Разработка урока “Слушание музыки – одно из основных направлений развития способности к восприятию музыки детьми”

Өнер  колледжі – музыкалық – эстетикалық

бейіндегі дарынды балаларға мамандандырылған

мектеп-интернат» кешені» мемлекеттік мекемесі

Государственное учреждение «Комплекс Колледж искусств-специализированная школа-интернат музыкально-эстетического профиля для одаренных детей»

Преподаватель: Онищенко Галина Викторовна

Лебединое озеро

Спящая красавица

Щелкунчик

План

  1. Слушание музыки одно из основных направлений развития

способности детей к восприятию музыки.

  1. Методика слушания музыки.

а.   Задачи по восприятию музыки детьми 2-летнего возраста.

б. Музыкальные упражнения для развития слуха у детей 3- летнего   возраста

в. возрастные особенности восприятия музыки детьми 4-летнего возраста.

  1. Восприятие классической музыки детьми дошкольного возраста.

а. Методы и приёмы проведения занятия по слушанию музыки.

Приложения:

Примеры занятий по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста:

П.И.Чайковский: «Спящая красавица»

«Лебединое озеро»

«Щелкунчик»

Слушание музыки – одно из основных направлений развития способности к восприятию музыки детьми.

Восприимчивость к музыкальному искусству не только обогащает внутренний мир ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, пробуждает в нём чувство прекрасного. Человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка – благодатная почва для этого.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста ведётся по следующим направлениям:

1.Пение

2.Игра на простейших детских музыкальных инструментах /шумовых и ударных/

3.Музыкально – ритмические движения под музыку /муз. игры,  хороводы, танцы/

4.Слушание музыки

Музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно, поэтому разделение его на виды относительно, т. к. любой из первых трёх видов деятельности подразумевает под собой четвёртый – слушание музыки. Работа над музыкальным произведением, будь то пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, начинается, прежде всего с прослушивания музыкального произведения полностью, от начала до конца.

К сожалению, музыкальными руководителями уделяется мало внимания слушанию музыки, как отдельному виду деятельности. Однако, хотя слушание музыки и связано с другими направлениями музыкального развития, уделять ему особое место необходимо. Ни один из видов музыкальной деятельности не развивает образное мышление ребёнка так, как слушание музыки. По программе детского сада на музыкальном занятии слушание музыки стоит в начале занятия и ему отводится от 5 до 10 минут. Следует отметить, что не всегда это даёт положительный результат. Опытный музыкальный работник заметит, что иногда целесообразно слушание музыки проводить в середине, и даже в конце музыкального занятия. Творчески работающий музыкальный руководитель продумает занятие и найдёт ему нужное место. Может быть лучше провести слушание музыки после работы над музыкально – ритмическими движениями, когда дети устали и им будет легче посидеть спокойно и послушать внимательно то, о чём поведает им педагог, а может быть перед работой на детских музыкальных инструментах.

Учёный и педагог Альсира Легаспи де Арисменди в своей книге «Дошкольное музыкальное воспитание отмечает: «Все виды музыкальной деятельности, рекомендованные для детских садов и групп дошкольников, развивают музыкальность детей. Современная педагогика отмечает важность различных форм и видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребёнка и для формирования у него разнообразных психических функций, При этом указывается на наличие определённой связи между ними, например, между слушанием и игрой на музыкальных инструментах, между слушанием и выполнением ритмических движений»

 

Методика проведения занятий по слушанию музыки.

  1. Задачи по слушанию музыки в работе с детьми 2-3 лет.

Двух – трёх летний детский возраст характеризуется ограниченными возможностями в движения и речи, поэтому слуіиание музыки является одним из основных видов музыкальной деятельности с малышами. Этот возраст характеризуется неустойчивостью внимания, и одной из главных задач является использование приёмов, активизирующих внимание:

1.Всевозможные движения, подчёркивающие характер музыкального   произведения / «Птички полетели» – машут руками, «Ладошки пляшут» – вращают кистями рук./

  1. Наглядный материал / игрушки, пальцевой театр, погремушки, маски, и т.д. /
  2. Иллюстрации / картины, плакаты /
  3. Использование вспомогательных предметов / флажки, шары, и др./

В этом возрасте речь детей не развита, и это осложняет работу над пением. Поэтому для того, чтобы дети легче воспринимали музыку, необходимо включать в программу по слушанию музыки произведения, сопровождаемые литературным текстом. Текст исполняет музыкальный руководитель или воспитатель. При повторном исполнении побуждать детей подпевать фразы, или окончания слов песни.

В этом возрасте необходимо развивать у детей навык – различать характер музыки. Рекомендуется на каждом занятии слушать музыку контрастного характера. Предлагается детям «Поспать» /сложив ладошки вместе под щекой и закрыв глазки/ под спокойную музыку и попрыгать, или поплясать под весёлую музыку танцевального характера.

Одной из задач по слушанию музыки с детьми этого возраста является так же научить детей различать высокие и низкие звуки и регистры. «Кошка» мяукает так…/исполняются напевы в 1 октаве/, а котёнок так…/звуки 2 октавы/. «Большой петушок» кукарекает так.. ./1 октава/, а маленький так.. .12 октава/.

Важным моментом являются динамические изменения в музыке, и педагог должен неоднократно обращать внимание детей на эти изменения. Например: «Мишка спит»…как мы ходим? /музыка играет тихо, дети ходят на цыпочках, крадутся, чтобы не разбудить Мишку. Но вот Мишка прогнулся, как мы убегаем?/музыка играет громко, быстро дети убегают с шумом и прячутся/. Умение различать динамику музыкального произведения – так же, одна из задач по слушанию музыки.

Необходимо развивать у детей чувство желания слушать музыку. Одним из важных требований в работе с детьми 2-3 летнего возраста является умение музыкального руководителя побуждать малышей эмоционально откликаться на музыку. От этого зависит, как будет развиваться их образное восприятие музыки. Здесь музыкальный руководитель должен проявить качества «актёра», уметь привлечь внимание детей к себе и к тому, что он делает.

Основой слушания музыки может быть только очень выразительное исполнение музыкальных произведений. Это является одной из задач работы в этом направлении. Не допускаются ошибки, остановки в исполнении т.к. нарушается целостность музыкального произведения, музыкального образа, а следовательно и восприятия детьми музыки. Речь педагога должна быть спокойной, мягкой, выразительной, передающей характер музыки

Очень важным моментом в работе над слушанием музыки является неоднократный повтор. Каждому музыкальному произведению необходимо уделить несколько занятий, постепенно усложняя задачу. Например:

На 1 занятии проводится подготовительная беседа о том, что скоро будет праздник, все дети придут нарядные, красивые. Все будут очень рады празднику, будет звучать весёлая музыка вот такая … исполняется «Праздничная» Попатенко.

На 2 занятии повторить беседу, прослушать произведение и пригласить детей походить под музыку.

На 3 занятии дополнить ходьбу движениями с флажками /помашем, поднимем вверх и т.д.

Таким образом, происходит закрепление музыкального восприятия данного произведения. В дальнейшем музыкальный руководитель, проигрывая музыку просит детей самим отгадать что будем делать под эту музыку? Таким же образом необходимо строить работу и с музыкальными произведениями другого характера /колыбельные, плясовые/Таким образом, у детей закрепляется навык различать музыку спокойного характера, танцевальную, торжественную и игровую.

Методика слушания музыки предполагает развитие музыкального восприятия от простого к более сложному. Если в возрасте 2-3 лет для слушания музыки берутся музыкальные произведения простой формы /период, куплетная форма/ то возрасте 3-4 лет более сложные /два периода, куплетная форма более сложная, простые одно и двухчастные формы/. Например: «Чей домик?», «Тихие и громкие звоночки» Тиличеевой.

Упражнения для развития слуха и восприятия музыки у детей трёх, четырёх –

летнего возраста.

Методика этих упражнений направлена на обучение детей слушать музыку, слушать внимательно и с желанием, уметь различать её различные оттенки и характер. Они помогают подготовить детей к прослушиванию более серьёзной классической и народной музыки, развивают слух, музыкальную память и ритмические способности, умение согласовывать с характерной музыкой определённые движения. Основа этих упражнений – двигательные возможности детей. Малыш не только слышит изменение музыки, но и запоминает какое движение связано с ней. Задача музыкального руководителя умело подбирать в процессе работы разнообразные по характеру движения.

Если посмотреть музыкальный репертуар для детей от одного до трёх лет, то нетрудно заметить, что она строится на образцах музыки танцевального характера: плясовых, игровых, хороводных или близких к ним. Это объясняется тем, что работа по слушанию музыки с детьми этого возраста проводится на игровой основе и связана с движением под музыку. Активное прослушивание музыки развивает у детей навык понимать музыку. Например: детям говорят «Поиграем! » и дети «мышки» бегают по комнате под весёлую, быструю музыку. Но вот музыка меняется, она становится медленнее, плавнее, грациознее – это вышла на прогулку «кошка». Дети должны почувствовать перемену и спрятаться от «кошки» в свои «домики», за стульчики, чтобы «кошка» их не поймала. Даже те, кто зазевался, или не уловил изменения музыки, выполняя движение вместе с другими детьми, постепенно начинает сам отличать музыку «мышек» и «кошки».

Практика показывает, что необходимо учитывать что именно стоит в центре каждого занятия, что потребует более сосредоточенного внимания детей: рассказ, иллюстрируемый музыкой, или впервые разучиваемая пляска, песня, или наиболее сложный элемент будущей игры, и т.д. Музыкальный руководитель должен заранее продумывать занятие, проявлять творческий подход, и не быть в плену однажды составленного плана музыкального занятия. Многие музыкальные руководители начинают занятие с музыкальной разминки, упражнения «Марш и бег», а затем проводят пение. Но давайте подумаем! После бега дыхание детей учащается, становится прерывистым и не ровным, а для пения необходимо, спокойное, ровное дыхание.

Упражнения с литературным текстом более понятны детям, поэтому они очень любят их. Например: русская народная песня «Заинька, попляши».Каждый куплет песни сопровождается каким – либо движением, текст песни помогает, подсказывает какие движения следует исполнять. Эти упражнения более эмоциональны, поэтому способствуют наилучшему усвоению материала.

Целесообразно использовать упражнения с сопровождением инструментальной музыки, такие как «Стукалка», «Гопачок». После прослушивания мелодии руководитель показывает какие движения нужно исполнять, делая опору на сильную долю. Вслушиваясь в мелодию, дети вскоре сами, смогут выполнять движения, угадывая что нужно делать по музыкальному сопровождению.

Как работать над упражнениями?

Прежде всего музыкальный руководитель должен познакомиться с музыкальным материалом по этому разделу. Подбирая упражнения, педагог должен учитывать не только возраст, но и особенности развития детей /уровень подготовки, здоровье, физическое развитие/. Хорошо, если упражнение будет решать несколько задач /формирование умения слушать музыку, различать её характер, тембр, регистр, динамику, выполнять движения/.

Необходимо заранее подобрать движения, характерные для данного музыкального материала, т.к. даже небольшие неточности в показе педагога могут спутать детей. Нужно добиваться не только красивого выполнения движений, но и чёткого выполнения ритмического рисунка, закреплённого за каждым музыкальным фрагментом.

Кроме этого, руководитель должен овладеть приёмом запаздывающего показа, т.к. именно этот приём является ступенькой от выполнения упражнения совместно с педагогом, к самостоятельному исполнению детьми.

Запаздывающий показ.

Новое упражнение дети выполняют вместе с педагогом несколько занятий. После усвоения материала, по усмотрению музыкального руководителя вводится запаздывающий показ: музыка начинает звучать, а педагог запаздывает с показом движения. Часть детей сами начинают выполнять движения, а часть ждут подсказки. Педагог начинает показ, и дети подхватывают. От занятия к занятию дети всё увереннее выполняют упражнение сами, а педагог всё больше запаздывает. Затем показ исключается совсем.

Проведение слушания музыки с детьми четырёх, пяти лет.

Дети четырёх, пяти – летнего возраста более активны, их действия более осознаны, самостоятельны. Поэтому программные требования по восприятию музыки усложняются.

У детей появляются собственные замыслы, которые должны направляться музыкальным руководителем, но не навязываться. На пятом году жизни дети легко отгадывают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываются на музыку, с интересом прислушиваются к её звучанию, различают характер.

Внимательное и активное прослушивание музыки учит детей не только различать, но и определять тембр, высоту, силу и длительность звука. Определение свойств звука играет важную роль в развитии восприятия детьми музыки. Уже сложившиеся представления становятся основой для формирования новых музыкальных восприятий в дальнейшем.

Так как дети лучше всего усваивают новую информацию в игре, предлагается обыгрывать прослушивание произведения. Предложите детям покачать, убаюкать куклу под «Колыбельную» А.Гречанинова. Вскоре услышав знакомую мелодию, дети сами вспомнят, что это за музыка, и будут самостоятельно выполнять движение. Чтобы дети ощутили и услышали звон колокольчиков в пьесе В.Моцарта «Колокольчики звенят» проведите беседу, дайте послушать как звучит настоящий колокольчик, а на следующем занятии раздайте колокольчики детям и попросите их помочь колокольчикам звучать громче. Они с удовольствием исполнят пьесу вместе с музыкальным руководителем.

Эффективен приём рассказывания сказок под музыку, но он требует большой творческой отдачи от музыкального руководителя. Необходимо заранее выбрать сказку /небольшую, например «Курочка – ряба», «Репка»/и подобрать для неё музыкальное сопровождение. Эти сказки хорошо ложатся на русскую народную музыку. Хорошо если музыкальный руководитель может придумать музыку к сказке, но нужно учитывать что строение сказки и музыки должны совпадать: завязка, развитие, кульминация и развязка. Должны так же совпадать акценты, паузы, смена характера и динамика.

Восприятие музыки детьми пяти, шести лет.

При работе с детьми этого возраста по слушанию музыки задачи, стоящие перед музыкальным руководителем усложняются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только характер, темп, количество частей, но и общую эмоциональную окраску музыки, её выразительные интонации /вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д./. Дети могут определять выразительные акценты, мелодию и сопровождение в музыке. Но этого не достаточно. В этом возрасте важна не только констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Необходимо объяснять детям, что музыка имеет сой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но не словами, а звуками. Чтобы понять, о чём рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в её звучание.

Важное значение для восприятия детьми музыкального произведения играет вводная беседа. От установки, которая даётся педагогом перед прослушиванием музыки зависит очень многое. Музыкальный руководитель должен владеть навыком увлечения детей беседой о прослушиваемом материале. Беседа может состоять из сообщения названия произведения, показа портрета композитора, картинки или игрушки, олицетворяющей персонаж пьесы, а при повторном прослушивании выявлении изобразительных моментов и сюжетности. Иногда бывает, что музыкальный руководитель не сообщает детям название пьесы, а предлагает ответить на вопросы типа: «Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение?», «Как бы вы назвали эту пьесу?». Видный музыкант – психолог Б.М.Теплов указывал на недопустимость такого методического приёма. Он считает, что вместо того, чтобы слушать музыку, как выражение определённого содержания /выражение чувств, эмоций, настроений/, дети начинают искать в ней изобразительные намётки, подлежащие расшифровке на манер ребуса. Неудивительно, если в результате вырабатывается взгляд на музыку, как на язык тёмный, двусмысленный, неопределённый, если не вовсе бессодержательный. Теплов подчёркивал, что угадывание программы – занятие антимузыкальное, т.к. в основе его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения. Название пьесы необходимо сообщить детям перед его прослушиванием. Беседа может включать в себя: сведения о музыке как о виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности.

Слушание музыки с детьми старшего дошкольного возраста предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использоңана как схема на протяжении нескольких занятий. При этом беседу каждый раз следует начинать с определения характера произведения в целом или его частей.

Музыкальное искусство содержательно. Что мы понимаем под содержанием музыки? В своей книге «Психология музыкальных способностей» Б.М.Теплов пишет, что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроение. Основа содержания музыки – выражение содержания этих чувств и настроений. Поэтому важно начинать беседу с определения эмоционально – образного содержания музыки. Ярко выраженная изобразительность детского репертуара объясняется стремлением сделать музыку доступнее для детей, более понятной, приблизить её к жизненным явлениям. Однако, если дети привыкнут всегда наблюдать в музыке только изобразительные моменты, то в последствии, слушая классическую музыку, в которой програмность и изобразительность представлены далеко не всегда, дети не всегда её понимают. Отказываться от програмности и изобразительности на следует. Важно дать детям понять, что изображая какие – либо конкретные явления жизни, музыка всё – таки выражает

настроение, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, а может быть грозным, страшным, сметающим всё на своём пути. Так изобразительная картина передаёт душевное смятение, тревогу. Не следует навязывать ребёнку представление о музыке.

При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением предлагается разделить настроение и чувство, выраженное в музыке. Педагог сообщает название пьесы, называет автора, предлагает детям определить её характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы детей и исполняет его повторно. На втором занятии исполняет только фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем даётся повторная установка на определение характера произведения в целом, а также его частей. Изобразительные моменты связываются с характером, настроением музыки. Произведение исполняется целиком и во фрагментах. Ответы детей уточняются и дополняются. На третьем занятии предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально – образного содержания уточняется, дополняется.

Эта схема может быть рассчитана на большее количество занятий, в зависимости от сложности изучаемого материала, подготовки и возможностей детей, дополняться другими разнообразными приёмами.

Приёмы развития музыкального восприятия:

  1. Приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Предлагается прослушать два произведения с одинаковым названием /два марша, два разных «Дождика»/, контрастных произведения в пределах одного настроения /два разных весёлых, два разных грустных/.
  2. Сравнивание произведений одного жанра /танцев, песен, маршей/.
  3. Сравниваются произведения с одинаковыми названиями / Д.Шостакович «Шарманка» и П.Чайковский «Шарманщик поёт». В обоих произведениях есть изобразительные моменты, передающие однообразные, монотонные звуки шарманки, но какое разное настроение, разные чувства выражены в них. Аналогичный приём можно использовать в сравнении пьес Р.Шумана «Смелый наездник» и «Всадник», П.Чайковский «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка». Пред пением песни В.Витлина «Дед Мороз» дети слушают пьесу Р.Шумана «Дед Мороз». Песня – спокойная, добрая, радостная, а пьеса – тревожная, суровая, страшная, «Дед Мороз нагоняет метели, вьюги».Этот же приём используется в сравнении песен Т. Попатенко «Листопад» и Н. Красева «Падают листья», Е.Тиличеевой «Мамин праздник» и «Маме в день 8 марта». >
  4. Различие оттенков одного настроения помогает глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в его звучание. Например: Г.Свиридов «Парень с гармошкой» – весёлая, плясовая, бойкая, а П.Чайковского «Мужик на гармонике играет» – маршевая, важная, тяжёлая.
  5. Приём «цвет – настроение». Определённый цвет /небольшие карточки из цветной бумаги/ связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные тона голубой, розовый – с нежным, спокойным характером музыки; тёмные, густые тона синий, коричневый – с мрачным, тревожным; интенсивные, яркие тона красный, оранжевый – с решительным, торжественным. Детям раздаются карточки различных цветов, объясняют что они должны поднимать карточку соответствующую услышанной музыке. Незнакомые слова предварительно следует разъяснить. /Словарь эмоционально – образного содержания музыки прилагается/.
  6. Использование технических средств для прослушивания обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно их применение в сравнении с «живым исполнением». Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано

можно сравнить с звучанием оркестровым или хоровым в записи. Важно обращать внимание детей на различие звучания.

  1. Объединение различных видов искусства: музыки, поэзии, живописи значительно обогащает восприятие. Необходимо правильно подбирать характерный материал и использовать его только после прослушивания музыки, чтобы заранее не направлять эмоционально – образное восприятие детей, а побуждать их к выражению собственных чувств.
  2. Приём оркестровки. Основную роль в этом приёме играет тембровая окраска различных по звучанию инструментов. Например: Д.Кабалевский «Клоуны», Леви «Маленький вальс». Приём оркестровки позволяет разнообразить структуру занятия, а также наиболее ярко выделить выразительные средства музыки.
  3. Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировки, танцевальные движения). Прислушиваясь к изменениям в музыке, ребёнок выбирает движения, которые передают разные образы, выразительные интонации, краски музыки.
  4. Приём прослушивания симфонической музыки, сопровождающейся рассказом музыкального руководителя. Например: балеты – сказки П.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Образцы занятий прилагаются.
  5. Приём сопровождения музыкой свободного рисования.

Слушание музыки должно проходить только в тишине, чтобы дети могли прислушаться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. Длительность занятий варьируется от 10 до 20 минут, в зависимости от подготовки и внимания детей.

 

Восприятие классической музыки детьми.

Для того чтобы развивать в детях способность слушать и понимать музыку необходимо использовать не только произведения, рекомендуемые программой. Значительно обогащает опыт восприятия музыки у детей классическая музыка. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, он открыт, у него не сложились присущие обществу стереотипы мышления, вкусов, он не научился ещё приспосабливаться, поэтому так важно именно в детстве развивать эстетический вкус на примерах шедевров мирового музыкального искусства.

Для слушания музыки в дошкольном возрасте рекомендуются следующие произведения композиторов – классиков:

Альбомы фортепианных пьес для детей Чайковского, Грига, Шумана, Майкапара, Прокофьева, Свиридова.

Музыка Вивальди, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Учитывая возрастные особенности детского возраста, берутся небольшие произведения или фрагменты с выраженной мелодичностью, характерностью ритмического рисунка. При повторных прослушиваниях можно немного удлинить фрагмент в зависимости от реакции детей. Важно соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти от их желания и проявления интереса.

При работе над этим материалом можно использовать 8 и 9 приёмы развития музыкального восприятия на примерах балетной музыки Чайковского, вальсов Шопена, и д.р.

Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку, например «Марш» из сюиты Ж.Бизе «Детские игры», фрагменты маршевых финалов из концертов и симфоний Л.Бетховена. Характер марша дети легко передают ритмичной ходьбой – маршированием.

Рассказывать детям о классической музыке нелегко. Музыкальный руководитель должен хорошо владеть знаниями музыкальной литературы, продумывать, как лучше преподнести материал детям, какие приёмы использовать. Самое главное в этой работе – научить детей чувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимосвязь.

Богатый сказочный мир открывает детям симфоническая музыка. Но прежде чем приступать к прослушиванию этой музыки необходимо дать детям основные понятия: что такое оркестр, какие инструменты входят в его состав, как они звучат. Делать это нужно постепенно на каждом занятии, знакомя детей только с одним инструментом. Таким образом, будет проведена подготовка детей к прослушиванию симфонической музыки. Это можно проделать на примере симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк». В ней очень ярко и образно показано звучание всех инструментов, каждому действующему лицу сказки соответствует один из инструментов, характерно исполняющий мелодию героя. Музыкальные характеристики очень точно рисуют героев сказки. После этого можно переходить к прослушиванию симфонической музыки, применяя приёмы развития музыкального восприятия.

 

Словарь эмоционально – образного содержания музыки

Весёлая

Радостная

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Смешная

Забавная

Резвая

Прыгучая

Солнечная

Сверкающая

Плясовая

 

Грустная

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Обиженная

Плачущая

Просящая

 

Нежная

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Лёгкая

Светлая

Прозрачная

 

Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Метельная

Вьюжная

Тревожная

Торопливая

 

 

Спокойная

Добрая

Приветливая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Гладкая

Напевная

Протяжная

 

Торжественная

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Чёткая

Отчётливая

Гордая

Могучая

Победная

 

Мужественная

Бесстрашная

Боевая

Смелая

Отважная

Решительная

Сильная

Богатырская

Грозная

Военная

Солдатская

Суровая

Строгая

Уверенная

Храбрая

Твёрдая

 

Таинственная

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Опасливая

Настороженная

Загадочная

Подкрадывающаяся

Отрывистая

 

Страшная

Злая

Грубая

Тяжёлая

Сердитая

Недовольная

Тёмная

 

Серьёзная

Сдержанная

Выносливая

Ответственная

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.