«Общая информация о предметно-языковом интегрированном обучении (CLIL) и применении на практике»


Утегалиева Камилла Ерметкалиевна
преподаватель специальных дисциплин ЗКО г.Уральск ГККП Технологический колледж

CLIL (Contentand Language Integrated Learning) – термин, который описывает обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. Предметно-языковое интегрированное обучение – русский эквивалент термина CLIL, который также означает методику, согласно которой дисциплины или их отдельные разделы преподаются на «дополнительном», то есть иностранном языке. Термин был введен в научный оборот Дэвидом Маршем в 1994 г. для обозначения учебных ситуаций, в которых содержание предмета преподается на втором/третьем языке.

CLIL формирует лингвистические компетенции, что предполагает владение будущим выпускником иностранным языком на уровне, позволяющем ему осуществлять общение на иностранном языке в рамках своей профессии.

CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.

CLIL используется в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования. На сегодняшний день многие страны успешно используют методику CLIL на практике. Отправной точкой для восприятия методики является признание того факта, что каждый студент или учащийся является разумной и образованной личностью, но продемонстрировать свой интеллект он может только на родном языке.  Попадая в ситуации общения на иностранном языке,  студенты оказываются неспособны показать свои знания в областях специальных знаний – строительство, инженерия,  педагогика, медицина и т.д.  Без знаний иностранного языка для этих специальностей они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Кроме того, студенты могут быть ограничены в доступе к информационным ресурсам по нужным им специальностям и не иметь возможности для эффективного профессионального роста.

Основные характеристики CLIL:

1. Множественный фокус

-обучение языка не неязыковых предметах;

-обучение предметного содержания на уроках языка;

-интеграция нескольких предметов;

-организация обучения через межпредметные темы и проекты;

-поддержка рефлексии в процессе обучения (использование различных активити).

2. Аутентичность

-позволять студентам языковую помощь, в которой они нуждаются;

-максимально учитывать интересы студентов (н-р, при выборе тем, заданий и т.д);

-постоянно связывать обучение и реальную жизнь студентов;

-связывать студентов с другими студентами CLIL (н-р, через участие в общих проектах и т. д);

-использовать разнообразные ресурсы, в том числе онлайн ресурсы.

3. Активное обучение

-студенты разъясняют, передают информацию больше, чем учитель;

-студенты помогают определять контент, и языковые и обучающие результаты обучения;

-студенты оценивают прогресс в достижении результатов обучения;

-преобладает кооперативная работа (в парах, группе, всем классом);

-обсуждать значение языка и контента со студентами;

-учителя выступают как фасилитаторы (направляющие организаторы) процесса;

4. Кооперация

-планирование курса/уроков/тем в кооперации с учителями CLIL  и другими учителями;

-вовлечение родителей в обучении о том, как работает CLIL  и как нужно поддержать студентов;

-вовлечение местного сообщества, администрации и руководства;

5. Scaffolding – поддержка

-формировать новые знания, навыки студентов на уже имеющихся знаниях, навыках, отношениях, интересах и опыте;

-распаковка информации способом, доступном для студентов;

-учитывать разные стили обучения студентов (визуальное, кинестическое, вербальное);

-развивать креативное и критическое мышление;

-стимулировать студентов на выход из комфортной зоны и на поиск разных способов решению задач.

Итак, урок  CLIL это:

Урок CLIL – это НЕ урок языка. Урок CLIL – это НЕ  перевод урока предмета на английский язык. Урок CLIL не преследует цели преподавать грамматику. На уроке  CLIL, помимо предметных знаний, навыков и понимания, необходимо развивать 4 языковых навыка слушание/чтение/говорение/письмо. Уроки CLIL основаны на методике активного обучения. Часто уроки CLIL основаны на чтении текстов или слушании.

При проектировании курса обучения на основе данной методики

необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL:

Ø CONTENT(Содержание) – развитие знаний, умений, навыков предметной области;

Ø COMMUNICATION (Общение) – пользоваться иностранным языком при обучении, при этом изучая как им пользоваться

Ø СOGNITION (Познание) – развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление.

Ø CULTURE (Культура)- представление себя как часть культуры, а так же осознание существования альтернативных культур. Сюда входят межпредметные связи и воспитание гражданств.

 

Являясь преподавателем специальных предметов, я применяю элементы урока CLIL: использую различные активити, которые позволяют выучить специальную терминологию и провести активный и очень интересный для учащихся урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *