Разработка открытого урока литературного чтения Г.-К. Андерсен «Дикие лебеди»

Алымова Ирина Владимировна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №42» г. Петропавловска

 

Цель: выявление художественной идеи сказки – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Задачи:

– познакомить учащихся с новым разделом учебника, со сказкой Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», углубить представления о литературной сказке, способствовать пониманию её глубокого нравственного смысла;

– формировать умения работы с текстом художественного произведения, развивать умения определять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев и выражать свое отношение к ним, развивать коммуникативные навыки;

– воспитание, чувства ответственности, сострадания и доброты.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

 

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека…

 

II. Введение в тему урока.

1. Прием ассоциации.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Золотая душа»

– Какие ассоциации у вас возникают с этим словосочетанием? (Дети называют слова: доброта, забота, помощь, любовь, понимание, внимание, сочувствие, отзывчивость, уважение)

забота

уважение                                 понимание

доброта

 

 

 

Золотая душа
помощь                                                               внимание

 

 

 

сочувствие

любовь           отзывчивость

2. Работа в группах. Игра «Философский стол»

Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни,  пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы все философы. Ваша цель: ответить на вопросы и выразить свои мысли.

Вопросы группам

– Про какого человека можно сказать, что у него золотая душа?

– Встречали вы таких людей? Приведите примеры.

 

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке знакомство  разделом «Золотая душа» мы начнем с чтения сказки Г.-К. Андерсена «Дикие лебеди».

 

IV. Актуализация знаний.

Сейчас я хотела бы провести небольшое интервью и предлагаю вам,  возможно  будущим журналистам, ученым или писателям, ответить на вопросы:

–  А что такое сказка? (Это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, где добро всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)

– Какими бывают сказки? (составление кластера, коллективная работа)

 

 

 

– Какие сказки называют литературными?  (Литературными, называют сказки, у которых есть автор)

– Чем отличаются литературные сказки от народных?

– Что у них общего? (зло приносит несчастья и испытывает доброго героя,  добрый герой отправляется в трудный путь ради спасения близких, победа добра).

– Какие сказки Г.-К. Андерсена вы знаете? («Снежная королева», «Дюймовочка», “Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Русалочка»)

 

V. Работа над новым материалом.

1. Сообщение об авторе.

Всемирно знаменитый писатель Ганс Кристиан Андерсен родился в Дании в 1805 г. Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил повидать мир и отправился в Копенгаген, «чтобы стать знаменитым!». Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы. В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал. 1835-1837 гг. – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Андерсеном было издано 24 сборника сказок. Он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей, королев…

 

2. Стадия вызова.

– Часто нам приходится оказываться в самых различных ситуациях. И порой трудно сделать выбор, как поступить. Мы прочтем сказку и узнаем, как поступали герои сказки. Попробуем оценить их поступки.

 

3. Чтение и анализ сказки.

1 часть. Чтение части учителем.

– Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

– Как поступила мачеха с детьми?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)

– Почему мачеха возненавидела Элизу?

– Почему принцессе пришлось уйти из дворца?

– Какое решение она приняла?

– Кого встретила Элиза в лесу?

– Что рассказала ей старушка?

 

2 часть. Самостоятельное жужжащее чтение.

– Какие чувства испытали братья и Элиза при встрече?

– О чем рассказали братья Элизе?

– Что придумали братья-лебеди, чтобы перевезти Элизу? (Сплели сетку из ивовой коры и тростника)

 

3 часть. Чтение части учителем.

– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).

– Как можно освободить братьев от чар? (Нарвать крапивы, размять ее и свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока не окончит работу)

– Поработаем с текстом. Перед вами следующий эпизод сказки «Элиза срывает стебли крапивы». 1 вариант подчеркнет слова, описывающие  чувства Элизы. 2 вариант – слова, описывающие её испытание.

 

4 часть. Чтение подготовленными учащимися.

– Как Элиза попала во дворец?

– Как думаете, почему она плакала и ломала руки? (Боялась, что не сможнт продолжить плести рубашки)

 

5 часть. Чтение цепочкой.

– Почему епископ потребовал, чтобы Элизу сожгли на костре? (Он подумал, что она злая колдунья, так как ходит ночью на кладбище)

– Почему сидя в подземелье и зная, что ей осталось жить одну ночь, она заплакала от радости? (работа ее была почти закончена и братья были тут.)

 

6 часть.

– Смогла ли Элиза спасти своих братьев?

 

4. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся

(Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания. 2-3 раза.

 

5. Работа в группах.

Задание 1

Перед вами рисунок розы. Острые шипы на стебле – испытания Элизы. Запишите их.

 

 

 

Выслушать ответы групп.

(Отвергнута, одинока, немая, терпит боль, приговорена)

 

– Что помогло ей преодолеть все эти трудности? (Любовь к братьям, желание их спасти)

Задание 2.

– Какие качества характера проявила Элиза, преодолевая эти трудности?

Запишите на лепестках розы.

Выслушать ответы групп.

(Терпение, трудолюбие, стойкость, ответственность, решительность)

 

– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испы­таниях она ни в чем не изменила себе. В этой молчаливой стойкости прин­цессы, в ее поведении раскрывается ее твердость характера, и она стойко переносит все испытания.

И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стой­кость, мужество и преданность.

 

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)

 

VI. Итог

Итак, мы убедились сегодня еще раз: в литературных и народных сказках добро побеждает зло. Радость и счастье человека – в стремлении к добру, в стойком сопротивлении невзгодам.

И считай, что не даром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Доброту в этом мире умножишь.

 

VII. Рефлексия.

Каждый выбирает себе понравившееся предложение и продолжает его:

1. Сегодня на уроке я узнал ….

2. На этом уроке похвалил бы себя за …

3. После урока мне захотелось…

4. Сегодня я сумел …

 

VIII. Информация о домашнем задании.

Перескажите сказку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.