Разработка открытого урока «Разбор музыкального произведения»
Өнер колледжі – музыкалық – эстетикалық
бейіндегі дарынды балаларға мамандандырылған
мектеп-интернат» кешені» мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Комплекс Колледж искусств-специализированная школа-интернат музыкально-эстетического профиля для одаренных детей»
Преподаватель: Онищенко Галина Викторовн
Самоанализ областного открытого урока
Скачать презентацию открытого урока
План – конспект
открытого урока педагога Онищенко Г.В.
по предмету «Обязательное фортепиано».
Место проведения: класс фортепиано
Тема урока: Разбор музыкального произведения Д. Кабалевского «Клоуны»
Цель урока: ознакомление с музыкальным произведением, работа над деталями, оформление (то есть приспособление и корректировка деталей) и подготовки пьесы к сценическому воплощению.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.
Развивающие: развитие метроритмического чувства, интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый, развивающий логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
Структура урока:
I Организационный этап:
а) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II Основная часть урока:
а) Краткая информация о композиторе произведения.
б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения, ритмический рисунок)
в) Работа над деталями.
III Заключительный этап:
а) оценка;
б) домашнее задание.
Организационный этап.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего открытого урока «Разбор музыкального произведения Д.Б. Кабалевского «Клоуны»». Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»; А. Вицинский – первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой»; Сегодня на уроке мы будем работать над первым этапом знакомства с музыкальным произведением – разбором, на примере фортепианной пьесы Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны».
Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. В 14 лет он решил всё-таки стать музыкантом и серьёзно занялся музыкой. Это было трудное послереволюционное время. “Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате – зимой здесь было несколько градусов ниже нуля, – вспоминает Дмитрий Борисович. – Надев на себя все, что мог – от валенок до ушанки, – я садился за плохонький инструмент и распухшими от холода и недоедания, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок: Играл упражнения и гаммы, играл этюды и пьесы. Уж очень хотелось стать настоящим музыкантом”. За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета – композиторский и фортепианный. Ещё в годы учёбы в техникуме будущий композитор настолько увлекся творчеством, что директор, заразившись его энтузиазмом, открыл в техникуме композиторское отделение. Правда, Кабалевский оставался его единственным студентом почти полгода. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. По воспоминаниям самого композитора, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Уже в студенческие годы музыка превратилась в смысл его существования. В 1929 году он блестяще сдал выпускные экзамены в консерватории, и его имя написали золотыми буквами на мраморной Доске почета. А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории и оставался им на протяжении 50 лет. В своём творчестве Дмитрий Борисович уделял много внимания воспитанию юных музыкантов, сочинял для них музыку. Пьеса «Клоуны», над которой мы будем работать, содержится в сборнике Кабалевского «Двадцать четыре легкие пьесы для детей» соч. 39 под номером 20.
Основная часть урока.
Педагог: Сейчас я исполню произведение Дмитрия Борисовача Кабалевского «Клоуны». Постарайся определить характер произведения, количество частей и основные выразительные средства, использованные композитором.
Педагог: А теперь приступим к разбору произведения. Мы определили, что произведение состоит из трёх частей, узнали что в нём есть мелодия и аккомпанемент, мотив мелодии состоит из трёх звуков, композитор использует чередование мажора и минора изображая двух клоунов – веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже.
( Наигрывается мелодия).
Педагог: Постарайся определить, где в мелодии весёлый клоун, а где грустный?
А сейчас приступим к чтению нот.
- Изучение нотной записи с помощью методов:
- Прочтение вслух всех нот;
- Беззвучное контактирование пальцев с клавишами;
- Проигрывание голосов одним пальцем вне ритма;
- Игра (вне ритма) с предварительным названием каждого пальца;
Педагог: Теперь рассмотрим ритмический рисунок. Повторяющийся ритмический оборот из двух шестнадцатых и восьмой длительности передает движение, изображая клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.
- «Звук – слово» (придумать на каждый звук слово и проговаривать их
одновременно с игрой)
- «Осторожное» проигрывание;
- Простукивание ритмического рисунка до исполнения произведения
- Сольфеджирование;
- Дробление на звенья;
- Счет вслух;
- Возврат на определенное расстояние;
- Вычленение простого из сложного;
- Преувеличенный, гиперболизированный показ;
- Наводящие вопросы;
- «Нескучные способы борьбы с трудными местами» (Г.Хохрякова).
- Чтение с листа (эскизное проигрывание);
Заключительный этап
Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Домашним заданием будет закрепление и отработка пройденного на уроке материала. Попробуй сочинить дома для этой музыки пластический этюд или пантомиму, передающие характер ее персонажей.
Метки: Разработка открытого урока «Разбор музыкального произведения»