Разработка открытого урока литературного чтения Г.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
Алымова Ирина Владимировна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №42» г. Петропавловска
Цель: выявление художественной идеи сказки – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.
Задачи:
– познакомить учащихся с новым разделом учебника, со сказкой Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», углубить представления о литературной сказке, способствовать пониманию её глубокого нравственного смысла;
– формировать умения работы с текстом художественного произведения, развивать умения определять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев и выражать свое отношение к ним, развивать коммуникативные навыки;
– воспитание, чувства ответственности, сострадания и доброты.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…
II. Введение в тему урока.
1. Прием ассоциации.
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Золотая душа»
– Какие ассоциации у вас возникают с этим словосочетанием? (Дети называют слова: доброта, забота, помощь, любовь, понимание, внимание, сочувствие, отзывчивость, уважение)
забота
уважение понимание
доброта
Золотая душа
помощь внимание
сочувствие
любовь отзывчивость
2. Работа в группах. Игра «Философский стол»
Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы все философы. Ваша цель: ответить на вопросы и выразить свои мысли.
Вопросы группам
– Про какого человека можно сказать, что у него золотая душа?
– Встречали вы таких людей? Приведите примеры.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке знакомство разделом «Золотая душа» мы начнем с чтения сказки Г.-К. Андерсена «Дикие лебеди».
IV. Актуализация знаний.
Сейчас я хотела бы провести небольшое интервью и предлагаю вам, возможно будущим журналистам, ученым или писателям, ответить на вопросы:
– А что такое сказка? (Это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, где добро всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)
– Какими бывают сказки? (составление кластера, коллективная работа)
– Какие сказки называют литературными? (Литературными, называют сказки, у которых есть автор)
– Чем отличаются литературные сказки от народных?
– Что у них общего? (зло приносит несчастья и испытывает доброго героя, добрый герой отправляется в трудный путь ради спасения близких, победа добра).
– Какие сказки Г.-К. Андерсена вы знаете? («Снежная королева», «Дюймовочка», “Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Русалочка»)
V. Работа над новым материалом.
1. Сообщение об авторе.
Всемирно знаменитый писатель Ганс Кристиан Андерсен родился в Дании в 1805 г. Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил повидать мир и отправился в Копенгаген, «чтобы стать знаменитым!». Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы. В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал. 1835-1837 гг. – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Андерсеном было издано 24 сборника сказок. Он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей, королев…
2. Стадия вызова.
– Часто нам приходится оказываться в самых различных ситуациях. И порой трудно сделать выбор, как поступить. Мы прочтем сказку и узнаем, как поступали герои сказки. Попробуем оценить их поступки.
3. Чтение и анализ сказки.
1 часть. Чтение части учителем.
– Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
– Как поступила мачеха с детьми?
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)
– Почему мачеха возненавидела Элизу?
– Почему принцессе пришлось уйти из дворца?
– Какое решение она приняла?
– Кого встретила Элиза в лесу?
– Что рассказала ей старушка?
2 часть. Самостоятельное жужжащее чтение.
– Какие чувства испытали братья и Элиза при встрече?
– О чем рассказали братья Элизе?
– Что придумали братья-лебеди, чтобы перевезти Элизу? (Сплели сетку из ивовой коры и тростника)
3 часть. Чтение части учителем.
– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
– Как можно освободить братьев от чар? (Нарвать крапивы, размять ее и свить нити, из которых нужно сплести 11 рубашек и не говорить ни слова пока не окончит работу)
– Поработаем с текстом. Перед вами следующий эпизод сказки «Элиза срывает стебли крапивы». 1 вариант подчеркнет слова, описывающие чувства Элизы. 2 вариант – слова, описывающие её испытание.
4 часть. Чтение подготовленными учащимися.
– Как Элиза попала во дворец?
– Как думаете, почему она плакала и ломала руки? (Боялась, что не сможнт продолжить плести рубашки)
5 часть. Чтение цепочкой.
– Почему епископ потребовал, чтобы Элизу сожгли на костре? (Он подумал, что она злая колдунья, так как ходит ночью на кладбище)
– Почему сидя в подземелье и зная, что ей осталось жить одну ночь, она заплакала от радости? (работа ее была почти закончена и братья были тут.)
6 часть.
– Смогла ли Элиза спасти своих братьев?
4. Физкультминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся
(Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания. 2-3 раза.
5. Работа в группах.
Задание 1
Перед вами рисунок розы. Острые шипы на стебле – испытания Элизы. Запишите их.
Выслушать ответы групп.
(Отвергнута, одинока, немая, терпит боль, приговорена)
– Что помогло ей преодолеть все эти трудности? (Любовь к братьям, желание их спасти)
Задание 2.
– Какие качества характера проявила Элиза, преодолевая эти трудности?
Запишите на лепестках розы.
Выслушать ответы групп.
(Терпение, трудолюбие, стойкость, ответственность, решительность)
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чем не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в ее поведении раскрывается ее твердость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)
VI. Итог
Итак, мы убедились сегодня еще раз: в литературных и народных сказках добро побеждает зло. Радость и счастье человека – в стремлении к добру, в стойком сопротивлении невзгодам.
И считай, что не даром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Доброту в этом мире умножишь.
VII. Рефлексия.
Каждый выбирает себе понравившееся предложение и продолжает его:
1. Сегодня на уроке я узнал ….
2. На этом уроке похвалил бы себя за …
3. После урока мне захотелось…
4. Сегодня я сумел …
VIII. Информация о домашнем задании.
Перескажите сказку.