Комбинированный урок «Его величество Салат»


 Сыздыкова Лариса Сабржановна
 воспитатель Дом юношества при КГУ «Детский дом «Үміт»

Цель: Ознакомить обучающихся с блюдами из сырых и вареных овощей, правилами первичной обработки, способами и формами нарезки овощей.

Задачи:

Обучающие:

1. актуализировать знания обучающихся о пищевой ценности овощей;

2. ознакомить обучающихся с правилами первичной обработки овощей;

3. ознакомить обучающихся со способами и формами нарезки овощей;

4. формировать знания и умения обучающихся по приготовлению блюд из сырых и вареных овощей.

Развивающие: способствовать развитию логики мышления, наблюдательности, познавательного интереса, воображения;

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, трудолюбие.

 

Ход занятия:

1.Приветствие:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас всех снова на заседании кружка «Смак» и думаю, что мы с пользой проведем время.

Вот у меня в одной руке помидоры, в другой -лук. Ребята, посмотрите, что я сделаю. Смешаю их в общей посуде. Посолю, затем заправлю майонезом. Что получится? Салат!

Итак, как вы поняли, ребята, наше занятие называется «Салаты. Приготовление салатов». Думаю, что сегодня на занятии  нашего кружка вы много узнаете об этом блюде.

2. Вопрос воспитанникам: Какие салаты мы делали? Когда их делали? Какие еще салаты знаете? Может сами делали? – ответы детей

К сожалению, ребята,  в вашем рационе, салаты, можно сказать, практически отсутствуют. Мы делаем их только в праздничные дни. Редко когда в будни. И поэтому заседание нашего кружка мы посвятим его Величеству «Салату».  Может, начиная с этого занятия, вы измените свое отношение к этому блюду, а значит и своему здоровью. Это  однозначно

Не тысячи, а сотни тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария! И самым великим ее достижением, без сомнения, является салат. Он, подобно букету цветов, привлекает едоков своим ароматом и богатой палитрой.                        А какой у него бывает великолепный вкус!

Слайд шоу: «Разнообразие салатов »

Диетологи утверждают, что тот, кто часто ест салаты, питается естественно, правильно и полезно. Салат вполне может заменить целый ужин для тех, кто придерживается принципов здорового питания. Большим его преимуществом является то, что его подают и как закуску или как  основное блюдо, и на десерт.

Салаты появились в истории человечества много тысячелетий назад и              играли  немаловажную роль в его меню. Так что такое «Салат»?

3. Словарная работа:

Слайд: Салат — это холодное блюдо, смесь  разнообразных,  нарезанных продуктов, состоящая  из одного или не­скольких компонентов (овощи в сочетании с мясом, грибами, яйцами и т.д.).

Воспитатель: Ребята, салат существует с древних времен. Уже в первых письменных источниках древних римлян и монастырских кулинарных писаниях перечислены рецепты деликатесных салатов,                        которые по своей изысканности вполне могут поспорить                                                     с современными. Уже тогда появилась идеальная кулинарная формула                        для салата:

Слайд 2: «Салат должен щекотать язык, не обжигая его, освежать небо,                         раздражать, возбуждать аппетит, не перегружая желудок».

4. ВИДЕО: История возникновения салата «Оливье»:

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что, например,   во Франции в  процессе  приготовления салата принимали участие не только профессиональные кулинары, но и многие ученые, философы и даже государственные деятели. Известно, что изобретателем  новых салатов в эпоху Возрождения был и французский писатель и философ Мишель Монтень, который написал даже книгу «Наука еды».

Всеми нами любимый салат «Оливье». ..Хотите узнать, кто его изобрел?

Воспитанник: Именно из Франции попали салаты в нашу кухню . Изобретение оригинального салата «Оливье» принадлежит французу Люсьену Оливье. По его имени назван салат «оливье».В середине  19 –го века он держал в Москве  ресторан с настоящей парижской кухней. Салат «Оливье» быстро стал главной приманкой для посетителей. Его рецепт был тайной, которую ресторатор унес   с собой в могилу. После недолгого забвения, в 1904 году, рецепт был восстановлен по памяти одного из гурманов – завсегдатаев ресторации.

Воспитанник: В XX веке наука о здоровом питании выдвинула салаты ( особенно из овощей и фруктов )                     в нашем меню на первое место. И сегодня практически все делают и употребляют в пищу салат. Хотя бы один раз в день надо употреблять   салат для здоровья..

Салаты из овощей – вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе

5. Виды салатов (Расскажет воспитанница)

Воспитанница: Можно выделить несколько категории по используемым ингредиентам в салате, которые мы рассмотрим далее.

 

Классификация салата.

Салаты бывают по времени приготовления:

§  Простые (от5 мин) – салат из помидор

§  сложные   – салат «Сельдь под шубой»

по ингредиентам:

рыбный салат – в состав салата входит рыба, может быть как отварной, так и жареной или консервированной.
мясной салат – в состав салата входит мясо (говядина, птица, свинина, вареный язык) различной кулинарной обработки. Например, отварное, жаренное.
салат из морепродуктов – очень разнообразная классификация салата. В состав могут входить кальмары, морской гребешок,осьминоги, мидии, креветки, как по отдельности (к примеру, кальмаровый салат),
сборный салат (комбинированный) – может включать в себя одновременно несколько классификаций. Например, салат с курицей и ананасом или рыба с зеленью
овощной салат – очень доступная классификация салатов. В состав салата входят всевозможные овощи.Часто выступает как дополняющий салат к мясу, например
салат из фруктов (фруктовый салат  или десертный) – состоит из нарезанных фруктов (таких как груша, ананас, яблоко, виноград) и заправленный, как правило, соком, йогуртом или кефиром.
6. Алгоритм приготовления салатов

Воспитатель: Кто сам готовил салаты? С чего вы обычно начинаете готовить салат? – ответы детей

Наверно, с выбора салата. Где можно взять рецепт салата, который вы хотите приготовить?  – ответы детей

(можно показать брошюры «Рецепты на «Бис»», журналы, интернет).

7. Воспитатель: Ну прежде чем мы начнем делать салат,  мы должны помнить о ТБ

Вопросы для повторения

1. Какие правила необходимо соблюдать при работе с режущими инструментами?

2. Перечислите санитарно-гигиенические требования при работе с пищевыми продуктами.

Воспитатель: Итак, есть рецепт, скажем легкого салатика из овощей – винегрета. Какие овощи купим?  – ответы детей

Что будем делать дальше? – ответы детей

(дети производят устно алгоритм приготовления салата. Называют все операции.)

Вывод (о выборе овощей в магазине, о тщательном мытье овощей, как правильно варить овощи ,о том, что нельзя использовать зеленый картофель и т.д.. )

8. Слайд: (таблица «Приготовление салата»)

1
Сортировка овощей
2
Мытье овощей
3
Варка овощей
4
Нарезка овощей
5
Заправка овощей
6
Украшение салата
Первичная обработка заключается в следующем:

Индира:

1) первое правило приготовления салата это сортировка овощей! Посмотрите вот на эту таблицу!

Показ на свекле:  сортировка, мойка, очистка, варка,  нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды, для равномерной тепловой обработки), удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные овощи.

Показ: Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.

2) После сортировки овощи моют, затем чистят.

Последним пунктом в схеме механической (первичной) обработки стоит нарезка, т.е. очищенные и промытые овощи нарезают. Для более быстрой нарезки овощей используются кухонные комбайны и овощерезки. Ну а если таковых не имеется, значит нарезаем ножом.

Показ приспособлений для нарезки салата (терка, найчер-дайзер, корейская терка и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а чем можно нарезать овощи ? Кухонным ножом, теркой, блендером, кухонным комбайном (показ ).Можно кто- то найчер дайзером, а остальные ножом, кто то корейской теркой. салат из моркови по-корейски – это нарезанная тонкой длинной соломкой морковь, заправленная определенной заправкой); ПОТОМ СРАВНИТЬ,

Нарезка салата: Нарезать овощи можно различными способами. Кто знает, как можно нарезать овощи для салата?  – ответы детей

ПОКАЗ  ВИДЕО ( о нарезке): Соломкой, брусочками, кубиками, ломтиками, кружочками, звездочками, гребешками, шестеренками, розочками, бочонками, чесночками, шариками, лентами, полукольцами

 

Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.

Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки (приправы).

Вопрос: Чем можно заправлять салаты? – ответы детей

Ответ: Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом (желательно, которое с запахом), очень полезно оливковым маслом или майонезом. Для некоторых салатов используют сме­тану.

Чтобы разнообразить вкус салатов, в заправки можно доба­вить сахар, перец, горчицу, лимонный сок, готовые острые соусы . Для заправки салата используют: уксус, растительное масло, майонез, сметану, лимонный сок, соль, перец или специальные салатные заправки.МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМИМ КАКУЮ ЛИБО ЗАЛИВКУ для салата

 

Выкладывание в салатницу и украшение.

Воспитатель: Как можно украшать салаты? – ответы детей

Воспитатель: Из этих же овощей или фруктов,

из которых вы делаете салат, можно оставить какую-то часть для оформления. Например, из моркови и огурца, лука репчатого можно сделать цветочки,  вырезать всякие фигурки,  украсить зеленью петрушки и укропа, Из по­мидоров можно сделать корзиночки, из сладкого перца — фигур­ки, из редиса — розочки. Все это зависит от вашей фантазии, ребята. Все можно найти в интернете. Для украшения используют также сложную или фигурную нарезку овощей — звездочками, гребешками, розочками, чесночками, шариками, лентами.

Воспитатель: Есть еще один вид украшения салатов, который называется  – кулинарный карвинг – декоративная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов,  опытные повара, профессионалы своего дела и просто большие любители кулинарии, кто увлекается готовкой.

Видео о карвинге – просмотр

Вывод: кто из вас заинтересовался, то можно попробовать. В интернете есть уроки карвинга для начинающих.

 

Воспитатель: Сейчас мы будем делать салаты. Я хочу выбрать самых опытных девочек у нас в доме юношества. Хочется сказать, что есть мальчики, достойные похвал за их умение многое готовить. Но я хочу предоставить слово девочкам.   Они будущие повара и уже многое умеют – это Индира и Даша.

Практическая работа (помогают Индира и Даша, берут себе по одному или двух помощников)

Приготовление салатов из овощей и фруктов по инструкционной карте.

 

(дети делятся на 2 группы: одна группа готовит салат из овощей, другая – фруктовый салат. Готовят и придумывают название своему салату)

 

При подведении итогов Индира и Даша рассказывает о порядке приготовления своего блюда. Вопросы, задаваемые при этом воспитателем, должны раскрывать особенности обработки продуктов и приготовления каждого блюда.(Чем полезны ваши салаты? Как они называются? Легко ли готовить? )

 

Воспитатель: Итак, салат у нас готов. У меня к вам, ребята, такой вопрос – в чем подают салаты? – ответы детей

а) Различного вида салатницы – показ красивых салатниц

Салат можно подать не только в салатнике, а фруктовые можно подать и в высоких вазочках, но и так же

а) Салатницы естественные  – салат раскладывается на листьях зеленого салата

б) в виде начинки какого-нибудь овоща (например, аккуратно срезать верхушку помидора, вынуть начинку чайной ложкой и выложить внутрь салат. Салат “Фаршированный помидор” с капустно-сырной начинкой, который сделали девочки – показывает воспитанница);

в) сервированным на ломтике хлеба, нарезанным, к примеру, ромбом;

г) на кусочке ветчины или колбасы (например, докторской)

(воспитанники раскладывают салаты на листьях зеленого салата, на хлебе, на колбасе, в помидоры, в красивые салатницы)

 

Заключительная часть.

Подведение итогов практической работы, поощрение воспитанников, активно участвовавших в занятии.

Закрепление изученного материала.

Вопросы:

·        Что нового взяли для себя из занятия?

·        В  чем заключается первичная обработка овощей?

·        Почему при обработке овощей нельзя пользоваться ножом из железа?

·        Почему нельзя соединять в салате теплые и холодные продукты?

Воспитатель: большое спасибо всем вам, ребята, за ваше участие в заседании кружка. Молодцы! Надеюсь, что вы выйдете в самостоятельную жизнь с большим багажом кулинарных знаний!

Инструкционная карта

ДЕЛАЕМ САЛАТ _ ВИНЕГРЕТ .

Практическая работа. Приготовление салатов из овощей.

Наименование продуктов
Последовательность приготовления
Свекла
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Картофель
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Морковь
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Огурцы соленые
Нарезать мелкими кубиками.
Капуста квашеная
Перебрать, крупные куски нашинковать.
Лук репчатый
Очистить и мелко нарезать.
Зелень
Мелко нарезать.
Масло растительное
Все продукты смешать и заправить маслом.
Правила составления салатов:

1.     Салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей.

2.     Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них первичную и тепловую.

3.     Для салатов из сырых овощей, овощи и зелень тщательно моют.

4.      Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.

5.     Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1–2 часа до подачи на стол).

6.     Заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей на стол.

7.     Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде.

8.     Срок хранения в холодильнике не заправленных салатов не более 12 часов, заправленных – 6 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *