Служебные части речи. Правописание частей речи.


Турганбаева Нышанкуль Минбаевна
преподаватель русского языка и литературы Кентауский многопрофильный колледж, ЮКО, г.Кентау

Цели урока:

Обучающая: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных                                         частях речи. 2) Доказать значимость служебных частей речи.  3) Совершенствовать устную и письменную речь.

Воспитательная: воспитывать речевую культуру учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.

Развивающая: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, классифицировать, делать выводы;

Средства обучения урока: раздаточные карточки, интерактивная доска, карта маршрута.

Методы обучения: интерактивный

Межпредметная связь: связь с казахским языком.

Список литературы:

Основная: учебники, стикеры со словами для деления на группы, оценочные листы с критериями оценивания, кластер (начало), листы с предложениями,

Дополнительная: С.И.Ожегов. Словарь русского языка .   Д.Н.Ушаков«Орфографический словарь».    Выставка книг

 

Ход и содержание урока

1.Организационный момент 3-5 мин. ( приветствие, перекличка, концентрация внимания учащихся к уроку, психологический настрой )

 

I.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы глубже познакомимся с функциями служебных частей речи, чтобы в дальнейшем отличать их от знаменательных частей речи, правильно их писать и грамотно организовывать свою речь с их помощью.

II. Информация о новой теме, ее задачах и целях.

Объяснение нового материала.50-55 мин.

 

Наша речь насыщена огромнейшим количеством слов. Даже средний словарный запас школьника составляет около 5000 слов, великий знаток русского языка Ожегов в своем толковом словаре собрал ____ слов. Но все слова обозначают весьма ограниченное количество понятий: предметы, действия, признаки, количество.

 

 

– Уточним, какие части речи обозначают эти понятия?

Предмет – имя существительное, местоимение;

действие – глагол;

признак – прилагательное, местоимение, наречие;

количество- имя числительное.

– Что общего у этих частей речи как у морфологических понятий?

(Это самостоятельные части речи, они отвечают на свои вопросы, являются членами предложения.)

– Докажите это на примере предложения. (Записать на доске и в тетрадях.)

Первого июня начнутся летние каникулы.

Все слова в этом предложении являются его членами и называют предмет, действие, определение.

– Но знаменательные части речи не только называют предметы, действия, признаки и количество, они способствуют общению людей, созданию художественных и научных произведений. Для этого им нужны помощники, которые помогают самостоятельным частям речи связываться в словосочетания и предложения. Это служебные части речи, т.к. они служат самостоятельным частям речи.

– Назовите их. (Предлог, союз, частица.)

– Свяжите их с помощью слова: бежать, аллея; дотянуться, горизонт; ясный, солнечный; немало, немного.

 

3. Работа с учебником.

1.- В учебнике на стр.94 в разделе «Это интересно» прочитайте о важности служебных частей речи.

Вопросы:

Сколько служебных и самостоятельных частей речи в десятке наиболее частотных слов русского языка? (7 и 3)

В чем их незаменимость? (В конструировании словосочетаний и предложений.)

2.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

-Русский язык велик и могуч! Очень богатый на разнообразие слов. Я думаю, что каждый из вас хочет быть грамотным и интересным собеседником. Для этого нужно много читать, писать и учиться грамотно говорить. Давайте проведём с вами

3.ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Крапива, творог, сливовый, кухонный, красивее, жалюзи, торты, тефтели, тефтелька, договор.

– Что изучает орфоэпия?

На слайде слова, нужно расставить ударения.

4. Упражнение 168.

А)“Вставьте нужный союз”Вставьте союзы : то…то, и, но, а.
Наступила осень,… дни стали короче.

Наступила зима,… дни стояли теплые.

Солнце взошло,… было еще холодно.

… солнце светило, шел дождь.

Б) «Вставьте частицы»: пусть, ну, бы, неужели, ни, не.
1.»…..ребята нальют полную бочку воды для полива огурцов»-попросила мама.
2.» ….., ты хорошо погулял,- с иронией сказала бабушка, когда внук пришел поздно домой.»
3.Без тебя я …..не добрался до города.
4. «…..ты делаешь каждое утро зарядку?» удивились подруги.
5.Мой сосед по парте …..разу …..был на море.

5. Закрепление нового материала. 5 мин:

1.- Закрепим полученные знания и прочитаем текст упр.168.

– Найдите в этом тексте примеры функций предлогов, союзов и частиц.

– Спишите только тот абзац, в котором говорится о различных функциях самостоятельных и служебных частей речи.

2. Проверка  понимания учащимися нового материала и    закрепления новых знаний и понятий.

– Что такое грамматика?

– Какая наука занимается изучением частей речи?

– Сколько всего частей речи?

– На какие группы делятся все части речи?

– Назовите самостоятельные и служебные части речи

– Что такое междометие?

6. Выводы урока. 5 мин:
1.Проверь себя!

– Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:

Самостоятельные части речи
Служебные части речи

Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.

2.- Что вы узнали из урока о служебных частях речи?

– Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя: (Слайд № 21)

Союзы: и, но, потому что, если, тоже.

Предлоги: для, без, от, при.

Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.

7.Домашнее задание:

– Дома вы продолжите работу над этой темой. (Слайд № 22)

Составить (5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

Выставление оценок

Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *