24)

(Обведите кружком  все буквы правильных  ответов)

1.Свойствами воды являются :

1.   А) прозрачность     Б) текучесть    В) запах  Г) бесцветность Д) растворимость

2. Самостоятельным водоемом не является :

А) озеро      Б) река       В) водопад       Г) океан

3. Установите соответствие:

Температура                  Состояние воды

1. -10                                   а) пар

2. +10                                  б) лед

3. +110                                в) жидкость

4. Допишите предложение.

Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием—————————- или —————————:

а) охлаждения          б) переливания             в) нагревания

5.Исключите лишнее название

А)дождь         Б) град       В)снегопад           Г) галактика

V. Рефлексия  (Слайд 25)

Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали.  А сейчас вы должны повешать яблочки на «Дерево успеха» :

Красное яблоко- урок очень интересный. Мне все понравилось. Я выполнил все задания самостоятельно.

Желтое яблоко-урок мне понравился, но я не все усвоил. Мне помогал учитель и ученики.

Зеленое яблоко- Мне было скучно, я ничего не выполнил.

VI. Домашняя работа:  (Слайд 26)

Параграф 39.  Работа с контурной  картой : реки, озер, моря и океаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *